Размах Курыка поражает!

Новости
27.02.2018, 09:35
Фото Александра ЖАБЧУКА
Асель Шайхынова

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

Первый заместитель премьер-министра РК Аскар Мамин в ходе рабочей поездки в Мангистаускую область провел совещание по вопросам развития СЭЗ «Морской порт Актау» и плана развития логистической инфраструктуры на Каспии, а также ознакомился с ходом реализации инвестиционных проектов.

Как доложил председатель правления АО «СЭЗ «Морпорт Актау» Бауыржан Кайратов, в свободной экономической зоне, созданной в 2002 году с целью привлечения инвестиций для развития экспортоориентированных и высокотехнологичных производств, на сегодня действуют 18 проектов, а 9 – находятся на стадии реализации. 

– Зарегистрировано 27 участников. В настоящее время работают инвесторы из Китая, Турции, Германии, Италии, Великобритании, Азербайджана. Реализовано 18 инвестиционных проектов (на общую сумму 85,1 миллиарда тенге), создано 1 300 рабочих мест, произведено продукции на 260,4 миллиарда тенге, уплаты в бюджет составили 23,6 миллиарда тенге,  – рассказал он. 

Кроме того, с момента создания на территорию СЭЗ «Морпорт Актау» привлечено около 94,6 миллиарда тенге, уплачено налогов в бюджет в размере 23,6 миллиарда. Также, по его словам, в 2018 году планируется реализовать 5 проектов на общую сумму 10,5 миллиарда тенге с созданием 224 рабочих мест. ​В свою очередь, Аскар Мамин отметил, что предприятия-участники СЭЗ должны предпринять все усилия по повышению конкурентоспособности собственной продукции как на внутреннем, так и внешнем рынках. 

Кроме того, он поручил активизировать работу по привлечению иностранных инвестиций в СЭЗ, подчеркнув, что данный вопрос находится на особом контроле Правительства. ​Далее вице-президент АО «НК «ҚТЖ» Санжар Елюбаев подробно доложил о Плане работы логистической инфраструктуры на Каспии на 2018-2020 гг. ​Он сообщил, что в 2017 году Каспийский мультимодальный узел Казахстана переработал свыше 5,5 миллиона тонн грузов. При снижении перевозки сырой нефти была продолжена работа по диверсификации грузовой базы на Каспии, увеличена доля генеральных грузов до 80% от общей перевалки против 60% в 2016 году. Отметим, что только с вводом зернового терминала в северном  порту Актау фактическая годовая перевалка увеличена почти в 2 раза (с 500  в 2013 году до миллиона тонн в 2017-м). Вместе с тем, заявлены и впечатляющие  планы на 2018 год: объем перевалки составит более 10 миллионов тонн, причем доля перевалки сухих и паромных грузов сохранится на уровне 80%, а к 2020 году составит порядка 16,7 миллиона тонн. 

– При этом объем контейнерных грузов через порты в 2018 году планируется обеспечить на уровне 35 тысяч ДФЭ, а к 2020-му – 300, – сказал Санжар Елюбаев. ​

Необходимо отметить, что эти цифры действительно грандиозные, если учесть, что в 2017 году объем перевалки грузов через порт Курык составил 1,5 миллиона тонн различных грузов, а в текущем году данный показатель планируется довести до 4,5 миллиона (увеличение в 3 раза!). ​Между тем, первый Аскар Мамин подчеркнул, что объекты логистической инфраструктуры на Каспии являются важным звеном Транскаспийского коридора. 

– Глава государства Нурсултан Назарбаев поставил задачу по наращиванию транзитного потенциала. Для выполнения поручения Президента создается современная логистическая инфраструктура. Уже сегодня мы видим  значительные положительные результаты. К примеру, в порту Курык в текущем году мы планируем рост объемов паромных грузов примерно в 3 раза, – подчеркнул он. 

​Кроме того, в рамках поездки в Мангистаускую область Аскар Мамин ознакомился с деятельностью порта Курык, зоной пограничной  и таможенной инфраструктуры, социальными объектами, а также процессом перевалки автотранспортной техники в страны Кавказского региона, Россию  и Турцию.

 – Порт Курык является одной из основных звеньев транскаспийского коридора. Главой государства поставлена задача увеличить транзитный грузопоток, и уже сегодня мы наблюдаем рост объемов паромных грузов в два раза. Для достижения поставленной задачи необходимо создать соответствующую транспортную инфраструктуру. Перед вами стоит задача до конца текущего года завершить строительство автомобильного паромного терминала, – отметил Аскар Мамин. 

В целом, представленные итоги проделанной работы красноречивее любых слов свидетельствуют о том, что комплексные меры по инфраструктурному развитию Каспийского узла на сегодня стимулируют грузопотоки сухих и паромных грузов. Так, инвестиционные и операционные меры по диверсификации экспортной и транзитной грузовой базы позволили стабилизировать грузопотоки с замещением нефтеналивных грузов (до 2015 года формировавшие основную экспортную базу Актауского порта) на сухие – генеральные, контейнерные и паромные. 

– Всего в текущем году планируется обеспечить перевалку порядка 20 тысяч единиц техники, что в два раза больше показателя прошлого года, – рассказал генеральный директор ТОО «Порт Курык» Мырзабек Сактаганов. 

