Казахстан и Китай обсуждают расширение контейнерного транзита


Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»
В Пекине, на полях Казахстанско-Китайского делового совета, прошла вторая панельная сессия, посвященная вопросам повышения взаимосвязанности и активизации потенциала логистических и производственных цепочек между двумя странами, передаёт Rail-news.kz.
Сессия объединила представителей крупнейших транспортных, логистических и промышленных компаний Казахстана и Китая.
В рамках обсуждений особое внимание уделено вопросам углубления логистического взаимодействия в контексте инициативы «Один пояс – один путь». Были рассмотрены предложения по модернизации инфраструктуры, созданию сквозных мультимодальных маршрутов, а также внедрению цифровых решений для прозрачного и бесперебойного перемещения грузов.
Во время выступлений спикеры отметили устойчивый рост контейнерного транзита: «За последние 10 лет объемы контейнерного транзита через Казахстан увеличились в пять раз. Это результат системной работы по развитию транспортных коридоров, а также тесного сотрудничества с китайскими партнерами. Казахстан намерен и дальше укреплять свой статус надежного транзитного моста между Востоком и Западом».
При этом именно контейнерный транзит сегодня становится главным драйвером развития и символом интеграции Казахстана в глобальные цепочки поставок.
Во время панельной сессии отмечено, что железнодорожные перевозки между Казахстаном и Китаем демонстрируют устойчивый рост. В 2024 году их объем составил 32 миллиона тонн – это исторический максимум.
В этом году планируется уже 35 миллионов тонн, так за январь – июль 2025 года перевезено свыше 20 миллионов тонн, что на 10% больше, чем годом ранее.
Участники сессии такие подчеркнули, что дальнейшее развитие транспортно-логистического взаимодействия будет способствовать диверсификации маршрутов, росту экспорта и привлечению инвестиций в сопутствующие отрасли. Были затронуты также темы расширения складской и терминальной инфраструктуры, синхронизации нормативных процедур, цифровизации сквозных логистических операций и устойчивых решений в сфере зеленых перевозок.
Также в Пекине состоялась важная встреча между председателем правления АО «НК «Қазақстан темір жолы» Талгатом Алдыбергеновым и президентом China Communications Construction Company (CCCC) господином Чжан Биннанем. Переговоры были посвящены ходу реализации стратегического инфраструктурного проекта – строительства железнодорожной линии Бахты – Аягоз.
На встрече подчеркнута необходимость ускорения мобилизации строительных ресурсов, активного привлечения техники и рабочей силы, а также скорейшего обустройства мест проживания для работников на участке строительства. Китайская сторона в лице компании CCCC выразила полную готовность усилить темпы реализации и в кратчайшие сроки приступить к следующему этапу: проектированию и масштабным земляным работам.
Железнодорожная линия Бахты – Аягоз является ключевым элементом инфраструктурного сотрудничества между Казахстаном и Китаем.
Реализация проекта позволит: снизить нагрузку на существующие маршруты; повысить экспортно-транспортный потенциал Казахстана; ускорить доставку товаров в рамках международных коридоров, включая Транскаспийский маршрут; усилить экономическое сотрудничество между регионами.
Завершение строительства ожидается к концу 2027 года. АО «НК «ҚТЖ» совместно с руководством Абайской области оказывает всестороннюю поддержку в вопросах логистики, инфраструктуры и координации на местах.