Алматы – Шу: на повышенных скоростях

Новости
20.03.2018, 16:40
На железнодорожной линии от Алматы до Отара поезда по двум путям движутся без остановок на повышенной скорости, при этом соблюдая безопасность движения. Сегодня все это возможно благодаря реализации АО «НК «ҚТЖ» проекта по строительству вторых путей на  участке Алматы – Шупо поручению Главы государства в рамках  программы «Нұрлыжол». Движение по вторым путям было открыто 27 ноября 2017 года. Прошло чуть более трех месяцев после завершения проекта, а железнодорожники, пассажиры и грузоперевозчики уже ощутили эффект, который дает двухпутка. Об этом нашему корреспонденту рассказали в Алматинском железнодорожном узле, обслуживающем участок от Алматы до станции Отар. Линия Алматы – Шу является важной частью транспортной системы Казахстана. Технически хорошо оснащенная, теперь уже двухпутная линия открывает новые возможности для развития трансказахстанских маршрутов, позволяет ускорить движение  поездов и расширяет коммуникационные связи между регионами страны. Учитывая то, что АО «НК «ҚТЖ» проводит активную работу по развитию трансконтинентальных перевозок между Европой и Азией,  модернизации и строительству новой инфраструктуры для сокращения сроков доставки грузов, именно завершение строительства вторых путей на линии Алматы – Шу положительно влияет на реализацию важных проектов. Напомним, вторые пути протяженностью 113 км были построены в кратчайшие сроки – за два года. В ходе реализации проекта модернизировано 16 станций, сооружено 13 мостов и путепроводов, проведено 156 км линий электроснабжения,  возведена производственная инфраструктура. Так, казахстанские железные дороги получили современную, электрифицированную и автоматизированную, комплексную двухпутную железнодорожную линию. В соответствии с задачами проекта запуск вторых путей в 4 раза увеличил пропускную способность одного из самых напряженных участков сети.

До Отара без остановок

И эти планы уже реализуются. Директор филиала АО «КТЖ – Грузовые перевозки» - «Алматинское отделение ГП» Сарсебек Джапаров для наглядности подкрепляет свои выводы цифрами эксплуатационных показателей. - В январе-феврале текущего годапо сравнению с показателями 2015 года, когда еще не было вторых путей, участковая скорость поезда выросла на 9,31 км/час, а техническая – на 6,88 км/час. Такие хорошие показатели нам дает  безостановочная езда. Если раньше были скрещения поездов на блок-постах и разъездах, а также остановки для пропуска встречных, теперь же поезда едут без скрещения по своим четным или нечетным веткам в соответствии с графиком. Практически из Отара и до Алматы без остановок. Закрытие разъездов, блок-постов и другие меры в совокупности позволили увеличить пропускную способность всей линии, - подчеркнул СарсебекДжапаров. - Мы достигли цели, поставленной при строительстве вторых путей.

