Швейцария: цифровые технологии помогают сократить пиковую нагрузку на системы электроснабжения железных дорог
Федеральные железные дороги Швейцарии (SBB) с января 2019 г. внедряют интеллектуальную систему управления потребителями электроэнергии, которая отключает часть из них на короткое время (максимум 40 с) в случае пиковых нагрузок, возникающих при одновременном движении большого числа поездов. К числу ненадолго отключаемых потребителей относятся системы отопления в поездах и устройства обогрева стрелок. До 2023 г. SBB намерены оснастить необходимым оборудованием весь парк пассажирского подвижного состава и все устройства обогрева стрелок. Ожидается, что в результате пиковые нагрузки могут быть снижены на 70 МВт.
Базовая версия этой системы была испытана зимой прошлого года и подтвердила высокую эффективность.
В рамках реализуемой SBB программы Smartrail 4.0, предусматривающей внедрение цифровых технологий в сфере управления движением поездов, изучается также возможность интеллектуального управления тяговыми двигателями электровозов и электропоездов с целью кратковременного снижения их мощности в периоды пиковой нагрузки без нарушения графика движения.
В пассажирском сообщении на SBB уже длительное время (с 1980-х годов) используется тактовое расписание с согласованным движением поездов в масштабах всей сети. Так, с вокзала в Цюрихе утром в течение 10 мин отправляется сразу 22 поезда. Аналогичная ситуация складывается и на многих других станциях SBB. Тактовое расписание гарантирует пассажирам удобные пересадки, но обусловливает всплески нагрузки на систему электроснабжения с получасовыми интервалами.
В холодное время года нагрузки становятся особенно высокими. Поскольку железные дороги в Швейцарии электрифицированы на переменном токе частотой 16,7 Гц, для генерации энергии SBB используют собственные электростанции и внедрение цифровых технологий для управления потребителями позволит избежать значительных затрат на наращивание мощности железнодорожной энергосистемы (фото: SBB).