Стратегия АО «НК«Қазақстан темір жолы» - экспорт услуг на глобальный рынок

Новости
04.08.2017, 13:30
  В  предстоящее воскресенье работники транспорта  отмечают свой профессиональный праздник. Этот год является юбилейным для акционерного общества «Национальная компания «Қазақстантеміржолы» - 20 лет с момента создания компании.В преддверии праздника мы попросили президента акционерного общества «Национальная компания «Қазақстантеміржолы» Каната АЛПЫСБАЕВА рассказать об основных достижениях и дальнейших планах развития компании.   - Канат Калиевич, с какими результатами и планами АО «НК «ҚТЖ»встречает День работников транспорта? - В этом году вследствие роста товарооборота со странами – торговыми партнерами Казахстана, а также благодаря мерам, принятым Правительством РК по стимулированию экономического роста, произошел перелом негативного тренда снижения объемов перевозок. По итогам первого полугодия 2017 года грузооборот к уровню аналогичного периода 2016 года вырос на 11%. Выросли объемы перевозок угля, железной руды, лома, строительных грузов, нефтепродуктов и удобрений во всех видах сообщений. Рост физического объема перевозок этих традиционных грузов отражает оживление экономики страны. В то же время, перспективы роста АО «НК «ҚТЖ» связывает не с традиционными перевозками этих массовых грузов, а со стратегией продвижения транспортно-логистических продуктов на глобальный рынок перевозок, что обеспечивает диверсификацию продуктовой линейки и клиентской базы и полностью соответствует стратегическому вектору экономической политики Правительства по диверсификации экономики, увеличению доли несырьевого экспорта Казахстана. Это обусловлено низкой доходностью перевозок традиционных массовых грузов,а также долгосрочным трендом снижения объемов потребления угля в связи с расширением доли «зеленой» экономики. На страновом уровне Главой государства выдвинуты инициативы по становлению Казахстана деловым и логистическим хабом и возрождению Шелкового пути, а также принято решение о формировании на базе АО «НК «ҚТЖ» транспортно-логистической компании международного уровня с передачей ей инфраструктуры всех видов транспорта. В соответствии с поручениями Главы государства выделены средства на форсированное развитие транспортно-логистического комплекса Казахстана, с учетом открывающегося «окна возможностей» в рамках инициативы Китая «Один пояс – один путь» и стремления других стран закрепить позиции на рынке перевозок между крупнейшими полюсами экономики на евразийском континенте. Ежегодный двукратный рост транзитных контейнерных перевозок в сообщении Китай-Европа-Китай, которые в этом году достигнут более 200 тысяч контейнеров, подтверждает правильность принятых решений. С учетом перспектив экспорта казахстанских транспортно-логистических услуг на глобальный рынок, в послании Главы государства «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» поставлена задача по росту объемов транзитных перевозок в 7 раз - до 2 миллионов контейнеров к 2020 году. - Как Вы собираетесь достичь поставленных целей? -Для этого Компания в альянсе с глобальными и локальными участниками рынка развивает международные транспортно-логистические маршруты: из Китая в Европу через территорию Казахстана, России и Беларуси (Северный ТАЖМ), из Китая в Европу через Каспий, Азербайджан, Грузию и Турцию (ТМТМ), из Китая в Центральную Азию и страны Персидского залива, коридор «Север-Юг». Работая в 17 провинциях Китая, Вьетнаме, Корее, странах Европы и Персидского залива, компания активно продвигает сервис скоростных контейнерных поездов. В дополнение к успешно функционирующим регулярным контейнерным поездам в сообщениях Европа - Азия осваиваются новые маршруты в сообщениях между Китаем, Ираном, Великобританией и Турцией через Казахстан. Клиентам нужна цельная интегрированная услуга от пункта отправления до пункта назначения. Это диктует необходимость кооперации всех участников рынка вдоль транзитных маршрутов: владельцев магистральных и терминальных инфраструктур, перевозчиков разных видов транспорта и логистических операторов. Поэтому АО «НК «ҚТЖ», объединяющее инфраструктуру всех видов транспорта в Казахстане, выступает инициатором формирования международных бизнес-альянсов и интеграционных объединений всех заинтересованных сторон на трансконтинентальных мультимодальных коридорах. Для развития Северного Трансазиатского маршрута, проходящего через территорию