Дефицита вагонов нет
С информацией о перевозках зерна нового урожая железнодорожным транспортом на заседании комиссии партийного куратора по направлению «Индустриальное развитие» Предвыборной программы партии «Нұр Отан» «Казахстан 2021:Единство. Стабильность. Созидание» выступил заместитель генерального директора по операционной деятельности АО «КТЖ-Грузовые перевозки» Мухтар Жамбулов.
По его данным, за 11 месяцев текущего года погружено свыше 233 млн. тонн грузов, что на 6% выше показателя прошлого года. Из них по Казахстану перевезено 156 млн. тонн, на экспорт - 77,5 млн. тонн. Зерна погружено 7,8 млн. тонн, что выше аналогичного периода прошлого года на 57%.
Основные потребители казахстанского зерна и муки – традиционно Узбекистан, Таджикистан, Афганистан, Иран. До конца года будет погружено более 11 млн.тонн зерна, что выше уровня прошлого года на 30%. В том числе на экспорт 8,7 млн. тонн, рост составит 47%.
Мухтар Жамбулов отметил, что дефицита вагонов нет. В республике зарегистрировано свыше 135 тысяч вагонов разных собственников, из них 39% от общего парка - вагоны собственности АО «Казтемиртранс».
- За 11 месяцев текущего года вагонами АО «Казтемиртранс» погружено 23,7 млн. тонн, это более 30% от всего экспорта и превышает уровень аналогичного периода прошлого года на 1 млн. тонн. Более 51% зерна погружено парком АО «АстыкТранс» и АО «Казтемиртранс, - сказал он.
По его словам, решение вопроса нехватки подвижного состава для перевозки нового урожая зерновых и продуктов перемола напрямую связано с уменьшением времени оборота вагонов и зерновозов.
В АО «КТЖ-Грузовые перевозки» решение вопроса видят в необходимости проведения интервенций по закупке зерна Минсельхозом в лице Продовольственной корпорации. Это позволит равномерно в течение года производить перевозку продукции, что исключит сезонный ажиотаж.
- Инфраструктурные ограничения соседних железнодорожных администраций, а также перевалочные мощности зерновых терминалов казахстанских портов существенно увеличивают средний оборот вагона. К примеру, средний оборот вагона-зерновоза, отправленного в экспортном сообщении, составляет - 33 суток, при расчетном обороте 15 суток, среднее время простоя под грузовыми операциями составляет до 6 суток, - сказал он.
Улучшит ситуацию применение альтернативных маршрутов экспорта зерновых культур назначением в страны Афганистан, Иран, Ирак через международный пункт перехода Болашак транзитом через Туркменистан в направлении станций Имамназар, Акина, Серхетабад и Сарахс.
Систематически срывается суточный план погрузки зерна по вине грузоотправителей. Предоставленные вагоны простаивают без операций.
Мухтар Жамбулов ответил на вопросы участников заседания, касающиеся пропускной способности железнодорожной линии Айсары- Ерментау. Инфраструктура участка позволяет пропускать до пяти пар поездов в сутки, в данный момент - проходят один – два поезда.
По итогам заседания члены комиссии представили государственным органам, Национальной палате, а также квазигосударственному сектору рекомендации.