К чему привела реорганизация ревизорской службы в КТЖ
Чуть более года назад в АО «НК «ҚТЖ» проведена реорганизация ревизорской службы в сфере пассажирских перевозок и создана отдельная мобильная мониторинговая группа с обновленным штатом сотрудников. За этот период значительно снизилось количество безбилетников и неоформленного багажа.
Руководством АО «НК «ҚТЖ» принят курс на формирование в компании атмосферы нулевой терпимости к любым коррупционным проявлениям, – отметил директор по корпоративной безопасности АО «НК «ҚТЖ» Курман Елюбаев.
– Наша цель – минимизировать коррупционные проявления в сфере железнодорожного транспорта. Решение поменять «старые устои» в сфере пассажирских перевозок зрело давно, так как постоянная борьба с безбилетниками не давала должных результатов. Виной тому – пресловутый человеческий фактор. Люди, которые пытались проехать «зайцем», были всегда, но зачастую нарушителей из корыстных побуждений покрывали сами проводники. Убыткам перевозчика способствовали также недостаточный контроль со стороны проверяющих и несовершенство электронной системы продажи билетов, которая позволяла перекупщикам массово оформлять и переоформлять проездные документы.
Ситуация кардинально изменилась в лучшую сторону в августе 2019 года, когда в рамках разработанной АО «НК «ҚТЖ», Агентством по делам государственной службы и противодействию коррупции и Министерством индустрии и инфраструктурного развития РК дорожной карты ревизорская служба была выведена из состава АО «Пассажирские перевозки», а в центральном аппарате головной компании создана независимая мобильная мониторинговая группа, функционально подотчетная департаменту корпоративной безопасности АО «НК «ҚТЖ». При этом произведена полная замена штата. В компании отмечают, что своевременная ротация ревизоров – мера необходимая.
Тогда же в Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа внесли изменения, в том числе в части оформления групповых билетов. «Связать руки» перекупщикам помогла и новая система электронной продажи билетов «Мобиус», которая не позволяет одному клиенту выкупить большое количество проездных документов.
Положительной динамике снижения нарушений способствовало и ужесточение наказаний для поездных бригад – если раньше за безбилетный провоз пассажиров они получали выговор, то теперь, благодаря политике нулевой терпимости, сотрудников, совершающих противоправные действия, сразу ждет увольнение. Так, в минувшем году работы лишились более 100 человек.
Всего с момента организации в компании специальной службы «Функциональное направление по мобильной мониторинговой деятельности пассажирских перевозок» выявлено 183 случая безбилетного провоза пассажиров и 15 757 килограммов излишней ручной клади.
В ШТАТЕ – ЛУЧШИЕ
Ревизоры в сфере пассажирских перевозок не только ведут борьбу с «зайцами» и контролируют провоз грузов. Спектр их обязанностей включает также проверку санитарно-технического состояния пассажирских и служебных вагонов, работу персонала, вагонов-ресторанов, билетных и багажных касс, вокзалов, соблюдение эпидемиологических мер, масочного режима, дистанции, а также антитеррористических мероприятий.
По всем выявленным нарушениям составляются акты, которые передаются руководству АО «Пассажирские перевозки» для определения наказания. Стоит отметить, что с самого безбилетника штраф не взыскивается, отвечать за него придется проводнику. Это же касается и случаев, когда через поездную бригаду передают неоформленную посылку или документы.
– Мы составляем акт общего осмотра, вычисляем тариф за провоз неоформленного багажа от станции, где сотрудник взял передачу, и до какой станции довез, после чего выдаем квитанцию, – рассказала главный менеджер по инспекционной работе АО «НК «ҚТЖ» Зарина Каменова.
В штате специальной службы «Функциональное направление по мобильной мониторинговой деятельности пассажирских перевозок» 24 ревизора, из них лишь две представительницы прекрасного пола.
Все сотрудники при приеме на эту работу прошли строгий отбор.
График предполагает постоянные разъезды. В среднем в день инспекторы проверяют по 2-3 поезда. Расписание плановых и внезапных проверок разрабатывается и утверждается в АО «НК «ҚТЖ». К слову, для исключения возможности близкого знакомства и сговора с поездными бригадами, оно составляется таким образом, чтобы один и тот же ревизор на одном и том же участке появлялся с проверкой не чаще двух раз в год.
Если заглянуть в рабочую тетрадь инспектора, можно увидеть десятки разноцветных линий, начертанных от руки, – для удобства они самостоятельно рисуют графики своих поездок и пересадок. Вскоре в этом не будет необходимости. В компании разрабатывается система программирования поездок, благодаря которой график по заданным параметрам будет выдаваться автоматически.
Читать также: Продолжение. Репортаж. Как работают ревизоры в КТЖ