Прорывной проект внедрен в ҚТЖ

Новости
15.10.2020, 19:41
Асель Шайхынова

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

Прорывной проект, не имеющий аналогов в портфельных компаниях АО «Самрук-Қазына», внедрен в АО «НК «ҚТЖ». Железнодорожники уверены, что случаи травматизма на производстве можно свести к нулю. Для этого в компании уже на протяжении нескольких лет под руководством главного инженера Батыра Котырева ведется непрерывная, кропотливая работа.

Один из результатов – с марта текущего года профилактике нарушений помогает мобильное приложение. Так, национальный перевозчик реализует проект «Интегрированная система производственной безопасности (ИС ПБ)», частью которого являются поведенческие диалоги безопасности, направленные на предупреждение несчастных случаев и травматизма на производстве. 

На сегодня в мобильном приложении зарегистрировано более 106 тысяч работников магистрали, что от общей численности составляет 94,8%. Эта цифра растет каждый день. Важно, что любой сотрудник компании на всех уровнях может с помощью смартфона передать в автоматизированную систему сообщение о нарушении норм производственной безопасности. 

Но, прежде чем работники магистрали получили такую возможность, было проделано немало.

Еще с 2015 года велась работа по объединению управления безопасности труда и движения. Применялись разные методы, в том числе модель управления производственной безопасностью SAP EHSM. В январе 2019 года компания присоединилась к концепции Vision Zero – «Нулевой травматизм» Международной ассоциации социального обеспечения. Следуя по пути Vision Zero, постоянно совершенствуясь, проектная команда компании смогла оптимизировать проект, сократить временные рамки и прийти к внедрению данного прорывного новшества. 

Теперь все виды происшествий (несчастный случай, происшествия, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, происшествия без последствий (Near-Miss), профессиональные заболевания, ухудшение состояния здоровья) можно предотвратить одним кликом в приложении смартфона. 

– В ҚТЖ трудятся более 120 тысяч сотрудников в 572 филиалах и предприятиях. Для оперативного реагирования на любые признаки нарушений разработана данная программа. В целом, в течение последних 7 лет травматизм в компании снижается в среднем на 1,5% в год, однако этого недостаточно, поэтому акцент смещен на профилактику, а не на устранение последствий. Самое главное, что мы теперь имеем возможность получать обратную связь с сотрудниками. Кроме того, железнодорожники получают поощрение от компании за внимательность и предупреждение опасности. На сегодняшний день награждены 180 работников компании, – говорит Батыр Котырев. 

К примеру, только на сегодня использование мобильного приложения «Производственная безопасность» помогло выявить свыше 4 600 нарушений, а в 208 случаях применено право на остановку небезопасных работ. 

При этом функционал приложения постоянно совершенствуется. С сентября запущены информационные бюллетени и молнии, сообщающие о происшествиях. Их главная задача – информировать работников о реализовавшихся рисках и предотвратить аналогичные происшествия, то есть учиться на чужих ошибках. Основываясь на информационных уведомлениях, руководители подразделений проводят в коллективах минутки безопасности и говорят о рисках. 

– Главное, что приложение работает прозрачно, полностью исключено вмешательство человека или компании, уведомления приходят на телефон мгновенно, а это позволяет экономить самый ценный корпоративный ресурс – время. Все это способствует не только предотвращению несчастного случая на производстве, но и повышению информированности о рисках. Кроме того, применение цифрового приложения выгодно с точки зрения использования бумажных ресурсов. Уже сейчас можно с полной ответственностью утверждать, что сэкономлено более 16 тысяч листов бумаги формата А4, что также соответствует ожиданиям компании в сфере устойчивого развития и охраны окружающей среды. Так, более 120 тысяч работников в вопросах безопасности труда переходят на безбумажную технологию, а это значит, что каждый год они сажают 1 200 виртуальных деревьев, – подчеркивает директор департамента производственной безопасности и экологии АО «НК «ҚТЖ» Асхат Сариев. 

Еще в 2017 году АО «НК «ҚТЖ» в рамках Программы трансформации бизнеса начался переход на новую модель управления производственной безопасностью. Мобильное приложение «Поведенческий диалог безопасности» является дополнением к существующим видам контроля безопасности. 

Методика внедряется поэтапно. Так, с 30 марта текущего года первыми к модулю подключились сотрудники центрального аппарата ҚТЖ, а со второй половины мая идет подключение к автоматизированной системе всех работников компании.

Сейчас вся информация с мобильных приложений передается в департаменты производственной безопасности, которые есть во всех филиалах и подразделении ҚТЖ. 

