Репортаж. Как работают ревизоры в КТЖ
Читать также: Начало. К чему привела реорганизация ревизорской службы в КТЖ
Представителям СМИ удалось воочию увидеть работу ревизоров КТЖ во время совместного рейда в электропоезде №0803А/0804А сообщением Нур-Султан – Атбасар.
На часах столичного вокзала – 8.20. До отправления поезда – 10 минут. Главные менеджеры по инспекционной работе АО «НК «ҚТЖ» Берик Сандыбаев и Зарина Каменова уже осмотрели вокзал, проверили работу рамок-металлодетекторов, соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и направляются к поезду.
Нам повезло попасть в поездку с одним из опытнейших сотрудников службы. Берик Сандыбаев работает в отрасли без малого 40 лет. Начинал в Уральском отделении дороги составителем поездов, был дежурным по станции, затем – начальником станции, поездным диспетчером. В разные годы работал на руководящих должностях в Алматы, Атырау, Актобе. Был заместителем главного ревизора по безопасности в отделении, коммерческим ревизором, финансовым ревизором, а с 2010 года инспектирует пассажирские поезда.
Его напарница Зарина Каменова тоже знает о работе в отрасли не понаслышке. Она – представительница железнодорожной династии. В службу устроилась год назад – сразу после реорганизации.
Демонстрируя проводнику бейджи с печатями, инспекторы сообщают о плановой проверке.
– Пожалуйста, проходите! – с невозмутимым спокойствием приглашает нас в вагон проводник Марзия Жаркинбекова.
По уверенному поведению сразу ясно – в поезде порядок, и бригаде бояться нечего. Уже через несколько минут проверяющим предоставили все необходимые документы, доложили о количестве пассажиров. В связи с пандемией коронавируса число маршрутов уменьшилось.
Ощутимо сократилась и населенность поезда. В день рейда из столицы в Атбасар отправились всего 15 человек. Инспекторы постоянно держатся вместе и проводят все действия на глазах персонала поезда.
В ходе проверки ревизоры сверяли данные мобильного терминала проводника с проездными документами пассажиров. А проводники, в свою очередь, выдавали посадочные талоны. Нарушений не выявили.
– Благодаря политике нулевой терпимости к нарушениям и совершенствованию системы онлайн-продажи билетов пассажиры и поездные бригады стали сознательнее. Билеты всегда есть в продаже, предусмотрена услуга «лист ожидания», усилен контроль, поэтому люди стараются не нарушать, – говорит Зарина Каменова.
В подтверждение ее слов одна из пассажирок электропоезда Александра Капарова делится случаем из жизни.
– Однажды, не успев приобрести билет в кассе, перед отправлением поезда буквально умоляла проводников пропустить меня внутрь, обещала купить электронный билет в пути следования, но мне наотрез отказали. Сейчас понимаю, что проводник и начальник поезда просто честно выполняли свои обязанности и не хотели из-за меня лишаться работы, – вспоминает она. – Хочу отметить, что путешествовать в поездах стало комфортнее. Сервис постоянно улучшается, видно, что перевозчик работает в этом направлении.
Интересуемся отношением к визиту ревизоров у проводников.
– Бригада поезда знает, что в любой момент может быть проверка на линии. Если ты ответственно выполняешь свои обязанности, то всегда готов к встрече с инспекторами.
Я 8 лет работаю в пригородных перевозках и стал свидетелем разительных перемен к лучшему в части контроля со стороны компании, качества предоставляемых перевозчиком услуг, ну и конечно, отношения к работе поездных бригад, а также сознательности самих пассажиров, – делится старший проводник Улан Дуйсеналиев.
К слову, ревизорские проверки в поездах бывают плановыми и внезапными.
– В основном проводятся плановые проверки. Они осуществляются по графику, и их пользу сложно переоценить. Линия в этот период всегда чистая. Во время внезапных проверок, конечно, чаще можно выявить нарушения, однако в целом тенденция снижения их количества нас очень радует. Раньше безбилетники были массовым явлением, сейчас это единичные случаи, – говорит Берик Сандыбаев.
С момента организации службы в августе минувшего года по декабрь 2019-го не удалось проехать незамеченными 125 «зайцам», кроме того, ревизорами обнаружен 10 001 килограмм неучтенного груза. С начала текущего года главными менеджерами по инспекционной работе АО «НК «ҚТЖ» выявлено 58 безбилетных пассажиров и 5 756 килограммов неоформленного багажа.
Время нашей поездки пролетело незаметно, и вот мы уже видим огни столицы, возвращаясь на той же электричке из Атбасара. Заключение инспекторов по итогам проверки занимает не одну страницу, хотя замечаний нет. В отличие от нас, домой в этот вечер они не попадут – пересядут в другой поезд и продолжат нести службу по обеспечению порядка в пути.