Отзыв лицензии у КазАТК обсудили железнодорожники
Кадровое обеспечение транспортной отрасли Казахстана, а также ситуацию с отзывом генеральной лицензии у Казахской академии транспорта и коммуникаций имени М. Тынышпаева обсудили в ходе очередного заседания эксперт-форума «Магистраль».
В мероприятии, организованном коммуникационной компанией TLK Media, приняли участие директор департамента управления человеческими ресурсами АО «НК «ҚТЖ» Тамила Микулич, директор департамента технической политики и регулирования АО «НК «ҚТЖ» Талгат Канатбаев, представители Союза транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS», НПП РК «Атамекен», Казахской академии транспорта и коммуникаций им. М. Тынышпаева, Совета ветеранов-железнодорожников и другие.
Открывая форум, общественный деятель Мурат Абенов отметил, что в ходе обсуждения важно понять, какие специалисты нужны транспортной отрасли, по каким специальностям наблюдается переизбыток или недостаток, удовлетворяют ли потребности рынка вузы, учитывая то, что транспортная отрасль во всем мире претерпевает серьезные изменения.
Особое внимание во время заседания уделили ситуации с отзывом генеральной лицензии у Казахской академии транспорта и коммуникаций имени М. Тынышпаева (КазАТК).
– Ситуация с отзывом лицензии у КазАТК может привести к потере инженерной школы. Мировой опыт свидетельствует, что система инженерного образования является основой для технического и технологического развития отрасли, – отметил Талгат Канатбаев.
Он уверен, что потенциал вуза, его материально-техническая база позволяют готовить высококвалифицированные кадры, подтверждением чему может служить большое количество известных железнодорожников, вышедших из стен академии. Вместе с тем, по его мнению, современный уровень инженерного образования требует постоянного совершенствования качества подготовки выпускников.
В свою очередь, Тамила Микулич сообщила, что в 2019 году 145 выпускников КазАТК были трудоустроены в национальной компании.
В целом же за последние несколько лет в нацкомпании и ее дочерних организациях по распределению получили работу около 700 выпускников академии.
– Развивая партнерство с академией, АО «НК «ҚТЖ» готово включиться в процесс повышения практического аспекта в подготовке будущих специалистов, – заключила она.
Высказался по этому вопросу и заместитель председателя Союза транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS» Юрий Лавриненко, подчеркнув, что решение об отзыве лицензии у КазАТК всколыхнуло всю транспортную общественность.
Он считает, что предъявленные КазАТК претензии являются завышенными и натянутыми, особенно в период пандемии.
– Нельзя лишать лицензии вуз, который ведет историю с 1931 года и прошел серьезные испытания уже в новой истории, имеющий уникальный библиотечный фонд и научные исследования по транспортной тематике. Все это рушит систему подготовки специалистов для транспортной отрасли, способной стать одним из драйверов для всей экономики страны, – уверен Юрий Лавриненко.
По его мнению, сегодня отраслевые вузы разрывают связи с базовыми отраслевыми предприятиями, усложняя процесс развития дуального образования. С учетом того, что процесс расчета по приватизации КазАТК не завершен, Юрий Лавриненко призвал уполномоченные органы оценить и оставить неоплаченную долю в вузе у государства в лице АО «НК «ҚТЖ».
– Профессиональное сообщество и общественность будут отслеживать ситуацию вокруг КазАТК, – резюмировал он.
О проводимом НПП РК «Атамекен» рейтинге вузов, основными критериями которого являются трудоустройство выпускников и актуальность образовательных программ, рассказал заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей РК Олжас Ордабаев.
– КазАТК является базовым вузом, готовящим специалистов транспортной отрасли, 7% образовательных программ которого не удовлетворяют работодателей, что является хорошим показателем. Поэтому претензии к КазАТК являются завышенными. Вузу необходимо обновляться, выводить его траекторию роста, а не прибегать к радикальным мерам, – подчеркнул он.
Взяла слово и президент – ректор Казахской академии транспорта и коммуникаций им. М. Тынышпаева Салтанат Амиргалиева. Она отметила, что в среднем более 72% выпускников трудоустраиваются в АО «НК «ҚТЖ» и его дочерние компании, более тысячи студентов проходят стажировку в национальной компании, 15 студентов получают грант «Магистраль».
«В корне неверным» назвал решение о лишении лицензии вуза председатель Центрального совета ветеранов-железнодорожников АО «НК «ҚТЖ» Болатбек Дуйсемалиев.
– Кадровое обеспечение транспортной отрасли обострилось с ликвидацией Министерства транспорта и коммуникаций, – считает он.
Необходимо отметить, что АО «НК «ҚТЖ» сотрудничает и с другими образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку специалистов в сфере транспорта. Как известно, в Казахстане функционирует более 10 технических вузов и 30 колледжей транспортного профиля.
Так, специалистов в сфере транспорта готовят Казахский университет путей сообщения, Евразийский национальный университет им. Гумилева, Казахский национальный исследовательский технический университет им. Сатпаева, Казахский агротехнический университет им. Сейфуллина, Казахский национальный исследовательский аграрный университет и другие.
При трудоустройстве в АО «НК«ҚТЖ» выпускники образовательных учреждений имеют равные возможности, и подбор персонала осуществляется на конкурсной основе.