Казахстана, России и Беларуси, был сформирован бизнес-альянс трех железнодорожных компаний - Объединенная транспортно-логистическая компания (ОТЛК). С 2014 года ОТЛК обеспечивает предоставление интегрированной услуги, основанной на принципах «одного окна», единой технологии, стандартах качества и ценовой политике, что в свою очередь позволяет эффективно конкурировать с другими транспортными коридорами. Цель АО «ОТЛК» - переориентация контейнерных грузопотоков в коридоре Азия-Европа от иностранных морских перевозчиков на инфраструктуру ЕАЭС, обеспечив рост объемов перевозок до 800 тыс. контейнеров в год к 2020 году. Взаимовыгодное коммерческое и технологическое сотрудничество позволяет АО «ОТЛК» демонстрировать высокую динамику роста объемов перевозок и способствовать реализации транзитного потенциала  Казахстана. Этот стратегический альянс является ключевым элементом процесса сопряжения евразийской экономической интеграции и Экономического пояса Шелкового пути. По инициативе Казахстана в 2014 году был создан Координационный комитет по развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), объединяющий участников рынка Казахстана, Азербайджана, Грузии, Турции, стран Восточной Европы и Украины. Основными направлениями деятельности Координационного комитета ТМТМ являются развитие интегрированного логистического сервиса и контейнерных поездов, единой технологии организации мультимодальных перевозок, применение конкурентоспособных тарифов по всей цепи маршрута. Запланированный до конца года ввод в эксплуатацию нового железнодорожного участка Карс – Ахалкалаки на границе между Турцией и Грузией откроет новые перспективы по увеличению транзитных перевозок по данному маршруту. Кроме того, для оказания сервиса и услуг одного окна создан консорциум логистических провайдеров вовлеченных стран, сформирован контейнерный сервис «Nomad Express» из Китая в Турцию. Проведена работа по привлечению новых участников и продлению коридора с включением в него транспортной сети Украины и формированием на нем целостного транспортного сервиса. Аналогичная координационная работа по наращиванию транзитных перевозок ведется по коридору «Север-Юг», проходящему через территории России,Казахстана, Туркменистана и Ирана. Успешное функционирование транснациональных коридоров, проходящих через территорию Казахстана, стало возможным благодаря опережающему развитию транспортно-логистической инфраструктуры и передаче под управление АО «НК «ҚТЖ» инфраструктуры всех видов транспорта. Развитие инфраструктуры Казахстана в рамках коридоров «Восток-Запад», начиная с нового пограничного перехода с Китаем и железнодорожной линии Жетыген-Алтынколь, СЭЗ «Хоргос – Восточные Ворота» с Сухим портом, расширение пропускной способности транзитного участка Алматы–Шу, строительство новой железнодорожной линии Жезказган-Бейнеу, инфраструктуры нового порта Курык и линии Боржакты–Ерсай, расширение порта Актау, завершение строительства казахстанского участка автомагистрали «Западная Европа – Западный Китай» позволило оптимизировать логистику внутренних и экспортных грузопотоков и повысить привлекательность казахстанских маршрутов в трансконтинентальных перевозках. Ввод в строй новой железнодорожной линии Узень-Болашак-Берекет-Горган, проходящей через территории Казахстана, Туркменистана и Ирана, открыл новый коридор «Север-Юг» от Баренцева и Балтийского морей до Персидского залива и Индийского океана, опередив альтернативный проект коридора «Север-Юг» по западному побережью Каспийского моря через территорию Азербайджана.          Инвестиции в ключевые сегменты инфраструктуры повышают спрос на действующую инфраструктуру транспортных коридоров, при этом он превышает первоначальные ожидания. Так, за неполные 3 года эксплуатации по новым железнодорожным линиям Жезказган – Бейнеу и Аркалык – Шубарколь пропущено 30,1 млн. тонн грузов при плане согласно ТЭО в 12 млн. тонн на 5-й год эксплуатации.