«Прогнозирование – это искусство»: графисты рассказали о своей работе

Новости
11.03.2025, 13:56
Фото Александра Жабчука
Любовь Подоляк

Графисты, работающие на железной дороге, – штучные кадры, от которых зависит четкость и бесперебойность движения поездов, передает Rail-news.kz со ссылкой на газету «Литер».

Графисты определяют, когда состав отправится в рейс, с какой скоростью будет двигаться и где сделает остановки. График движения поездов – их главный продукт. Его составляют на основе множества факторов и напоминает сложную паутину, где важно учесть каждую деталь.

«Мозг графиста устроен особым образом. Нужно писать одно, держать в уме второе и учитывать третье, чтобы создать точный и надежный график движения», – рассказывает почетный железнодорожник, главный менеджер Департамента разработки графиков движения и планов формирования поездов филиала АО «НК «КТЖ» — «Дирекция интегрированного планирования» Сауле Калтаева.

Она посвятила железной дороге 37 лет и представляет Казахстан на международных совещаниях железнодорожников. Интересный факт: в 2012 году Литовская железная дорога назвала в честь нее и руководителя Литовской железной дороги Саулюса маршрут контейнерных поездов Китай – Литва – Европа «Сауле».

«Прогнозирование – это искусство графиста. Ошибки - недопустимы, ведь от точности графика зависит не только эффективность работы железной дороги, но и безопасность пассажиров и грузов», – подчеркивает Сауле Калтаева.

Графисты, зная возможности инфраструктуры и учитывая динамику перевозок грузов и пассажиров, дают свои предложения по модернизации и строительству отдельных участков железной дороги.

«График движения, по сути, является лакмусовой бумажкой, выявляющей узкие места нашей инфраструктуры. В процессе его разработки становятся очевидны все слабые стороны, требующие модернизации. Мы сталкиваемся со всеми этими проблемами именно на этапе его создания», – отмечает Сауле Калтаева.

Работа графиста требует внимательности, терпения и опыта. Каждая деталь играет роль, а график движения поездов собирается словно сложный пазл. Это огромный труд, который можно выполнить только командой высококвалифицированных специалистов. Среди таких профессионалов – Ирина Харьковская и Светлана Толстокорова, ветераны своей отрасли.

Ирина Харьковская работает графистом уже 26 лет, а общий стаж на железной дороге у нее – 40 лет. Она не только ценный специалист, но и настоящий мотор коллектива, активно передает знания молодежи и вдохновляет коллег на участие в спортивных соревнованиях.

Светлана Толстокорова, кроме работы над графиком движения поездов, занимается составлением уникального и важного календаря курсирования пассажирских поездов. Этот документ используется всеми графистами при планировании «окон» – технологических перерывов для ремонта и технического обслуживания путей. Ее стаж в железнодорожной отрасли составляет 34 года.

Больше 20 лет работают на железной дороге Айжан Айтмаганбетова и Меруерт Казибаева. Айжан отвечает за разработку плана формирования и направления вагонопотоков, который впоследствии используется при создании графика грузового движения, Меруерт руководит тяговыми расчетами для графика движения.

Эти женщины доказывают, что сложные профессии покоряются тем, кто действительно любит свое дело.

Новости
04.12.2025
Экспортный путь зерна до узбекской границы продемонстрировали журналистам
Новости
04.12.2025
Транзит по ТМТМ из Китая увеличился на 12%
Регионы
04.12.2025
Будни станции Арстансор: малый штат, большой участок ответственности
КТЖ в лицах
04.12.2025
«К каждому нужен подход»: будни проводницы женского вагона
Новости
03.12.2025
Более 1700 раз экстренно тормозили машинисты поездов в этом году
Интервью
03.12.2025
Перевозки, парк и цифровые решения: «Қазтеміртранс» подводит итоги и формирует стратегию развития до 2026 года
Пассажирские перевозки
03.12.2025
Поезд «Астана – Омск» начнет курсировать в декабре
Инфраструктура
03.12.2025
КТЖ перевыполнило план ремонта путей на 2025 год
Новости
02.12.2025
Навигационные пломбы в ЕАЭС начнут применять с февраля 2026 года
Новости
02.12.2025
Программно-аппаратный комплекс установили на автомотрисах Астанинской дистанции электроснабжения
Пассажирские перевозки
02.12.2025
ЕАЭС упростит железнодорожные пассажирские перевозки
Грузовые перевозки
02.12.2025
Перевозки грузов по сети ҚТЖ выросли до 287,8 млн тонн
Новости
02.12.2025
Порт Актау получил финансовую поддержку Европейского Союза
Новости / Архив
02.12.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №100 от 02 декабря 2025 года
Новости
01.12.2025
Железнодорожники обсудили вопросы интеграции охраны труда в бизнес-процессы
Регионы
01.12.2025
«Ұлттық диктант» написали кокшетауские железнодорожники
Новости
01.12.2025
Более 3 700 казахстанцев привлекли к ответственности за нарушения на железной дороге
Регионы
01.12.2025
Внедрение цифровых технологий и экономию топлива обсудили на семинаре в Павлодаре
Регионы
01.12.2025
Месячник «Внимание – тормозное оборудование» выявил дефекты у вагонов в ВЧД-24
Регионы
01.12.2025
Более 1 млн 26 тыс. тонн зерна нового урожая погружено в Костанайском регионе