Плети для упраздненных станций

При реализации проекта на участке Алматы – Отар генподрядчиком ТОО «IntegraConstructioniKZ» осуществлено строительство 65,93 км пути,  уложен  21 стрелочный перевод, 53 искусственных сооружения, из которых 7 мостов, 3 путепровода, 36 водопропускных труб и 6 дюкеров. Произведена полная электрификация главного второго пути, для чего смонтирована контактная сеть на протяжении более 93 км, реконструирована система электрификации на станциях Казыбек-Бек и Жингельди, смонтированы 4 новых комплекса КТСМ и 7 АПП. В ходе выполнения проекта закрыты три разъезда – Куркудук,  Кызылтан, Жайлау и станция Саз, а также 12 блок-постов и четыре переезда. Качество строительства алматинские путейцы оценивают по достоинству. Все службы отделения магистральной сети не только контролировали ход выполнения работ, но и принимали в ней активное участие. После начала эксплуатации в зимний период они выявляли скрытые просадки земполотна, добивались устранения и других малозаметных дефектов, в том числе по замене шпал в отдельных местах. В первых числах марта текущего годана линию прибыл комплекс выправочно-подбивочно-рихтовочных машин Duomatic. Генподрядчик работаетпо устранению замечаний. Строителиполучив технологические «окна», после смены шпал и выхода из зимы на 22 участке выправляют кривые изгибы полотна и возвышения. Между тем, сотрудники отделения магистральной сети своими силами провели важные работы. Так, в конце прошлого года они полностью поменяли станционные пути закрытых раздельных пунктов на плети отечественного производства. Заменили в общей сложности 7 км пути на упраздненных станциях, разъездах и блок-постах, в тех местах, где убрали стрелочные переводы. - Эту работу уже закончили и вводим оптимальный режим, скорости поднимаем, - поясняет директор Алматинскогоотделения магистральной сети ТалгатЕспанов. Он считает, что с запуском вторых путей на участке Алматы – Отар в целом ситуация улучшилась. Раньше из-за интенсивного движения пассажирских поездов путейцам и энергетикам, специалистам по контактной сети было тяжело брать «окна» для выполнения ремонтных работ. - Ранее нам из-за очень сжатого графика движения выделялось по одному  часу на все работы. Сейчас два пути действуют, поэтому энергетики и путейцы планируют свою работу, а департамент перевозок закладывает 4-6 часовые технологические «окна» для текущего ремонта  существующих путей. Мы видим улучшения в своей работе, - отметилТалгатЕспанов.

Путепроводы для безопасности

Одновременно строители продолжают работы на путепроводах. В прошлом году они сдали в эксплуатацию один объект в районе станции Аксенгир и поселка Елтай. Оставшиеся три в соответствии с графиком работ будут введены в эксплуатацию в текущем году, один из которых находится вЖамбылском отделении магистральной сети, остальные вАлматинском. На станции Казыбек-Бек объект выполнен на 70%, путепровод построен, произведена отсыпка земполотна, остается выполнение работ по благоустройству, асфальтированию и отделке. На станциях Эспе и Саз строители приступили к подготовительным работам, ведут переустройство СЦБ, вынос кабелей связи. На станции Саз мостовики уже подготовили котлован под первую опору. - Все три путепровода завершим в третьем квартале, - отметил начальник управления по строительству вторых путей на участке Алматы-1 – Шу дирекции по реализации крупных проектов  АО «НК «ҚТЖ» КумбайБайдаулетов. Путепроводы заменяют действовавшие на однопутке охраняемые переезды, которые всегда требуют особого внимания. Ведь самое главное на железной дороге – обеспечение безопасности движения. На двухпутной линии, пропускная способность которой очень высокая, для того, чтобы на протяжении путиподдерживать скорость как пассажирских, так и грузовых поездов, особое значение приобретают путепроводы. Они незаменимы для обеспечения безопасности.