За полгода после ввода в строй первой фазы железнодорожного паромного комплекса порта Курыкуже перевалено 543 тыс. тонн грузов. Для привлечения транспортных потоков на казахстанскую транспортную инфраструктуру во внутреннем и трансконтинентальном сообщениях развивается опорная сеть транспортно-логистических центров в пунктах зарождения, консолидации и дистрибуции грузопотоков на территории Казахстана и стран Евразийского континента. В 2014 году начал работу первый логистический терминал внешней сети в китайском порту Ляньюньган. Он является основным пунктом консолидации грузопотоков в/из Казахстана и ключевым транзитным портом по перевалке грузов в/из стран Центральной, Юго-Восточной Азии, а также внутренних портов Китая. В рамках формирования внешней опорной сети ТЛЦ в 1 полугодии было создано совместное с иранскими партнерами предприятие для строительства терминала в порту Бандер-Аббас (Иран), до конца года совместно с российской девелоперской компанией COALCO будет создано предприятие для строительства Сухого порта в Московской области. Стратегическим узлом опорной сети ТЛЦ является Сухой порт на территории СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» на казахстанско-китайской границе, в котором сходятся магистральные железнодорожные и автомобильные сети Казахстана и Китая. За 6 месяцев текущего года в Сухом порту СЭЗ «Хоргос-Восточные ворота» обработано 81,7 тыс. контейнеров, что в 3,5 раза выше аналогичного периода прошлого года. Вхождение в акционерный капитал Сухого порта крупнейшей морской шипинговой компании COSCO и порта Ляньюньган позволит интегрироваться в глобальные логистические цепочки и привлечь дополнительные контейнерные потоки. Строительство инфраструктуры СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» было завершено в 2016 году. С учетом географического положения, качества инфраструктуры и благоприятных экономических условий СЭЗ обладает огромным потенциалом для привлечения инвестиций и развития производства. В крупных городах Казахстана также разворачивается сеть ТЛЦ для обслуживания внутренних и международных товаропотоков. Для обеспечения высоких стандартов логистического сервиса в новые ТЛЦ Казахстана интегрируются зоны таможенного оформления в соответствии с Дорожной картой Правительства совместно с Комитетом государственных доходов. Обеспечение потребностей экономики в качественных транспортно-логистических услугах требует развития не только инфраструктуры, но и подвижного состава. Поэтому АО «НК «КТЖ» были инвестированы значительные средства в обновление парка локомотивов, грузовых и пассажирских вагонов. С приобретением 4 морских сухогрузов и созданием совместного с азербайджанскими партнерами предприятия освоена компетенция и организованы перевозки в морском сегменте транспортного коридора ТМТМ, интегрированные с услугами перевозок грузов железнодорожным транспортом и перевалкой в портах Курык и Актау. В рамках государственной программы «Нұрлыжол»мы продолжаем развитие пассажирской логистической инфраструктуры. В преддверии ЭКСПО-2017 запущен новый терминал столичного аэропорта общей площадью 47 тысяч кв. метров, включающий международный пассажирский и VIP терминалы, и введен в эксплуатацию новый железнодорожный вокзальный комплекс «Нұрлыжол», не имеющий аналогов в странах СНГ и являющийся одним из самых современных железнодорожных вокзалов. Новые объекты построены и оборудованы по самым современным технологиям и соответствуют наивысшим стандартам безопасности, экологичности и удобства для пассажиров.          Развитие транспортно-логистического комплекса позволило повысить индекс логистического климата LogisticsPerformanceIndexКазахстана. В целях улучшения позиции в международном рейтинге «DoingBusiness» по индикатору «Международная торговля», оцениваемому по простоте и скорости организации перевозок экспортных грузов, АО «НК «ҚТЖ» проводится работа по оптимизации технологических процессов, организации интегрированных услуг по принципу «одного окна», приводящее к сокращению времени организации отправки одиночного экспортного контейнера с 28 часов до 16-18 часов (на 35%). Кроме того, благодаря изменению технологии, время движения контейнеров в составе поездов значительно оптимизировано. -  Понятно, что развитие инфраструктуры является необходимым условием развития транзитного потенциала. Однако вы конкурируете за транзит с другими маршрутами и видами транспорта. Что делается для повышения привлекательности транспортных коридоров через территорию Казахстана? - Ужесточение конкуренции на глобальном рынке переносит требования по повышению качества и эффективности логистических сервисов не только в транзитном сообщении, но и при внутренних и экспортно-импортных перевозках, поскольку наши казахстанские клиенты также конкурируют с другими участниками рынка. Поэтому мы занимаемся развитием технологий и внедрением инноваций в корпоративные процессы управления, бизнес-процессы организации и осуществления перевозок, содержания и обслуживания производственных активов с учетом современных требований «умной» экономики. На сегодняшний день нами внедрены новые технологические платформы: система MULTIRAIL, автоматизированные системы управления «Договорная и коммерческая работа» и «Энергодиспетчерская тяга».          