KTZ Express: контейнеризация в Казахстане набирает обороты
Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»
Учитывая рост грузопотоков между Китаем и Юго-Восточной Азией, Европой и Центральной Азией, основной целью транспортной политики Казахстана остается дальнейшее развитие концепции «Новый шелковый путь». Большую роль в этой задаче играет компания «KTZ Express» – мультимодальный оператор, оказывающий полный спектр транспортно-логистических услуг во всех видах сообщений от контейнерных и повагонных перевозок до предоставления терминальной инфраструктуры, таможенного оформления.
Сегодня KTZ Express через работу совместных предприятий, представительств и агентских пунктов закрепило свои позиции в важнейших логистических узлах с географическим охватом ключевых центров торговли в Европе, Центральной Азии и Китае.
Сеть терминалов и складских комплексов создает устойчивую основу для дальнейшего роста и развития компании. Так, KTZ Express располагает всеми необходимыми инфраструктурными мощностями, включая наличие терминалов в Актауском морском северном терминале, сухом порту «KTZE-Khorgos Gateway» и совместном предприятии «Китайско-казахстанская международная логистическая компания Ляньюньган», а также складского комплекса «KIF Warehouses» на территории сухого порта «KTZE-Khorgos Gateway».
Еще больше сервисов
Для расширения географического присутствия и возможностей предоставления дополнительного логистического сервиса клиентам на первой и последней миле по территории Китая, в текущем году открыты региональные офисы в крупных провинциях Китая, таких как Чэнду, Чунцин, Иу, Чжэнчжоу. Кроме того, открыт региональный офис в Будапеште (Венгрия).
Благодаря таким позициям KTZ Express намерено оказывать свои услуги на принципах своевременности, оперативности, гибкости и эффективности. Отметим, сегодня перевозки в контейнерах позволяют комбинировать различные виды транспорта, не ограничиваясь только железнодорожным, сокращать время погрузки и разгрузки, минимизировать риски повреждения грузов. Это снижает сроки доставки и затрат, а также увеличивает производительность в цепочке поставок.
По данным аналитиков, если сравнивать стоимость и время перетарки контейнеров с другими видами, например, крытыми вагонами, то последние значительно уступают контейнерам. Так, если стоимость перетарки крытых вагонов на станциях Достык и Алтынколь составляет около 19 долларов за тонну, то аналогичные услуги для контейнеров ориентировочно составляет 84 долларов за контейнер (около трех долларов за тонну в 20 футовом контейнере).
При этом для перетарки грузов в крытых вагонов необходимо затратить около 60 минут, в то время как перетарка одного контейнера занимает 20 минут. Эти цифры свидетельствуют об очевидной выгодности использования контейнеров для перевозки грузов.
В Казахстане контейнерные перевозки представляют перспективное направление транспортно-логистической сферы. Страна стала буквально магнитом для транзитных грузов. Так, в 2022 году мы достигли исторического максимума независимого Казахстана в транзите – 23 млн тонн (+10 % к 2021 году), а также рекордного показателя контейнерного транзита – 1 129 тысяч ДФЭ (+ 6% к 2021 году).
В текущем году страна продолжает сохранять положительную динамику этих показателей. Объем транзитных перевозок грузов только за 10 месяцев 2023 года составил 22,5 млн тонн (+19% к 2022 году), в том числе контейнерный транзит – 1 075,1 тысячи ДФЭ (+15% к 2022 году).
Основной контейнерный транзит по территории Казахстана осуществляется по трем традиционным направлениям: КНР – РФ – КНР, с долей в общем транзита 38%, КНР – ЕС – КНР – 31%, КНР– ЦА – КНР – 20%.
Для активной работы ТМТМ
Перспективным и стратегически важным для Казахстана маршрутом является Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ).
KTZ Express уделяет особое внимание развитию ТМТМ, поскольку казахстанской стороной охватывается большая часть сухопутного участка Среднего коридора и обеспечивается регулярная работа каспийских портов.
Основными заинтересованными грузообразующими регионами и провинциями Китая для отправления контейнерных поездов по ТМТМ являются Шаньси, Чжецзянь, Шаньдун (Циндао), Синьцзян-Уйгурский автономный район (Урумчи), Цзяньсу.