– У каждого работника есть право не выполнять задания, которые не отвечают правилам безопасности или связаны с риском травматизма. Или можно, если видишь, что кто-то неправильно выполняет работу, остановить и зафиксировать. К примеру, я зафиксировал нарушения по технике безопасности и передал в автоматизированную систему. При этом по каждому факту проводятся проверки. 

Все нарушения устранены и больше не повторятся. Раньше мы все это записывали, не было возможности прикрепить фото или видеоматериалы, а сейчас без бумажной волокиты это занимает буквально пару минут. К тому же за такую активность компания нас очень хорошо поощряет. Например, я получил вознаграждение более 360 тысяч тенге. Это очень мотивирует, – говорит ведущий инженер по охране труда и технике безопасности ШЧ-36 Жамбыл Асет Асранкулов. 

Кроме того, в компании активно начали готовить внутренних тренеров, которые, в свою очередь, до конца следующего года обучат основам безопасного труда каждого работника ҚТЖ. 

– Около 300 внутренних тренеров и лидеров изменений распространяют данную программу по всей линии и ежедневно проводят обучение. На сегодняшний день прошли обучение по ПДБ более 83 тысяч работников, в том числе более 45 тысяч – в онлайн-режиме. Обученный персонал регистрирует потенциально опасные ситуации. Уже более 8 000 случаев зарегистрировано, и сразу приняты меры реагирования для исключения дальнейших рисков, – рассказывает главный менеджер департамента производственной безопасности и экологии АО «НК «ҚТЖ» Алтынай Жатканбаева. 

При этом тех, кто проявляет внимательность и бдительность, предотвращая риски, компания награждает. 

– В июле этого года я получил премию – более 360 тысяч тенге за то, что на смартфон заснял действие, когда сотрудник производил работы на высоте на светофоре без специального пояса для безопасности, этим прервав опасное действие. Казалось бы, мелочь, но это может стоить жизни и здоровья. Больше таких нарушений на нашем участке нет, – говорит электромонтер СЦБ ШЧ-33 НЖС-7 Алматы Аскар Мырзахметов. 

По словам специалистов, наиболее часто регистрируются нарушения по таким видам работ, как содержание и ремонт пути и сооружений, обслуживание и ремонт электроустройств, эксплуатация и обслуживание локомотива, обслуживание и ремонт подвижного состава, работа на высоте и другим.

Новости
29.07.2024
KTZ Express призывает клиентов анонимно ответить на вопросы о системе «Единое Цифровое Окно»
Новости
29.07.2024
Условный пожар помогли потушить железнодорожники на станции Белкуль
Новости
29.07.2024
План по инфраструктурному развитию станций разработали в Карагандинском отделении ГП
Регионы
29.07.2024
В Алматинском отделении грузовых перевозок подвели итоги полугодия
Грузовые перевозки
29.07.2024
Пункты подготовки грузовых вагонов в рейс создают в КТЖ
Новости
29.07.2024
Итоги работы локомотивных эксплуатационных депо за первое полугодие подвели в ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки»
Пассажирские перевозки
29.07.2024
Осуществляющую клининговые услуги в поездах КТЖ компанию оштрафовали
Регионы / Спорт
26.07.2024
Турнир по бадминтону среди железнодорожников прошел в Усть-Каменогорске
Спорт
26.07.2024
Футбольное поле для железнодорожников открыли в Таразе
Регионы
26.07.2024
Более 30 экстренных торможений применили машинисты из-за вышедшего на ж/д пути скота в границах Павлодарской дистанции пути
Регионы
26.07.2024
Вопросы перевозок угля обсудили в Усть-Каменогорске
Новости
26.07.2024
Тарифы на парковку у железнодорожного вокзала «Астана» обновят с 5 августа
Новости
26.07.2024
Сотрудничество в сферах транспорта и логистики обсудили вице-премьеры Казахстана и России в Москве
Новости
26.07.2024
Алгоритм погрузки, доставки и выгрузки техники при ЧС поручили разработать Минтрансу
Новости / Архив
26.07.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №61 от 26 июля 2024 года
Регионы
25.07.2024
Железнодорожники Карагандинской и Акадырской дистанций пути продолжают работы по смене рельсовых опор
Новости
25.07.2024
Развитие сотрудничества в сфере железнодорожного транспорта обсудили страны ЕАЭС
Регионы
25.07.2024
Итоги отгрузки за первое полугодие 2024 года подвели в ВКО
КТЖ в лицах
25.07.2024
«Каждый день уникален и полон вызовов»: Поездной диспетчер рассказал о своей работе
Новости
25.07.2024
Транспортный контроль и лицензирование экспедиторской деятельности обсудили в Минтранспорта