Казахстан расширяет транспортно-транзитный потенциал: проекты и прогнозы до 2029 года


Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»
Объем транзитных грузов в Казахстане ежегодно растет и в прошлом году составил 27,5 миллиона тонн, что на 33% больше показателя 2020 года. Контейнерный транзит за этот период вырос на 59% и в прошедшем году достиг 1,4 миллиона ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент).
В настоящее время перед АО «НК «Қазақстан темір жолы» стоят задачи по развитию транспортно-транзитного потенциала страны. Транзит может стать существенным источником дохода и сыграть важную роль в развитии экономики нашей страны.
По оценке экспертов, транзитные перевозки через Казахстан могут достичь 100 миллионов тонн, а доходы от них превысят шесть миллиардов долларов в год.
По оценке KPMG, указанные показатели могут быть достигнуты к 2035 году. В то же время в ҚТЖ рассчитывают выйти на эти объемы уже к 2029 году. Так, начав в 2019-м с 17,6 миллиона тонн транзита, на сегодняшний день достигнуто 27,5 миллиона тонн. По завершении проекта «Достык – Мойынты», по прогнозам ҚТЖ, транзит удвоится до 55 миллионов тонн уже в следующем году.
Проект «Достык – Мойынты», как и другие инфраструктурные проекты, входит в ключевой актив компании. Напомним, к 2020 году износ магистральной железнодорожной сети достиг 57%. В настоящее время основные ресурсы компании направлены на восстановление, модернизацию и строительство железных дорог.
Для решения данного вопроса Глава государства поручил строительство и модернизацию пяти тысяч километров дорог, а также ремонт 11 тысяч километров существующих путей. Для этого разработана специальная программа по развитию магистральной железнодорожной сети до 2029 года. Работы идут по графику, и поставленную задачу АО «НК «Қазақстан темір жолы» непременно выполнит.
Модернизировать и построить пять тысяч километров – амбициозная задача. В ближайшие три-четыре года будет построено и модернизировано в два раза больше, чем за 30 лет независимости страны. В постсоветский период было построено 2,5 тысячи километров пути.
При этом основная цель реализации Программы развития магистральной железнодорожной сети – привести действующие пути в соответствие с нормативом и расширить пропускную способность. Уникальное расположение Казахстана в центре Евразии предоставляет возможность обеспечить транспортные потоки между мировыми экономическими центрами.
Еще олин важный элемент развития транзита - наличие современной терминальной сети по всему маршруту. Это обеспечивает стабильность тарифов и предсказуемость логистики.
Уже функционируют казахстанско-китайские терминалы в порту Ляньюньган и сухом порту Сианя (КНР). Напомним, Глава государства дал старт строительству терминала в Сиане в мае 2023 года, а уже в феврале 2024 года он начал действовать. Благодаря его открытию объем контейнерных перевозок из Китая по ТМТМ в прошлом году вырос в 33 раза.
Сиань представляет узловой транзитный центр Китая, а сухой порт – крупнейший в этой стране. Здесь формируется более 30% контейнерных поездов в направлении ЕС. В Сиань поступает около 40% импорта из стран СНГ.
На сегодня совместно с китайскими партнерами ҚТЖ строятся и будут запущены в текущем и следующем годах терминалы на станциях Селятино (Россия), Свислочь (Беларусь) и в Венгрии. Также открыт терминал в порту Актау. Таким образом, терминальной сетью с участием ҚТЖ будет охвачен весь маршрут Восток – Запад.
Благодаря поддержке государства ҚТЖ активно развивается, и в региональном масштабе Казахстан уверенно лидирует в транспортно-логистической сфере. Картина развития Казахстана как транзитного хаба становится все более отчетливой, а проекты развития магистральной сети принесут ощутимую пользу экономике страны.
Большую роль в этом развитии играет АО «KTZ Express». Сегодня компания осуществляет перевозки по основным направлениям, соединяющим Китай, Европу, страны Персидского залива, СНГ, Кавказа и Центральной Азии. За прошедший год особое внимание было уделено развитию современной терминальной инфраструктуры, запуску новых сервисов и применению инновационных подходов, которые позволяют сделать логистику более быстрой, надежной и технологичной.
В 2024 году объем контейнерных перевозок достиг 796 тысяч ДФЭ, в том числе наблюдался значительный рост перевозок по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ), по которому отправлено 358 поездов, что в 33 раза больше, чем в предыдущем году. В дополнение к этому был организован обратный маршрут ТМТМ (Апшерон – Сиань), открыты мультимодальные перевозки через Афганистан и Пакистан в порт Джебель-Али (ОАЭ), а также сухопутный маршрут КНР – Иран – КНР.
Продолжается развитие и других перспективных логистических направлений. Компанией запущены ускоренные сервисы Китай – Казахстан – Центральная Азия/Московский узел (Селятино), мультимодальный маршрут Урумчи – Алматы и новая услуга контейнеризации автомобилей. KTZ Express протестировала двухъярусные контейнерные платформы на линии Алтынколь – Жетыген, а также внедрила схему комбинированной доставки контейнеров в Алматинский узел с использованием полувагонов и автотранспорта. Кроме того, в работу введен новый мультимодальный маршрут Южная Корея – Ляньюньган – Центральная Азия – Казахстан.
Среди ярких событий года – 10-летие работы сухого порта KTZH-Khorgos Gateway, где была значительно увеличена пропускная способность. Введенные в эксплуатацию 10 новых сортировочных путей позволили повысить мощности терминала с 540 до 800 тысяч ДФЭ в год, что укрепило его позиции как крупнейшего сухого порта Центральной Азии.
Не менее важным шагом стало начало строительства нового контейнерного хаба в Актау. Первый пусковой комплекс первой очереди проекта был введен в эксплуатацию досрочно благодаря слаженной работе KTZ Express и их партнеров из порта Ляньюньган, Актауского морского порта. Новый хаб оснащен современным оборудованием, в том числе высокопроизводительными козловыми RMG-кранами, которые не имеют аналогов в Казахстане.
Параллельно компания продолжает реализацию масштабных международных проектов: строительство транспортно-логистического центра CRK Terminal на станции Селятино в России, создание терминала на станции Свислочь в Беларуси для перевалки грузов между колеями 1520 мм и 1435 мм, а также проработка совместного проекта интермодального терминала в Венгрии совместно с европейскими партнерами.
Существенные изменения происходят и в сфере цифровизации логистических услуг. Платформа «Единое цифровое окно» (ЕЦО) перевела в онлайн ключевые процессы взаимодействия с клиентами. На сегодняшний день через ЕЦО доступны семь наиболее востребованных услуг, а к концу 2025 года планируется подключить еще пять. Благодаря внедрению электронно-цифровой подписи как для резидентов, так и для нерезидентов, и автоматизации процессов удалось сократить сроки заключения договоров в 2,5 раза, повысить прозрачность бизнес-процессов и удобство для клиентов.
В ближайшие годы компания намерена продолжить расширение сети терминалов, запуск новых маршрутов, развитие цифровых решений и формирование собственного флота на Каспии.