КАЗАХСТАН СОЕДИНЯЕТ КОНТИНЕНТЫ
Благодаря постоянному вниманию первого Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева развитию отрасли транспорта и логистики, сегодня Казахстан, обладая стратегически выгодным территориальным положением, создает свой логистический рынок: строятся новые железнодорожные ветки, порты, модернизируется и улучшается инфраструктура, складские комплексы. Президентом поставлена цель максимально использовать территорию Таможенного союза для транспортировки грузов, став транзитным хабом всего Центрально-Азиатского региона.
В августе 2018 года в Казахстане состоялся запуск мультимодального хаба порта Курык, имеющего большое значение как для Казахстана, так и для всего Евразийского континента. Сейчас пропускная способность железнодорожно-паромного и комплекса составляет более 7 миллионов тонн в год.
На первый план по настоянию Елбасы выходят контейнерные перевозки. По словам Нурсултана Назарбаева, их объемы по транзиту через Казахстан ежегодно растут в два раза.
– Казахстан имеет огромную территорию, но не имеет выхода к морю. Моря пока что самый дешевый транспорт: кораблями возить выгодно, товар становится конкурентоспособным. Мы должны использовать то, что мы имеем – транзитный потенциал. Транзит является важным направлением развития, – подчеркивает Глава государства.
Большим подспорьем в этой сфере стала координация в рамках китайской инициативы «Экономический пояс Шелкового пути». Предложена она, к слову, была в Астане в 2013 году.
– 65 стран подключены к этой программе. Мы подключили свою программу «Нұрлы жол», работаем по ней. Мы получили в эксплуатацию порт на берегу Тихого океана – Ляньюньган. Китайские партнеры заинтересованы, чтобы через нас и Россию везти в Европу контейнеры. Эти перевозки через Казахстан ежегодно удваиваются – в этом году в 1,8 раза. И мы будем дальше перевозить миллионы контейнеров. И только на этом мы будем зарабатывать 5 миллиардов долларов, – считает Нурсултан Назарбаев.
Казахстан соединяет континенты. Коридоры, разделяющие интересы Казахстана, включают: Северный коридор Трансазиатской железной дороги – Западная Европа - Китай, Корейский полуостров и Япония через Россию и Казахстан (Достык – Акогай - Саяк – Мойынты – Астана – Петропавловский разрез); Южный коридор – Китай и Юго-Восточная Азия через Турцию, Иран, страны Центральной Азии и Казахстан (Достык - Актогай – Алматы – Шу – Арысь – Сарыагаш); TRACEA – Восточная Европа - Центральная Азия через Черное море, Кавказ и Каспийское море (Достык – Алматы - Актау); Транспортный коридор «Север-Юг» – государства Персидского залива – Россия и Иран через Казахстан (Актау – Урал и Актау – Атырау).
Привлекаем инвестиции
Первый Президент Казахстана в каждом своем программном документе обозначает и подчеркивает роль Казахстана в качестве транспортного и энергетического хаба между Европой и Азией. Это является одним из главных составляющих того, что он стал особенно привлекателен для сотен крупнейших инвесторов мира. Благодаря личному участию Главы государства Китай стал крупнейшим инвестором транспортной инфраструктуры Казахстана. На конец первого полугодия 2018 года 31,2% всех инвестиционных потоков в сектор сформировано китайскими инвесторами.
Кумулятивно на конец первого полугодия 2018 года объем вложений китайских инвесторов составил 15,6 миллиарда долларов против 14,8 годом ранее. Последние три года наблюдается линейный рост инвестиционных потоков из КНР до 6,6%.
– Мы осуществляем масштабную приватизацию. Нами изучается спрос со стороны иностранных инвесторов для определения наиболее привлекательных для сделок объектов, – сказал Нурсултан Назарбаев во время последнего визита в Китай.
По словам специалистов, в отраслевом сегменте выделяется пять наиболее привлекательных секторов для китайских инвесторов, среди которых на первом месте транспорт и складирование (4,9 млрд долл.). В 2018-2019 годах начнется реализация еще 11 проектов с объемом инвестиций более чем в 4,4 миддиарда долларов. Выполнение этих проектов позволит создать порядка 20 тысяч новых постоянных рабочих мест. Центральный проект – «Один пояс – Один путь», в рамках которого за пять лет уже ввели в эксплуатацию ряд крупных инфраструктурных проектов: порт Ляньюньгань; сухой порт «Хоргос – Восточные ворота», порт Актау, новый железнодорожный коридор Казахстан – Туркменистан – Иран общей протяженностью около 900 километров, соединяющий страны Центральной Азии с Персидским заливом и портом Бендер-Аббас на юге Ирана, а также международный транзитный коридор Западная Европа – Западный Китай, часть которого проходит через Казахстан. Когда вы живете и работаете в 9-ой по величине стране мира, транспорт и логистика, естественно, становятся горячей темой. Казахстан примерно соответствует континентальной Европе. Транспортный и логистический сектор Казахстана претерпевает спокойную трансформацию по всей стране.
Асель ШАЙХЫНОВА, Астана