Победа над временем и расстоянием

Новости
20.09.2016, 16:21
Участок Шар – Усть-Каменогорск построен в рамках первого и пока единственного концессионногопроекта в республике, он стал завершающим звеном в формировании национальной железнодорожной сети в северо-восточной части Казахстана, обеспечил выход из ВКО в другие регионы, минуя Российскую Федерацию. Значительно сократились расстояние и время, затраченное на передвижение грузов и пассажиров внутри страны. Вопрос о необходимости строительства такого участка поднимали еще в советское время, но окончательное решение было принято только в первые годы независимости Казахстана. Во второй половине 90-х началась разработка проектно-сметной документации. Сегодня даже в Восточном Казахстане мало кто помнит, что окончательный вариант, где именно проляжет новая железная дорога, приняли не сразу. Их было, как минимум, три. Но если бы реализовали тот проект, где дорога соединяла напрямую Усть-Каменогорск с Семеем, то тогда пришлось бы провести рубки в знаменитом реликтовом Семипалатинском бору. При втором варианте нужно было строить дополнительно большой мост через реку Иртыш, пробивать тоннель. Поэтому выбрали оптимальный маршрут, который пролег недалеко от спального района Усть-Каменогорска. Строительство участка Шар – Ново-Усть-Каменогорск началось в 2005 году. Но в бюджете не было средств. Для его финансирования Инвестиционный фонд Казахстана предложил создать компанию-концессионера, которая смогла бы найти деньги на грандиозную стройку.  Вложив деньги в проект, она после его завершения получала бы право на эксплуатацию дороги в течение многих лет. В  2005 году было создано АО «Досжан темiр жолы», заключившее концессионный договор с Правительством страны. Проект стал и первым опытом государственно-частного партнерства в сфере железнодорожного транспорта. Строила вся страна Дорогу Шар – Усть-Каменогорск строили «всем миром» –  инфраструктурные облигации, которые выпустила АО «ДТЖ», разместив их на фондовой бирже, приобретали накопительные пенсионные фонды. Вырученные средства пошли на строительство участка. Эти деньги возвращаются нынешним и будущим казахстанским пенсионерам с прибылью, так называемым купоном вознаграждения. 27 августа 2005 года на переезде Северный, который находится в Жарминском районеВосточного Казахстана, прошла торжественная церемония открытия строительства железнодорожной линии Шар – Усть-Каменогорск. Приехали гости со всех концов страны. Их встречали белоснежные юрты, транспаранты, воздушные шары. Почетного права забить первый стыковочный костыль был удостоен Даниал Ахметов – в то время Премьер-министр Республики Казахстан. Второй костыль забил ветеран Великой Отечественной войны, Почетный железнодорожник БазекенГульманов. Первую  путевую решетку  уложила бригада монтеров Валерия Попова из компании «Жол жөндеуші» со станции Есиль Акмолинской области. Они приехали на переезд Северный со своим путеукладочным краном. Так началось строительство знаменитого участка. Для ускорения сроков использовалидвухлучевой метод при строительно-монтажных работах: подрядчики шли навстречу друг другу от станций примыкания Шар и Ново-Усть-Каменогорск. Им предстояло соорудить насыпи, выемки, снять около шести миллионов кубометров почвы, пробурить больше миллиона кубометров скального грунта и проложить сам путь. Еще нужно было создать инфраструктуру, построить вокзалы, искусственные сооружения – возвести мосты, путепроводы, сделать водопропускные трубы. Генеральным подрядчиком строительства стало предприятие АО «Желдорстрой», у него на условиях подряда и субподряда работали более пятидесяти организаций из разных регионов страны. Им приходилось строить новый путь при сложном рельефе местности и в тяжелых климатических условиях: в летнюю жару и 40-градусные морозы.  Кстати, во время строительства линии возвели 15 мостов, 4 автомобильных путепровода, более 80 производственных и административных зданий.Протяженность главных путей – 148,8 км. На участке расположились шесть раздельных пунктов: Шалабай, Екаша, Аиртау, Сарыжал, Бурсак и Улан. – Во время стройки использовали современные достижения научно-технического прогресса: впервые в Казахстане и СНГ здесь применили систему автоматической блокировки АБТЦМ для интервального регулирования движения поездов на базе микропроцессорной техники. Она позволяет увеличить пропускную способность, повысить безопасность движения поездов, –рассказал член Правления АО «ДТЖ» Сержан Мендыбаев.–Здесь  проложили линию оптико-волоконной связи, широкопрофильную многоканальную скоростную связь, позволяющую управлять сигналами и стрелочными переводами  с помощью новейших компьютерных систем. СержанХайруллаевич, как кандидат физико-математических наук, лично участвовал в строительстве важных железнодорожных участков страны. В начале 2006 года возглавил Дирекцию по строительству компании «ДТЖ», курировал вопросы, связанные с проектно-сметной документацией, государственной экспертизой проекта, функциями контроля и приемки объемов строительно-монтажных работ от генерального подрядчика. Польза для грузов и пассажиров В декабре 2008-го года, спустя три с половиной года после начала стройки,  прошла торжественная церемония стыковки путей на станции Екаша. В январе 2009-го по новой железной дороге пошли первые  коммерческие грузы. УчастокШар – Ново-Усть-Каменогорск ввели во временную эксплуатацию. 18 июня 2009 года на линии было открыто движение пассажирских поездов.В 2014-м по этой ветке запустили скоростные поезда «Тұлпар-Тальго», которые связали восток страны с северной и южной столицами страны. Пассажиры выигрывают во времени около 17 часов. Жители и гости ВКО, которые хотят попасть в северную столицу при помощи обычного пассажирского поезда сообщением Лениногорск – Астана, знают: он до сих пор ходит по старой ветке, через территорию России. Мало того, что путь длиннее, так еще во время следования их ожидает двойной паспортный контроль: на станциях Шемонаиха и Ауыл. Получатели и отправители грузов тоже оценили преимущества новой дороги: дальность перевозки грузов сократилась на 328 километров в южном и на 92 в северо-западномнаправлении. По сути, сейчас все клиенты пользуются услугами участка Шар – Усть-Каменогорск. За время его работы перевезено более 53 миллионов тонн различных грузов: руды и цветных металлов, твердого топлива, ГСМ, строительных материалов, цемента, леса, продукции аграрного сектора.             О его важности в транспортной системе говорит и то, что ежегодно увеличивался объем грузов, проходящих по этому участку. Если в  2009 году по здесьтранспортировали около пяти миллионов тонн продукции, то в 2010-м–больше шести. В 2011 году объемы увеличились еще на два миллиона. Сейчас перевозки составляют около 8,5 миллиона тонн грузов. Однако долгое время железная дорога Шар – Усть-Каменогорск не была полностью защищена от природных катаклизмов. В зимние периоды 2009-2011 годов были зафиксированы остановки поездов из-за того, что путь заметали сугробы, снегом заносило выемки. Сейчас на всех сложных отрезках пути установлены специальные сооружения. Полностью завершилось обустройство дороги только в августе 2015 года, когда она была сдана Государственной приемочной комиссии. – Сейчас в нашей компании, которая не только курировала вопросы строительства, но и эксплуатирует участок Шар – Усть-Каменогорск, работают 526 человек, – рассказала начальник службы управления персоналом АО «ДТЖ» Акжан Рахимжанова. Для уменьшения себестоимости услуг, экономии расходов, связанных с закупом услуг подрядных организаций по техническому обслуживанию устройств СЦБ, связи и электроснабжения на участке Шар – Усть-Каменогорскв АО «Досжан темір жолы» создали собственную дистанцию сигнализации и связи (ШЭЧ). Ожидается, что экономический эффект от ее образования в 2016 году составит более 68 миллионов тенге. Кстати, срок концессионного договора между Правительством страны и АО «ДТЖ» истечет в 2028 году, и тогда участок Шар – Усть-Каменогорск передадут государству.Сотрудничество в рамках государственно-частного партнерства получилось интересным, плодотворным, а самое главное – принесло пользу стране и народу.

