Включились в работу новые терминальные мощности порта Курык
На терминале генеральных грузов многофункционального морского терминала «Саржа» в порту Курык Мангыстауской области в конце сентября 2023 года приняли первую партию груза, а к концу октября планируют отправить груженое металлом судно общим весом 4,5 тысячи тонн, передает Rail-news.kz со ссылкой на официальный информационный ресурс премьер-министра РК.
На заседании оперативной рабочей группы по вопросам развития трансграничных хабов в правительстве обсудили включение в работу новых терминальных мощностей порта Курык. На терминале генеральных грузов многофункционального морского терминала «Саржа» в порту Курык Мангыстауской области в конце сентября 2023 года приняли первую партию груза, а к концу октября планируют отправить груженое металлом судно общим весом 4,5 тысячи тонн.
Проект строительства ММТ «Саржа» в порту Курык ведет казахстанская компания-девелопер SEMURG INVEST. Сейчас завершены все земельные работы, построены подъездные железнодорожные пути, два причала и терминал генеральных грузов. В рамках проекта будет построено несколько терминалов (зерновой, для генеральных и наливных грузов, универсальный) и транспортно-логистический комплекс.
Как отметил на заседании генеральный директор ТОО SEMURG INVEST Нуржан Марабаев, завершение строительства всех терминалов ММТ «Саржа» к 2030 году позволит увеличить пропускную способность Среднего коридора на 10 миллионов тонн в год.
Параллельно идут работы по строительству контейнерного хаба в морском порту Актау. Он будет создан на базе специальной экономической зоны «Морпорт Актау». Для этих целей зарезервирован земельный участок площадью 19 гектаров. Строительство планируется завершить во втором квартале 2025 года. Запуск данного объекта позволит активизировать грузоперевозки по Транскаспийскому международному транспортному маршруту, переориентировать часть транзитных грузов, следующих из Китая в Европу, параллельно развивая контейнерную линию «Туркменбаши – Актау – КНР».
По данным АО «НК «КТЖ», китайский морской порт Ляньюньган заинтересован в инвестировании в строительство контейнерного хаба. В морской гавани ежесуточно формируется по два контейнерных поезда в сторону Казахстана. В перспективе строительство казахстанского сухого порта в Сиане позволит увеличить грузопоток товаров в Казахстан через Ляньюньган.
Для полноценной работы Каспийского узла необходимо увеличить пропускную способность железнодорожного участка «Бейнеу – Мангыстау». Он представляет собой часть ж/д магистрали «Челябинск – Болашак». В настоящее время в КТЖ разработана программа по устранению узких мест на этой ж/д магистрали. Также запланировано строительство дополнительных семи раздельных пунктов и двухпутных вставок. Этих мер будет достаточно для устранения сложных участков.
«У международного коридора Север – Юг, который является основным элементом транспортного каркаса Евразии, очень хорошие перспективы. Это территория для развития евразийской промышленной кооперации и переформатирования Казахстана в логистический хаб. Такие задачи поставил перед нами Глава государства. С учетом климатических и экологических изменений на Каспии и появления новых мощностей у порта Курык есть все возможности стать важным звеном перенастройки цепи транспортно-логистических маршрутов. За ним, определенно, будущее», — отметил вице-премьер Серик Жумангарин.
На заседании были презентованы и новые транспортно-логистические проекты. В частности, E-Logistics хаб под Алматы. С учетом потенциального роста к 2030 году алматинской агломерации до пяти миллионов человек объект необходим для консолидации и распределения агропромышленных грузов. Для создания нового хаба рассматривают две модели: французский «Ранжис» (площадью 234 гекара) и российский «Фудсити» (104 гектара). Есть потенциальные инвесторы для строительства.
С учетом увеличения грузоперевозок из КНР и модернизации пропускного пункта «Кольжат», в Уйгурском районе Алматинской области планируется строительство международного цифрового транспортно-логистического хаба «Сухой порт – Кольжат». Проект разбит на два этапа, сроки его реализации – с 2023 по 2027 годы. Предусмотрено строительство складов временного хранения, сервисных центров для транспорта, создание сервисов по оказанию государственных, брокерских и вспомогательных услуг и центра экспорта товаров. Определена и территория площадью 8,5 тысячи гектаров.