Онлайн-форум «Магистраль»: транспортно-транзитный потенциал Казахстана обсудили эксперты в Астане
Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»
Транспорт – это новая нефть. Такое мнение озвучено на очередном эксперт-форуме «Магистраль» по вопросам международного логистического сотрудничества и развития транзитных транспортных коммуникационных путей.
Участниками встречи на информационной онлайн-платформе TransExpert стали директор центра трансформации бизнеса Нацкомпании ҚТЖ Ержан Наурызбаев, управляющий директор по терминальной деятельности Кедентранссервис Марат Байтуренов, управляющий директор по логистике KTZ Express Айбек Капар и замглавы Лиги прав потребителей Мурат Абенов.
– Казахстан сейчас является флагманом перестройки транспортного каркаса Евразии, сказал президент страны, выступая на Евразийском экономическом форуме. И мы можем это подтвердить. Все геополитические шоки, которые происходят вокруг нас, – это и риски, и большие возможности, – отметил Ержан Наурызбаев.
В прошлом году ҚТЖ перевезла через Казахстан более 23 млн тонн грузов. Поставлен исторический рекорд по контейнерным перевозкам – 1 млн 129 тысяч ДФЭ.
– И в этом году будет перевезено еще больше. По итогам восьми месяцев мы идем на улучшение показателей транзита как с точки зрения тоннажа, так и контейнеров, – сказал Ержан Наурызбаев. – Если сейчас за счет транзита через Казахстан мы зарабатываем более миллиарда евро, то с увеличением пропускной способности эта цифра может вырасти кратно.
Он добавил, что в последние годы можно услышать новую корпоративную мантру: «Транспорт – это новая нефть».
– Поэтому в своем послании глава государства столько внимания уделил разитию транспортного транзитного потенциала. Если мы сможем увеличить долю транспорта в ВВП, то мы увеличим и приток валютной выручки, но не за счет экспорта сырья. Стоит задача – 9% ВВП Казахстана должно приходиться на транспорт и логистику, и это то, над чем мы сейчас работаем.
Так, многое уже сделано и немало еще предстоит в рамках трансформации ҚТЖ в транспортно-логистическую компанию. Как внутри страны, так и за рубежом.
– Казахстан находится на перекрестке двух больших международных торговых маршрутов: Восток – Запад и Север – Юг. И наша работа по выстраиванию международного партнерства как раз велась в этих направлениях, – сказал спикер.
В мае подписано соглашение о создании совместного предприятия для развития ТМТМ с одной из крупнейших логистических компаний мира – сингапурской PSA International. У PSA 61 терминал в 26 странах мира, а общая перевалка грузов в прошлом году составила 93 миллиона ДФЭ. Обсуждаются инвестиционные проекты в сфере транспорта и логистики с Abu Dhabi Ports Group, в частности по развитию портовой инфраструктуры.
– Мы хотим выйти за рамки Казахстана и оказывать услуги в других странах, реализуя принцип «одного окна». Одним из основных партнеров мы видим здесь Abu Dhabi Ports Group. Это молодая компания с большим активом и компетенциями, в том числе по территории Ирана, который считается сложным участком из-за санкций, – отметил управляющий директор по логистике АО «KTZ Express» Айбек Капар. – Сейчас мы в процессе создания СП на паритетной основе, мы никому не даем ущемлять наши права. Рассматриваем также варианты сотрудничества с Shandong Port Group.
Работа по созданию еще одного совместного предприятия на ТМТМ ведется вместе с Грузинской и Азербайджанской железными дорогами. Налажено партнерство с Китаем.
– Мы разработали с руководством ҚТЖ несколько базовых принципов для формирования медждународных партнерств. Первый – 100% МЖС всегда остается в собственности государства. Второй – мы открыты к сотрудничеству со всеми компаниями. Третий – мы никому не даем эксклюзив. Четвертый – 100-процентное соблюдение международного санкционного режима. И пятый – возможность для нацкомпании зарабатывать деньги за пределами Казахстана – точки зарождения, поглощения грузов, маржинальность находится там, – отметил Ержан Наурызбаев.
Он добавил, что трансформация ҚТЖ – вопрос комплексный, и в компании к нему подходят комплексно. Как с точки зрения международного сотрудничества, так и развития инфраструктуры, обновления парка локомотивов и вагонов и т. д.
Мировые лидеры США, Германия, РЖД реализует инвестпрограмму.
– Приоритетные инфраструктурные проекты для Казахстана – Достык – Мойынты и Бахты – Аягоз. Они позволят расшить узкие места, увеличить пропускную способность и не отстать от мировых лидеров, которые сегодня реализуют инвестпрограмму по развитию транспорта. Ведь транспорт – это новая нефть не только для Казахстана, но и для Германии, России, США и других стран, – заключил Ержан Наурызбаев.