В 2022 году объем грузоперевозок по ТМТМ увеличился в 2,5 раза и достиг 1,5 млн тонн. При этом экспорт казахстанских грузов увеличился в 6,5 раза в сравнении с 2021 годом и составил 891 тысячу тонн.
За 10 месяцев 2023 года объем грузоперевозок по ТМТМ вырос на 97,7% (в сравнении с аналогичным периодом 2022 года) и составил 2,3 млн тонн, при этом экспорт из Казахстана составил 1,8 миллиона тонн (рост в 2,8 раза).
– Благодаря проведенной работе по упрощению транспортных процессов на ТМТМ были сокращены сроки доставки с 53 дней до 18-23 дней. Для обеспечения конкурентоспособности маршрута в дальнейшем планируется сокращение сроков до 10-15 дней, что существенно ниже сроков доставки морским путем (35-45 дней), – говорит исполняющий обязанности генерального директора АО «KTZ Express» Дамир Кожахметов.
Для повышения привлекательности маршрута и увеличения скорости доставки грузов на ТМТМ запущен контейнерный шаттл-поезд по фиксированному расписанию по маршруту Алтынколь – Поти/Батуми.
– Шаттл-сервис предоставляет уникальный комплекс преимуществ, включая строгое расписание с отправлением со станции Алтынколь три раза в неделю – в понедельник, среду и пятницу в 7.00 утра по времени Астаны. На станции Алтынколь осуществляется эффективная перегрузка контейнеров в течение 12 часов, а проход контейнеров на участке Алтынколь – Актау-Порт соблюдается по графику в течение 90 часов. Приоритетный судозаход для фидерных судов шаттл-сервиса обеспечивает перевалку контейнеров на судно всего за 24 часа. Также предоставляются стабильные тарифные условия, а ежесуточный контроль осуществляется через единый виртуальный диспетчерский центр, – рассказывает Дамир Кожахметов.
В августе текущего года на маршруте также был расширен сервис по Черному морю. Состоялся запуск регулярных фидерных сообщений по маршруту Поти/Батуми – Констанца/Бургас, а также разработана нитка графика совместно с Европейскими партнерами до Будапешта, Праги, Вены и Неаполя.
Еще одним значительным шагом к развитию ТМТМ послужит подписанный железнодорожными администрациями Казахстана, Азербайджана и Грузии в октябре 2023 года Договор о создании совместного предприятия для развития логистических связей ТМТМ.
Реагируя на глобальные тренды, KTZ Express сосредоточивает усилия на развитии действующих и перспективных транзитных коридоров и в укреплении международного сотрудничества.
Развитие пограничных пунктов, магистральных железнодорожных сетей, в том числе строительство путей, модернизация узловых станций, капитальный ремонт железных дорог и совершенствование тарифной политики придадут дополнительный импульс для увеличения объема перевозок. Ожидается, что реализация всех этих задач позволит к 2029 году довести транзитные перевозки через Казахстан до 35 млн тонн, в том числе контейнерный транзит до 2 млн ДФЭ. При этом прогнозируемый годовой объем по маршруту КНР – ЕС – КНР к 2032 году составит более 500 тысяч ДФЭ.
Важным шагом в развитии контейнерных перевозок в Казахстане является модернизация портов и терминалов.
В стране запланирована реализация ряда крупных проектов: контейнерный хаб в Актау, сухой порт на переходе «Бахты», логистический центр в Сиане (КНР) и терминал в грузинском порту Поти.
Также KTZ Express проводит работу по цифровизации для оптимизации сервиса контейнерных перевозок. Автоматизировано формирование и согласование планов по контейнерным перевозкам. Это позволило улучшить бизнес-процесс согласования плана по транзитным перевозкам в направлении КНР – ЕС – КНР. Также на веб-портале компании внедрен «калькулятор СО2», который позволяет вести замеры выбросов углекислого газа на транзитном маршруте. Стала доступна онлайн-реализация таможенно-брокерских услуг.
Компания не останавливается на достигнутом и уверенно применяет развитие технологий, оптимизацию маршрутов и другие современные решения. Реализация этих проектов позволит значительно увеличить транзитный грузопоток Казахстана и привлечь крупных мировых игроков транспортно-логистического сектора.