СЕЗОН УГЛЯ

Новости
22.11.2017, 12:35
Казахстан, располагая почти полусотней месторождений угля, по его запасам входит в десятку стран-лидеров. Основная часть месторождений приходится на Карагандинский, Экибастузский, Тургайский угольные бассейны и месторождение Шубарколь. Ежегодная добыча составляет в среднем около 100 миллионов тонн, причем львиная доля добычи приходится на внутренний рынок республики. Эксперты говорят, что при сохранении такого уровня добычи запасов хватит более чем на 300 лет. Учитывая последние тенденции направленности государства на зеленые технологии, возможно, и на больше. В этой связи, по меньшей мере, странно звучат слова о нехватке твердого топлива в крупной угледобывающей стране...  И все же с началом осени и приближением отопительного сезона для казахстанских угольщиков и железнодорожников наступает напряженное время: необходимо снабдить ТЭЦ, коммунальщиков и население необходимыми запасами. В этом году на спросе и цене на твердое топливо сказалось и раннее похолодание в северных и центральных регионах страны. Существенно выросли и цены на уголь для коммунальщиков и населения, которые обычно складываются из цены отгрузки добывающей компании (в пределах 2-5 тысяч тенге за тонну в зависимости от месторождения), железнодорожных тарифов на транспортировку, обслуживание подвижного состава, а также маржи посреднических организаций и физических лиц, доставляющих уголь населению. По данным мониторингового агентства «Energyprom.kz», в среднем по стране тонна угля обошлась казахстанцам в сентябре 2017 года на 6,6% больше, чем в августе, или на 18,9% больше, чем год назад. Министерство энергетики еще в начале октября уведомило о создании необходимых запасов угля на электростанциях и отгрузке на коммунально-бытовые нужды и населению в нужном объеме. В Правительстве акиматы также отчитывались о готовности к отопительному сезону. И все же из некоторых регионов доходили вести о дефиците твердого топлива. Причины при этом назывались разные: ранняя непогода, чрезмерный ажиотаж среди населения, нехватка железнодорожных вагонов и простои. «Непогода нынче в моде» Действительно, еще в середине сентября из-за резкого похолодания в центральных и северных областях увеличился спрос на уголь, спровоцировав небольшой ажиотаж и публикации о нехватке твердого топлива в регионах. Большая часть казахстанских месторождений угля сосредоточена в Центральной части (Карагандинский и Экибастузский угольный бассейны, месторождение Шубарколь) и в Северном Казахстане (Тургайский угольный бассейн). Именно здесь угледобывающими компаниями формируется основной грузопоток, который далее следует, в основном, железнодорожным, а также автотранспортом до баз оптовиков и далее, до конечного потребителя. Министерство энергетики оперативно провело оценку наличия угля на топливных тупиках, проинформировав, что на торговых точках различных регионов остатков угля достаточно, поставка угля бытовым потребителям Казахстана проходит ритмично.  Реализация осуществляется буквально с колес вагонов, а в Карагандинской, Павлодарской, Восточно-Казахстанской областях отпуск угля идет напрямую с угледобывающих предприятий. По оперативным данным Минэнерго по состоянию на 26 октября, на внутренний рынок было поставлено 59,8 миллиона тонн угля, из них 44,8 отгружено производителям электроэнергии. Коммунальщикам и населению – 9,0 млн. тонн, что на 12,5% больше, чем за соответствующий период прошлого года, когда дефицита твердого топлива не наблюдалось. Вагонов для перевозки угля достаточно Действительно, в последнее время объем погрузки угля по стране вырос: крупные грузоотправители, такие как ТОО «Каражыра ЛДТ», ТОО «Богатырь Комир», укладываются и даже перевыполняют план по погрузке угольного сырья. Несмотря на рост объемов, в АО «КТЖ – Грузовые перевозки» проблему нехватки полувагонов, необходимых для перевозки угля в регионы страны, считают надуманной, мотивируя тем, что компании-операторы располагают достаточным количеством вагонов такого типа. Так, по состоянию на октябрь потребность в полувагонах для перевозки грузов, согласно заявкам грузоотправителей, составляла 24665 единиц, в наличии – более 26 тысяч вагонов. Причем эта цифра почти на 6000  превышает потребности прошлогоднего отопительного сезона. В целом, в настоящее время в парке национального железнодорожного перевозчика эксплуатируется более 50 тысяч полувагонов. Специально для перевозки угля с мая был увеличен рабочий парк полувагонов, кроме того, компаниями-операторами проводятся работы по увеличению сроков их службы, заключаются договора лизинга, привлекается дополнительный подвижной состав в рамках сотрудничества с железнодорожными администрациями других стран. Все это положительно сказывается на обеспеченности полувагонами в пиковый период перевозки твердого топлива. Железнодорожники предпринимают все возможные меры для своевременной подачи полувагонов под погрузку коммунально-бытового угля. Так, для обеспечения перевозок в соответствии с заявками грузоотправителей среднесуточный резерв подвижного состава составляет порядка 500 полувагонов. Корни «дефицита» То есть получается, что угледобывающие компании и железнодорожники, которые планируют перевозку и формируют необходимый для перевозки парк, основываются на заявках от местных региональных исполнительных органов, в ведении которых закупка и распределение угля для населения. И твердое топливо в регионы доставляют своевременно. Так в чем же проблема? В определенной степени «виноват» спрос и нерациональное планирование. Оказывается, наиболее востребованным у населения является уголь Шубаркольского разреза. Основной объем погрузки угля АО «Шубарколь Комир» приходится на Южно-Казахстанкую и Алматинскую области. А, к примеру, на Акмолинскую область погрузка составила за сентябрь всего 117 полувагонов, что составляет 2% от общей погрузки данного разреза. То есть уголь на складах имеется, но не всегда шубаркольский… Населением в северных регионах страны создан искусственный ажиотаж на шубаркольский уголь, подтверждает директор департамента породовой погрузки и выгрузки и подвижного состава АО «КТЖ –  Грузовые перевозки» Даулетбек Нигметов. По информации пресс-службы АО «КТЖ – Грузовые перевозки», за десять дней октября этого года погрузка коммунально-бытового угля АО «Шубарколь Комир» на Акмолинскую область составила 11,5 тысячи тонн, Карагандинскую – 18, Костанайскую –15,8, Южно-Казахстанскую – 22,3, Алматинскую область – 27,2 тысячи тонн, для потребителей города Астана – 5 тысяч тонн, Алматы – 5,8 тысяч. Об эффективном планировании вообще речи не идет! Так, в октябре Шубаркольский разрез «запланировал» поставить в столицу почти 12,5 тысячи тонн угля, или 181 полувагон, а по факту было погружено почти 25,8 тысяч, или 376 полувагонов. Разница почти в две сотни(!) полувагонов. Нерациональное планирование приводит к тому, что угледобывающие компании сами иногда не в состоянии «переварить» такое количество подаваемых железнодорожниками полувагонов. Так, к примеру, ТОО «Богатырь Комир» ежесуточно не осваивает 49 полувагонов, ТОО «Майкубен Комир» – 42, ТОО «Каражыра ЛТД»  – 25 полувагонов. Естественно, это ведет к простою так необходимого  в этот период  подвижного состава. За 9 дней ноября в адрес потребителей областных акиматов РК погрузка угля выполнена на 97%. Отставание допущено из-за неприбытия подвижного состава, что в очередной раз доказывает необходимость раннего планирования. Сегодня конструктивное планирование бизнес- и логистических процессов между железнодорожниками, добывающими предприятиями и потребителями – это неотъемлемая часть рынка. В этой связи остается надеяться, что, учитывая сезонность перевозок важных стратегических социальных грузов, большинство заинтересованных сторон найдет возможность учесть предложения железнодорожников и начнет работать на основе планирования и долгосрочных договоров.