 Ольга УШАКОВА, Усть-Каменогорск

Новости
22.07.2024
Пропускную способность восточного направления транспортного коридора «Север-Юг» через Казахстан увеличат до 10 млн тонн в год
Пассажирские перевозки
22.07.2024
Оформленный в честь 125-летия Каныша Сатпаева поезд отправился со станции Нұрлы жол в Жезказган
Новости
19.07.2024
Самрук-Қазына: Около 330 млрд тенге недополучило КТЖ из-за субсидирования грузоперевозок
Новости
19.07.2024
Казахстан намерен продолжить активное участие в развитии Восточной ветки Север-Юг - Карабаев
Новости
19.07.2024
Общий трудовой стаж династии железнодорожников из Алматы достиг 820 лет
Новости
19.07.2024
Цифровые тенге направили на строительство участка железной дороги «Достык-Мойынты»
Новости
19.07.2024
Новые маневровые тепловозы прибыли в эксплуатационное локомотивное депо Жана-Есиль
Грузовые перевозки
19.07.2024
Более 2 млн тонн зерна планируют экспортировать из Казахстана в Китай
Новости / Архив
19.07.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №59 от 19 июля 2024 года
Регионы
18.07.2024
Итоги работы за первое полугодие подвели в ревизорском аппарате Алматинского региона
Новости
18.07.2024
ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» приобретет 459 локомотивов
Регионы
18.07.2024
Земляные работы выполнили на участке Мойынты – Балхаш
Регионы
18.07.2024
Медицинский поезд прибыл в Костанайскую область
Новости
18.07.2024
Минтранс: Казахстан увеличил объемы экспортных несырьевых грузов железнодорожным транспортом
Инфраструктура
18.07.2024
Более 180 железнодорожных станций модернизируют в Казахстане до 2030 года
Новости
18.07.2024
Более 757 тонн зерна отправлено по железной дороге из Казахстана в Китай
Регионы
17.07.2024
Волонтеры Карагандинского отделения ГП посетили пансионат «Забота»
Новости
17.07.2024
Семьи железнодорожников сразились в спортивных соревнованиях в Уральске
Регионы
17.07.2024
Железнодорожники прошли тестирование на знание государственного языка в Усть-Каменогорске
Пассажирские перевозки
17.07.2024
Консультации по вопросам услуги «Лист ожидания» проводят на вокзалах