Плечо обслуживания до Шу

Интенсивность движения от Алматы до Отара очень высока. В сутки проходят 29 пар пассажирских поездов, в том числе 4 пары скоростных «Тұлпар-Тальго». Вместе с тем, еще контейнерные и грузовые составы, маневровые тепловозы. Поезда следуют буквально один за другим. Если раньше ветка пропускала в сутки до 20 пар грузовых поездов, то сейчас здесь можно обмениваться не менее 23-25 поездами. Появились и дополнительные пассажирские маршруты, увеличена периодичность курсированияпоездов Алматы – Ташкент, Астана – Алматы и других. Но и это еще не конец истории. Развитие этой линии расширяет горизонты. Если с вводом вторых путей плечо обслуживания локомотива увеличилось от Алматы доОтара, то уже в этом году поставлена новая задача. - В перспективе рассматривается вопрос увеличения плеча обслуживания до Шу электровозами Алматинского и Шуского депо. Это не очень далеко. На некоторых участках по Казахстану бывает плечо обслуживания до 1000 километров. А здесь всего 320 км. Это еще больше увеличит скорость, не будем терять время на смену локомотива, - раскрывает планы на текущий годСарсебек Джапаров. Это очень своевременные задачи. С выполнением курса на переориентирование контейнерных поездов со станцииДостык на станцию Алтынколь, во втором квартале ожидается увеличение их количества в этом направлении. Так, в графике заложены маршруты 10 поездов в сутки из Хоргоса на Алтынколь, вместо нынешних 5-6. А для того, чтобы уменьшить их количество, и одновременно сэкономить на локомотивах, 10 заходящих из Китая поездов будут объединять и формировать из них шесть из 91 условного вагона, вместо нынешних 51. Длинносоставные поезда поедут на проход по всей территории Казахстана. - Уже работаем над выполнением этой задачи. Для таких контейнерных поездов разработан специальный график. Все они будут проходить через участок Алматы – Шу. Предполагаем, что вместе с этим дополнительным потоком нам необходимо будет обслуживать до 30 поездов в сутки, - планирует директор Алматинского отделения ГП. Уже сделаны соответствующие расчеты, они предварительно заложены в будущий график. В соответствии с ним понадобится смена тепловоза на электровоз в Алматы, поскольку на линии Жетыген – Хоргос в настоящее время тепловозный ход, а уже далее электрифицированный путь. Инфраструктурный Алматинский узел готов к пропуску длинных составов. - Эффект от этого будет многократный. Длинносоставные поезда будут уверенно следовать по двум путям на увеличенном плече обслуживания от Алматы до Шу. И далее они поедут по южной линии – ход на Шымкент, Кызылорду, где также есть возможность беспрепятственно их пропускать, - говорит Сарсебек Джапаров. Он также отмечает, что филиал АО «КТЖ – Грузовые перевозки» - «Алматинское отделение ГП» наращивает обороты в целом. - Показатели работы отделения за 2 месяца неплохие. Погрузка и грузооборот выполняется. Почти на 30-35% больше грузим, чем в прошлом году за счет увеличения на станциях Достык, Алтынколь и своей местной работы, - подчеркнул он.

Ирина БЕКТИЯРОВА, Алматы

Инфраструктура
27.11.2024
Более 250 км железнодорожного полотна капитально отремонтировало ТОО «Теміржол жөндеу»
Регионы
27.11.2024
Меры предотвращения наездов на людей и скот обсудили в Алматинском отделении магистральной сети
Регионы
27.11.2024
Обеспечение безопасности движения проверят в Оскеменском эксплуатационном вагонном депо
Новости
27.11.2024
Более 250 студентов и школьников побывали на экскурсии в Центре оценки и развития персонала железнодорожного транспорта
Новости
27.11.2024
Казахстан намерен увеличить пропускную способность коридора «Север-Юг» до 20 млн тонн
Новости
26.11.2024
Более 155 мостов построят во время строительства новых железных дорог в Казахстане
Новости
26.11.2024
Олжас Бектенов дал ряд поручений Минтранспорта и КТЖ
Новости
26.11.2024
До 2027 года КТЖ построит 9 терминалов
Новости
26.11.2024
Развитие железнодорожной отрасли и транзитного потенциала рассмотрели в правительстве Казахстана
Новости
26.11.2024
Объемы контейнерных перевозок за три года выросли на 30%
Грузовые перевозки
26.11.2024
Минтранс: объем грузоперевозок вырос на 3,5% в Казахстане
Новости
26.11.2024
Более 1600 договоров с отечественными производителями заключило КТЖ в 2024 году
Инфраструктура
26.11.2024
Ремонтные работы железных дорог завершили на 96% в Казахстане
Грузовые перевозки
26.11.2024
Годовой план по сдаче грузов через Достык – Алашанькоу выполнили досрочно
Пассажирские перевозки
26.11.2024
Нацперевозчик напомнил правила использования стоп-крана в пассажирских вагонах
Новости
26.11.2024
Развитие ТМТМ обсудили в Стамбуле
Инфраструктура
26.11.2024
Инфраструктуру железных дорог продолжают улучшать в Павлодарском отделении магистральной сети
Новости / Архив
26.11.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №100 от 26 ноября 2024 года
Новости
25.11.2024
Неизвестные похитили болты скрепления пути на перегоне Көкпекті – Нұра
Новости
25.11.2024
Около 3 тысяч раз пришлось применить экстренное торможение машинистам КТЖ в 2024 году