По пути цифровизации

Новости
15.05.2018, 11:28
По предварительной оценке, общий экономический эффект от реализации проектов Стратегии «Цифровая железная дорога» на 2018-2022 годы составит 115 миллиардов тенге. Стратегия предусматривает реализацию 21 проекта, два из которых осуществляются по госпрограмме «Цифровой Казахстан». Только от внедрения интрегрированной платформы управления мультимодальными перевозками АО «НК «ҚТЖ» планирует выручить 15 миллиардов тенге, затратив при этом в три раза меньше средств. Как известно, одной из важных задач, стоящих перед государством, является развитие транзитного потенциала, увеличение транзитного грузопотока. И многое в этом направлении уже сделано. Очередным шагом должно стать повышение сервиса и удобств для иностранного грузоотправителя. – Управление мультимодальными перевозками – это единая электронная платформа, в которой грузоотправитель может связаться с удобным ему экспедитором, оформить все необходимые документы, распланировать перевозку разными видами транспорта и даже отслеживать свой груз в режиме онлайн, – говорит руководитель управления сопровождения инфраструктурных проектов и мобилизационой работы Комитета транспорта МИР РК Амангельды Мешитбаев. На самом деле, это обеспечение комплексной автоматизации процессов управления мультимодальными перевозками, управление базой клиентов и подрядчиков, полный цикл перевозок. Такого в истории отечественной железной дороги еще не было. В единой платформе будут указаны все существующие экспедиторы, а их услугами пользуются, как известно, 99% грузоотправителей (потому что это удобнее и дешевле), а также таможенные брокеры, то есть все те, кто может помочь бизнесу с оформлением документов. Причем сервис будет доступен не только на территории Казахстана, но и за его пределами, например, в казахстанских терминалах в портах Ляньюньган, Батуми и других. Помимо электронной обработки документов и выставления счетов «единое окно» интегрированной платформы позволит оптимально подбирать вид транспорта с учетом особенности груза. То есть на деле применять мультимодальный принцип перевозок, выбирая наиболее приемлемый по цене и времени доставки путь. – Если раньше грузоотправитель должен был самостоятельно разрабатывать маршрут, подбирая вручную, где и каким образом поедет его товар, в каком месте придется его перегрузить, и заключал договора отдельно с каждым конкретным перевозчиком, то теперь ему будет достаточно обратиться на эту платформу и в режиме онлайн совершить все необходимые действия, – объясняет Амангельды  Мешитбаев. Еще одно новшество, которое давно не давало спокойно жить отечественным разработчикам, это возможность отслеживания грузов. В мире эта практика применяется давно, и отсутствие такой опции в Казахстане для крупных иностранных компаний срабатывало как эффект красной лампочки, то есть говорило о непривлекательности казахстанского транзита. Но если у них были хоть какие-то альтернативы, то местные грузоотправители вынуждены были мириться с тем, что они никогда не знали точного времени прибытия груза, где он находится в данный момент и в каком состоянии. Интрегрированная платформа управления мультимодальными перевозками дает полное отображение всего цикла поставки – от этапа заключения договоров до процесса транспортировки. В ҚТЖ уже реализован сервис по онлайн-отслеживанию грузов, внедрена система устройств электронных замков, обеспечивающих сохранность и оперативное реагирование на попытки несанкционированного доступа к грузу. То есть владелец, находясь в любой точке планеты, со своего смартфона может видеть, с какой скоростью движется его груз, где, к примеру, «застрял» и даже закрыта ли в контейнере дверь. – Заключен договор с АО «Транстелеком» на услугу по технической поддержке и сопровождению этой информационной системы. В конце года планируется создать драфт и провести тестирование. На полную эксплуатацию платформа выйдет к 2020 году, – говорит представитель Комитета транспорта, подчеркивая, что в этом вопросе мы опережаем все страны постсоветского пространства, включая Россию. Контейнерные перевозки на сегодняшний день являются наболее востребованными, с 2012 года их объемы растут ежегодно на 2-3%. В год в Казахстане перевозится порядка 300 миллионов тонн грузов, из них контейнерных и, в частности, транзитных лишь десятая часть, но прибыли они приносят 30-40% от общего дохода перевозок. А потому увеличение транзита и количества зарубежных клиентов – стратегическая задача, выполнить которую помогут модернизация и цифровизация. Еще один проект АО «НК «ҚТЖ» – внедрение мобильных диагностических средств в рамках Автоматизированной системы управления «Магистраль».Он относится к сфере безопасности, наиболее важной на железной дороге. Ведь именно из-за неисправности путей обычно случаются сходы вагонов, которые в свою очередь могут значительно повлиять на экономику. Общая протяженность магистральной железнодорожной сети в республике составляет порядка 16 тысяч километров. И ежегодно примерно 800 из них подвергаются капитальному ремонту. Но если до настоящего момента объем и перечень этих участков формировался чисто гипотетически, исходя из такого понятия, как пропущенный тоннаж, то новая АСУ проверяет фактическое состояние железнодорожного полотна и организует покомпонентный ремонт пути посредством сервисной модели. – Когда-то испытаниями и расчетами был примерно выведен норматив использования рельсов, то есть если по ним было перевезено за определенный срок такое-то количество грузов, то им требуется ремонт. Но понятно, что эта система несовершенна. Теперь будет проводиться комплексная диагностика железнодорожного пути при помощи современных мобильных диагностических средств. И уже на основании этого формироваться план капремонта. В развитых странах этот метод доказал свою эффективность, он позволяет точечно проводить ремонт там, где он действительно необходим, – считает Амангельды  Мешитбаев. По факту наряду с повышением безопасности движения поездов внедрение АСУ «Магистраль» будет способствовать снижению издержек от браков по излому рельсов, сокращению затрат на запасные части дефектоскопных тележек, сокращению операторов, которым придется поменять квалификацию, и другим положительным результатам. Стоимость проекта – 36,4 миллиарда тенге. В настоящее время АО «Транстелеком» ведутся работы по закупу и поставке шести мобильных диагностических комплексов уже в четвертом квартале этого года. Они представляют из себя конструкции типа дрезины с датчиками, камерами и тепловизорами, которые будут обследовать железную дорогу и передавать сведения в общий центр диагностики. Таким образом, сведен к минимуму человеческий фактор, что является еще одной целью цифровизации.