Эрик САГИР

Новости
26.11.2024
Более 155 мостов построят во время строительства новых железных дорог в Казахстане
Новости
26.11.2024
Олжас Бектенов дал ряд поручений Минтранспорта и КТЖ
Новости
26.11.2024
До 2027 года КТЖ построит 9 терминалов
Новости
26.11.2024
Развитие железнодорожной отрасли и транзитного потенциала рассмотрели в правительстве Казахстана
Новости
26.11.2024
Объемы контейнерных перевозок за три года выросли на 30%
Грузовые перевозки
26.11.2024
Минтранс: объем грузоперевозок вырос на 3,5% в Казахстане
Новости
26.11.2024
Более 1600 договоров с отечественными производителями заключило КТЖ в 2024 году
Инфраструктура
26.11.2024
Ремонтные работы железных дорог завершили на 96% в Казахстане
Грузовые перевозки
26.11.2024
Годовой план по сдаче грузов через Достык – Алашанькоу выполнили досрочно
Пассажирские перевозки
26.11.2024
Нацперевозчик напомнил правила использования стоп-крана в пассажирских вагонах
Новости
26.11.2024
Развитие ТМТМ обсудили в Стамбуле
Инфраструктура
26.11.2024
Инфраструктуру железных дорог продолжают улучшать в Павлодарском отделении магистральной сети
Новости / Архив
26.11.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №100 от 26 ноября 2024 года
Новости
25.11.2024
Неизвестные похитили болты скрепления пути на перегоне Көкпекті – Нұра
Новости
25.11.2024
Около 3 тысяч раз пришлось применить экстренное торможение машинистам КТЖ в 2024 году
Регионы
25.11.2024
Тянь-шаньские ели посадили сотрудники Алматинского отделения ГП
Новости
25.11.2024
Обучение по повышению компетенций провели для работников узла Кокшетау
Регионы
25.11.2024
С выходом бродячего скота на железнодорожные пути продолжают бороться в Костанайском регионе
Спорт
25.11.2024
Команда КТЖ заняла первое место на ІХ спартакиаде «Самрук-Қазына»
Регионы
25.11.2024
Итоги работы за 10 месяцев подвели в Алматинском отделении ГП