Действительно, всех присутствующих поразили размах и темпы строительства в порту Курык. На площади в 54,7 га раскинулась огромная стройплощадка, десятки единиц техники работают круглосуточно, жизнь здесь буквально кипит и на глазах строится настоящая история Казахстана – огромный морской порт посреди суши! В рамках проекта построены и безотказно функционируют акватория и подходной канал площадью 64 га и глубиной 7 метров, железнодорожный подъездной путь, пирсы для обработки судов и подъемно-переходные мосты, административный корпус с контрольно-пропускным пунктом, диспетчерская для служб таможенного и пограничного контроля, парк выставочных железнодорожных путей, объекты энергетического хозяйства, великолепная гостиница, столовая и многое другое. Ударными темпами завершается строительство второго пускового комплекса (автомобильный переход), устройства западного и восточного молов. 

– Нам самим иногда не верится, что все это осуществлено в такие короткие сроки. На 100% завершено дноуглубление акватории порта, сооружение автомобильного пирса, строительство линии внешнего электроснабжения. Сейчас идет строительство предпортовой сортировочной станции. В целом терминал готов на 80%. При этом на данных объектах задействованы 467 человек и 153 единицы техники, – рассказал заместитель генерального директора ТОО «Концерн Найза курылыс» Али Карабалин. 

Нельзя не отметить и широкую номенклатуру переправляемых грузов – нефтепродукты (газойль), товары народного потребления, машины и оборудование, металл, химические удобрения и прочие. – Данный паромный комплекс выгодно отличается своим местоположением, потому что здесь имеется возможность перевалки, в том числе и опасных грузов. Железнодорожная линия Боржакты – Ерсай, которая подходит к паромному комплексу, также дает большую пропускную способность, поэтому мы рассчитываем, что вся паромная мощность уже к 2020 году будет практически на 90% использована, – говорит первый вице-министр по инвестициям и развитию РК Роман Скляр. Действительно, значение Курыка трудно переоценить, ведь все грузы, которые Транскаспийским маршрутом идут из Китая на Азербайджан, Грузию и Турцию – выходы на порты Черного моря – проходят именно через Курык. Поэтому в Правительстве ему придается очень большое значение и в период его эксплуатации надеются, что он выйдет на те целевые показатели, которые запланированы. В частности, если посмотреть на показатели порта Курык, то очевиден значительный прогресс: в 2016 году по планам на 2017 год было запланировано чуть более 700 тысяч тонн, а по факту было выполнено полтора миллиона тонн перевалки грузов.  На сегодняшний день до конца года по порту Курык стоит задача выполнить перевалку 3,5 миллиона тонн транзитных и экспортных грузов и порядка миллиона тонн импортных грузов – налицо трехкратное увеличение планов. 

– Продолжается работа с диверсификацией грузов и по порту Актау. И можно с уверенностью сказать, что задачи на 2018-2020 годы будут выполнены, – считает вице-президент АО «НК «ҚТЖ» Бауыржан Урынбасаров. 

К слову, местные исполнительные органы также отмечают, что реализация проекта придала импульс развитию региона и страны в целом за счет создания новых производств, рабочих мест, диверсификации рынков сбыта. 

– Порт Курык – стратегически важный объект, и его строительство дало импульс для развития даже самых отдаленных сельских районов области, – отметил аким Мангистауской области Ералы Тугжанов.

Новости
22.11.2024
КТЖ выявило хищение дизельного топлива на 16 млн тенге в депо Бесколь
Пассажирские перевозки
22.11.2024
Нацперевозчик объявил о скидках на железнодорожные билеты
Новости
22.11.2024
Железнодорожную инфраструктуру продолжают обновлять в Акмолинском регионе
Регионы
22.11.2024
Обучение первозимников ведут на предприятиях Семейского отделения ГП
Регионы
22.11.2024
Семинар-совещание по технике безопасности провели на станции Балхаш
Новости
22.11.2024
Около сотни руководителей линейного уровня путевого хозяйства прошли обучение в Астане
Новости
22.11.2024
Вопросы в области логистики и инфраструктуры обсудили на СВМДА в Астане
Грузовые перевозки
22.11.2024
Более 160 тысяч тонн зерна погрузили в ноябре в Костанайском отделении ГП
Новости / Архив
22.11.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №99 от 22 ноября 2024 года
Регионы
21.11.2024
Директор специализированного мостового отряда Канат Карбозов стал обладателем «Самұрық-Қазына» акционерлік қоғамының құрметті қызметкері»
Регионы
21.11.2024
Экскурсию для подростков провели на железнодорожных предприятиях станции Илецк
Регионы
21.11.2024
Условный пожар потушили на станции Кушмурун
Новости
21.11.2024
Дноуглубительные работы досрочно завершили в порту Курык
Новости
21.11.2024
Новые инновационные технологии диагностики пути внедряют на железной дороге в Казахстане
Новости
21.11.2024
КТЖ расширит терминальную сеть в Европе
Грузовые перевозки
20.11.2024
Более 307 тыс. тонн зерна погрузили в ноябре в Акмолинском отделении ГП
Новости
20.11.2024
KAZAKH GRAIN & LOGISTIC FORUM 2024 пройдет в Астане
Новости
20.11.2024
Казахстан планирует развивать транспортно-транзитные коридоры в формате СНГ +
Регионы
20.11.2024
О мерах безопасности вблизи железной дороги продолжают напоминать учащимся школ и колледжей в Уральске
Интервью
20.11.2024
Об обеспечении безопасности на железной дороге рассказали ревизоры в ВКО