Система MULTIRAIL за счет автоматизации процессов планирования и нормирования грузоперевозок обеспечивает отправление поездов по твердым расписаниям, что позволяет увеличить показатели маршрутной скорости, производительности подвижного состава, а оборот и простой грузовых вагонов минимизировать. Ввод в эксплуатацию АСУ «Договорная и коммерческая работа» позволил оптимизировать работу с клиентами. Система обеспечивает для клиентов доступ из любой точки мира через интернет по принципу «одного электронного окна». В результате автоматизации процессов срок обработки сокращен с 3-х дней до 3 минут и исключен человеческий фактор при обработке и удовлетворении заявок. Автоматизированная система управления по учету расхода дизельного топлива и электроэнергии - АСУ «Энергодиспетчерская» обеспечивает контроль учета и оптимизацию расхода энергоресурсов, сбор сведений и анализ топливного баланса, и оптимизирует существующий бумажный документооборот. В целях реализации Послания Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» в рамках ускоренной технологической модернизации и принятия отдельной программы «Цифровой Казахстан» АО «НК «ҚТЖ» был инициирован проект-стратегии «Цифровая железная дорога»,  в рамках которой планируется реализация проектов, направленных на поддержку основных бизнес-блоков компании в достижении их ключевых целей, в частности: - система управления взаимоотношениями с клиентами (CRM) (создание единой базы клиентов, увеличение количества лояльных клиентов, снижение операционных расходов, в рамках отслеживания договоров); - система управления мультимодальными перевозками (SCM) (полный цикл всей поставки, оптимизация подбора видов транспорта с учетом особенностей груза и отслеживание перевозок в реальном времени); - система управления интермодальным терминалом (TOS) (повышение пропускной способности терминалов и коэффициента использования вагонов, контроль над контейнерами в режиме реального времени и сокращение простоев контейнерного парка); - внедрение автоматизированной системы для разработки прогнозных (вариантных) графиков движения поездов (РП ГДП) (обеспечение повышения маршрутной скорости на 0,3%, повышение точности планирования, выполнения графика движения, в том числе различной глубины планирования (от 20 суток до 3 часов); - центр управления движением поездов (централизованное управление всей железнодорожной сетью РК (739 станций) и контроль движением поездов в режиме реального времени из города Астана и трех региональных постов (запад-Актобе, юго-восток - Алматы, север - Астана); - внедрение (тиражирование) АСУ «Магистраль» (обслуживание путевого хозяйства по фактическому состоянию элементов верхнего строения пути и организация покомпонентного ремонта пути.Сокращение критических поломок, приводящих к задержкам и авариям, затрат на техническое обслуживание и ремонт, что позволит увеличить срок службы инфраструктуры; увеличение пропускной способности); - внедрение интегрированной системы планирования, обеспечивающей детальное производственно-финансовое моделирование и оптимизацию всей совокупности технологических операций, необходимых производственных активов и ресурсов для их выполнения в рамках обеспечения прогнозируемых объемов перевозок; - цифровой вокзал (организация технологии аудио-визуального информирования пассажиров о прибытии/отправлении поездов, получение пассажирами справочной информации, а также отображение любой рекламной текстовой, графической, видео и голосовой информации); - интернет в пассажирских поездах (улучшение качества услуг пассажиров и расширение портфеля услуг; предоставление доступа к сети Интернет и спутниковому ТВ); - организация сети LTE-R вдоль железной дороги (создание среды высокоскоростной беспроводной передачи данных на всей протяженности железных дорог Казахстана. Создание условий для внедрения Интернет вещей, роботизации и мобильных приложений, системы интервального регулирования движения поездов на базе радиоканала. Голосовые вызовы: технологическая радиосвязь, ремонтно-технологическая радиосвязь, маневровая и пр.). В результате ожидается кардинальный рост показателей эффективности производственных процессов на основе современных технологических платформ. - ҚТЖ расширяет географию скоростных пассажирских поездов, сформированных из вагонов «Тұлпар-Тальго». Каковы планы по дальнейшему развитию пассажирских перевозок? Что предпринимается для повышения качества обслуживания пассажиров?    - Всего за 5 лет мы связали все крупные города Казахстана сетью скоростных пассажирских маршрутов, по которым курсируют современные пассажирские вагоны, произведенные отечественным заводом  «ТұлпарТальго». Основным преимуществом скоростных поездов является значительно меньшее время в пути следования пассажиров, которое сокращено в 1,2-1,5 раза. С конца прошлого года ведется работа по замене действующих составов новыми более комфортабельными вагонами. До 2022 года планируется ввести новые составы из вагонов «Тұлпар-Тальго» с широким кузовом по 6 маршрутам. Для повышения качества обслуживания пассажиров ведется работа по расширению спектра предлагаемых сервисных услуг. Так, в настоящее время внедряются новые единые стандарты питания в пассажирских поездах «Тұлпар-Тальго», разрабатывается единство стандарта для поездных бригад, предусматривающего требования к внешнему виду, форменной одежде, приветствию пассажиров, подготовке салона, оснащению, посадке/высадке пассажиров, информированию пассажиров и др. Для повышения качества сервиса в поездах организовано обучение сотрудников АО «НК «ҚТЖ» с учетом практики, применяемой в «Эйр Астана». Компанией утверждена Концепция развития вокзалов, в соответствии с которой к единому стандарту приводятся внешний и внутренний вид и обустройство зданий, проводится работа по упорядочению коммерческой деятельности на территории вокзалов.   - Что бы Вы хотели пожелать  работникам транспортной отрасли накануне праздника? - В День работников транспорта хочу выразить глубокую благодарность за преданность профессии, патриотизм, настойчивость в решении поставленных задач всем коллегам. Своим каждодневным трудом, энергичностью и профессионализмом они вносят достойный вклад в развитие не только отрасли, но и всей экономики Казахстана. Желаю всем успехов в работе, новых профессиональных свершений и крепкого здоровья!

Беседовала Лейла КАМБАРОВА 

Казахстанская правда, 

3 августа 2017 г. 

Новости
23.07.2024
Повышение эффективности казахстанских морских портов обсудили в Актау
Регионы
23.07.2024
Внутренние тренеры КТЖ провели выездное обучение в Уральске
Регионы
23.07.2024
Итоги работы за второй квартал по предупреждению несчастных случаев подвели в Акмолинском отделении ГП
Регионы
23.07.2024
Летние путевые работы продолжают вести в Карагандинском регионе
Новости
23.07.2024
Первый контейнерный поезд пройдет через Казахстан из Ирана в Китай по коридору «Север-Юг»
Новости
23.07.2024
Правила железнодорожных перевозок изменят в Казахстане
Новости / Архив
23.07.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №60 от 23 июля 2024 года
Грузовые перевозки
22.07.2024
АО "Кедентранссервис" заключило договор с Hamburger Hafen аnd Logistik AG
Грузовые перевозки
22.07.2024
Более тысячи тонн керамической плитки отправили в Казахстан по МТК «Север-Юг»
Новости
22.07.2024
Глава KAZLOGISTICS посетил порты Актау и Курык
Грузовые перевозки
22.07.2024
Условия нахождения и использования транспортных средств международной перевозки установили на таможенной территории ЕАЭС
Новости
22.07.2024
Казахстан прорабатывает экспорт пшеницы через Бейнеуский терминал в Афганистан и Пакистан
Новости
22.07.2024
Строительство новой железнодорожной магистрали обсуждают Казахстан, Туркменистан и Афганистан
Новости
22.07.2024
Пропускную способность восточного направления транспортного коридора «Север-Юг» через Казахстан увеличат до 10 млн тонн в год
Пассажирские перевозки
22.07.2024
Оформленный в честь 125-летия Каныша Сатпаева поезд отправился со станции Нұрлы жол в Жезказган
Новости
19.07.2024
Самрук-Қазына: Около 330 млрд тенге недополучило КТЖ из-за субсидирования грузоперевозок
Новости
19.07.2024
Казахстан намерен продолжить активное участие в развитии Восточной ветки Север-Юг - Карабаев
Новости
19.07.2024
Общий трудовой стаж династии железнодорожников из Алматы достиг 820 лет
Новости
19.07.2024
Цифровые тенге направили на строительство участка железной дороги «Достык-Мойынты»
Новости
19.07.2024
Новые маневровые тепловозы прибыли в эксплуатационное локомотивное депо Жана-Есиль