Асель Кильмакова

Регионы / Спорт
26.07.2024
Турнир по бадминтону среди железнодорожников прошел в Усть-Каменогорске
Спорт
26.07.2024
Футбольное поле для железнодорожников открыли в Таразе
Регионы
26.07.2024
Более 30 экстренных торможений применили машинисты из-за вышедшего на ж/д пути скота в границах Павлодарской дистанции пути
Регионы
26.07.2024
Вопросы перевозок угля обсудили в Усть-Каменогорске
Новости
26.07.2024
Тарифы на парковку у железнодорожного вокзала «Астана» обновят с 5 августа
Новости
26.07.2024
Сотрудничество в сферах транспорта и логистики обсудили вице-премьеры Казахстана и России в Москве
Новости
26.07.2024
Алгоритм погрузки, доставки и выгрузки техники при ЧС поручили разработать Минтрансу
Новости / Архив
26.07.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №61 от 26 июля 2024 года
Регионы
25.07.2024
Железнодорожники Карагандинской и Акадырской дистанций пути продолжают работы по смене рельсовых опор
Новости
25.07.2024
Развитие сотрудничества в сфере железнодорожного транспорта обсудили страны ЕАЭС
Регионы
25.07.2024
Итоги отгрузки за первое полугодие 2024 года подвели в ВКО
КТЖ в лицах
25.07.2024
«Каждый день уникален и полон вызовов»: Поездной диспетчер рассказал о своей работе
Новости
25.07.2024
Транспортный контроль и лицензирование экспедиторской деятельности обсудили в Минтранспорта
Пассажирские перевозки
24.07.2024
В КТЖ выявили факт провоза безбилетного пассажира в Шымкенте
Регионы
24.07.2024
Итоги работы за первое полугодие подвели в Алматинском эксплуатационном локомотивном депо
Регионы
24.07.2024
Более 7 тысяч жителей ЗКО обратились к специалистам поезда «Саламатты Қазақстан»
Новости
24.07.2024
Более 600 железнодорожных подъездных путей переданы в доверительное управление АО «Центр транспортного сервиса»
Спорт
24.07.2024
Турнир по настольному теннису приурочили к 100-летию станции Павлодар
Регионы
24.07.2024
Фестиваль КВН прошел на станции Караганда-Сортировочная
Новости
23.07.2024
Повышение эффективности казахстанских морских портов обсудили в Актау