Он делает мир лучше
Новости
23.09.2016, 17:03
![](https://rail-news.kz/uploads/posts/old/railnews5bc485bb67e9d1.99549306.jpg)
Механик-наладчик Карагандинской дистанции пути Наиль Алпаров – один из двоих работников АО «НК«Қазақстан темір жолы», дважды отмеченный нагрудным знаком «Үздік рационализатор». За почти 40 лет работы 57-летний изобретатель стал автором свыше 100 рацпредложений, большая часть которых была внедрена в производство.
На вопрос,рождаются рационализаторами или становятся, Наиль Явдатович отвечает не задумываясь:
– Становятся!
И тут же добавляет:
– Но к рационализаторству надо чувствовать призвание и желание.
В детстве изобретательникаких задатков «кулибина» в себе не обнаруживал. Не корпел над вечным двигателем, не мечтал о славе Теслы. И лишь придя по окончании Целиноградского железнодорожного техникума и службы в армии в 1979 году на железную дорогу, в УПЧ-24, вдруг понял: изобретать легко и интересно.
– Первый раз я столкнулся с этим еще в советское время, когда работал механиком-наладчиком, – поведал рационализатор. – Нам как-то принесли два вида путейских электроустановок различного типа, которые друг к другу не подходили, и к ним не было запчастей. Я тогда подумал, что в одном месте можно будет подточить, изменить небольшую конструкцию крепления, форму соединения генератора с двигателем. Изменил – подточил на токарном станке, подогнал. Сварщик мне переварил крепления. И я об этом даже не задумывался как о каком-то изобретении. Но ко мне подошел наш старый работник, посмотрел и говорит:
– Да это же рацпредложение!
Потом показал мне, как это оформить на бумаге, я это сделал.
Впоследствии, когда в процессе работы Наилю Алпарову приходилось совершенствовать что-либо, он оформлял свою работу в виде рацпредложения.
– Бывает, что какой-то механизм недостаточно хорошо функционирует, – с азартным огоньком в глазах говорит Наиль Явдатович. – Я невольно думаю над тем, как усовершенствовать его работу. Взять тот же путейский генератор. У него самая распространенная неисправность – вырабатываются подшипники, и ротор задевает об статор. Генератор горит, его приходится выбрасывать. А его стоимость составляет три четвертых стоимости всего агрегата. Но ведь поменять подшипник – не проблема. Если же выработались канавки, то туда нужно просто сделать новые втулки. Все элементарно, а экономия ощутимая.
Зачастую, по словам рационализатора, изобретения являются не плодом творчества, а насущной необходимостью.
– К нам сейчас приходит много импортной техники.Хорошей, не спорю, но со своими «особенностями». К примеру, она не поддается ремонту, к ней нет запчастей. В описаниях, которые приходят с этой техникой, недостаточно технической информации. Приходится самим выходить из положения.
Коллеги Наиля Явдатовича с трепетом в голосе говорят: ему любая задача по плечу – дайте ему механизм любой степени сложности, он вам точно такой же сделает в короткие сроки!
– Вот пришла к нам новая техника французской фирмы «Жейсмар», двигатели «Хонда» – всемирно известный бренд, – словно в подтверждение их слов степенно рассуждает изобретатель. – Сделаны они хорошо, лучше, чем наши. Но не намного. У них тоже есть такие ляпы, что удивление берет. Как-то привезли мне на ремонт станок фирмы «Жейсмар». Двигатель работает, а механизм – нет. Оказалось, причина в двух шестернях редуктора – алюминиевой и железной. Естественно, железная«съела» зубья алюминиевой. Стоит заменить алюминиевую шестерню на железную, и станку износа нет. Я на эту тему тоже написал рацпредложение.
Признанный лучшим рационализатором дважды (в 2011 и в 2015 годах), Наиль Алпаров не собирается останавливаться на достигнутом, почивая на лаврах. По словам руководителя ЦНТИ СапараЖазыбаева, в год от Наиля Явдатовича поступает не менее пяти рацпредложений.
– Наиль – один из лучших рационализаторов по Карагандинскому отделению дороги, – с гордостью говорит Сапар Жазыбаев. – И здесь огромную роль играет его опыт, а также стремление к совершенствованию своей работы.
Сам рационализатор, перешагнувший 57-летний рубеж, считает, что возрастного ценза для изобретательства нет, а потому и по выходу на пенсию ему будет над чем работать.
– По своей работе очень часто прибегаю за получением информации к начальнику ЦНТИ Сапару Жазыбаеву, который очень сильно помогает и предоставляет бюллетени технических новшеств, информационные листки, передовые опыты других предприятий. Кроме того, я частый гость в нашей технической библиотеке, которая находится в Сортировке, –признается он. – Если честно, хотел бы в будущем заняться педагогической деятельностью. Я как-то пытался, но неудачно – опыт передать можно, а вот желание изобретать – нет. Но наставничество мне интересно.
Лариса ЧЕН, Караганда
Новости
22.07.2024
Пропускную способность восточного направления транспортного коридора «Север-Юг» через Казахстан увеличат до 10 млн тонн в год
Пассажирские перевозки
22.07.2024
Оформленный в честь 125-летия Каныша Сатпаева поезд отправился со станции Нұрлы жол в Жезказган
Новости
19.07.2024
Самрук-Қазына: Около 330 млрд тенге недополучило КТЖ из-за субсидирования грузоперевозок
Новости
19.07.2024
Казахстан намерен продолжить активное участие в развитии Восточной ветки Север-Юг - Карабаев
Новости
19.07.2024
Общий трудовой стаж династии железнодорожников из Алматы достиг 820 лет
Новости
19.07.2024
Цифровые тенге направили на строительство участка железной дороги «Достык-Мойынты»
Новости
19.07.2024
Новые маневровые тепловозы прибыли в эксплуатационное локомотивное депо Жана-Есиль
Грузовые перевозки
19.07.2024
Более 2 млн тонн зерна планируют экспортировать из Казахстана в Китай
Новости / Архив
19.07.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №59 от 19 июля 2024 года
Регионы
18.07.2024
Итоги работы за первое полугодие подвели в ревизорском аппарате Алматинского региона
Новости
18.07.2024
ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» приобретет 459 локомотивов
Регионы
18.07.2024
Земляные работы выполнили на участке Мойынты – Балхаш
Регионы
18.07.2024
Медицинский поезд прибыл в Костанайскую область
Новости
18.07.2024
Минтранс: Казахстан увеличил объемы экспортных несырьевых грузов железнодорожным транспортом
Инфраструктура
18.07.2024
Более 180 железнодорожных станций модернизируют в Казахстане до 2030 года
Новости
18.07.2024
Более 757 тонн зерна отправлено по железной дороге из Казахстана в Китай
Регионы
17.07.2024
Волонтеры Карагандинского отделения ГП посетили пансионат «Забота»
Новости
17.07.2024
Семьи железнодорожников сразились в спортивных соревнованиях в Уральске
Регионы
17.07.2024
Железнодорожники прошли тестирование на знание государственного языка в Усть-Каменогорске
Пассажирские перевозки
17.07.2024
Консультации по вопросам услуги «Лист ожидания» проводят на вокзалах