Разработку программы контейнеризации обсудили в Казахстане

Новости
09.11.2020, 20:36
Любовь Негембелева

На площадке Союза транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS» состоялось первое заседание рабочей группы по разработке программы контейнеризации. Вопросов накопилось немало, поэтому встреча стала эффективным инструментом для обмена мнениями.

В мероприятии приняли участие представители транспортных компаний, НПП «Атамекен», Казахстанской ассоциации перевозчиков и операторов вагонов, АО «НК «Актауский морской порт», Казахстанского центра индустрии и экспорта QazIndustry и другие. 

Основными темами обсуждения стали план мероприятий по реализации программы контейнеризации в Казахстане, принятие документа, регулирующего мультимодальные перевозки, а также контейнерные перевозки автомобильным транспортом. 

Напомним, разработка программы контейнеризации ведется в рамках подкомитета по транспортной логистике Комитета логистики и перевозок президиума НПП «Атамекен». 

– При реализации программы необходимо исходить из потребностей клиентов по приоритетным направлениям, которые имеются, и тем, что могут возникнуть. Создать реестр основных перевозчиков, которые могут обеспечить точки роста, синхронизировать международные маршруты, подключить казахстанские грузы к транзитным потокам, – отметил председатель подкомитета по транспортной логистике НПП «Атамекен» Ерхат Искалиев. 

Участники заседания высказались за необходимость вынесения на рассмотрение Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК вопроса по субсидированию, возмещению затрат экспортно-импортных грузов при контейнерных перевозках. 

В программе контейнеризации нужно определить несколько глобальных направлений – вопросы тарифной политики, контейнерного оператора, схемы по подсылке контейнеров, фитингов, тестовые маршруты, считает заместитель председателя Союза транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS» Юрий Лавриненко. 

Он подчеркнул, что в соседней России оформление документов при процедуре таможенного транзита идет в привязке к номеру контейнера, а не к номеру железнодорожного вагона. С учетом того, что Таможенный кодекс ЕАЭС признает контейнер как «транспортное средство» международной перевозки, обеспечивается существенное сокращение времени приема груза при перевозке на приграничных и портовых станциях. 

Генеральный директор Союза транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS» Ерлан Абсатов добавил, что нужна интеграция всех перевозочных документов в рамках ЕЭК по всем видам транспорта и перевод их в электронный формат.

На сегодняшний день перевозка грузов контейнерами в Казахстане дороже, чем в крытых вагонах. Предложено создать постоянно действующую рабочую группу по разработке тарифной политики АО «НК «ҚТЖ» для контейнерных перевозок, с участием представителей национальной компании, ее дочерних фирм и бизнеса. 

– Необходима разработка специальных тарифов для перевозки грузов в контейнерах, в частности, на стыковых станциях, – уверен заместитель генерального директора ТОО «Исткомтранс» Виктор Иванов. – Важно решить вопрос по доступу к инфраструктуре, реализации контейнерной отправки в контейнерном поезде в направлении транзита и импорта. 

Кроме того, предложено включить в программу контейнеризации субсидирование ставок кредитования на приобретение подвижного состава, фитинговых платформ и контейнеров. 

Управляющий по коммерции АО «НК «Актауский морской порт» Мартин Воетман подчеркнул, что во всем мире наблюдается дефицит 40-футовых контейнеров. По его мнению, необходимо решить вопрос о возвращении 40-футовых контейнеров, груженых из Казахстана. Перенаправление экспортных грузовых потоков на казахстанские морские порты возможно путем пересмотра тарифа и введения штрафов, действующих в зарубежных странах, за то, что груз идет не через отечественный порт. 

Отдельное внимание было уделено вопросу контейнерных перевозок автомобильным транспортом. Так, директор ТОО «Казавтотранс Запад» Анвар Авутов сообщил, что в Казахстане имеется дефицит полуприцепов для транспортировки автомобильным транспортом морских и железнодорожных контейнеров. Он считает, что необходима синхронизация железнодорожных и автомобильных процессов. Исключение веса контейнера из полной массы перевозимого груза увеличит объем перевозок контейнерами на автотранспорте. 

В свою очередь, председатель рабочей группы Эдиль Искаков добавил, что при перевозке контейнерных грузов автомобильным транспортом очень важно учесть первую и последнюю мили, развивать приоритетные и выгодные направления по внутренним и экспортным перевозкам.

Участники сошлись во мнении, что в проекте плана мероприятий по реализации программы контейнеризации необходимо предусмотреть разработку единого мультимодального документа для перевозки груза всеми видами транспорта. 

Нужны цифровизация железнодорожной накладной ЦИМ/СМГС и признание ее в странах ЕАЭС, внедрение опыта использования коносамента FIATA в Казахстане и возможности его использования банками и страховыми компаниям. В настоящее время коносамент FIATA используется в основном в международных перевозках для банковских услуг, и проблема в использовании – его объемность. В России сегодня тестируют электронную накладную, и Казахстану нужно перенять этот опыт, считают участники встречи. 

Признать негабарит контейнера в автомобильном транспорте тарой предложил директор ТОО «AUDACIA Express» Бакытбек Кадиров. Он уверен, что это облегчит и нарастит контейнерные перевозки. Заострил внимание и на проблеме превышения весогабаритных параметров грузового автомобиля при перевозке контейнеров и оплате штрафа либо специального разрешения на перевозку. 

Добавить пункт о равном доступе всех участников перевозочного процесса на железнодорожном транспорте и использовать на постоянной основе контейнер как тару, а не транспортное средство (так как Стамбульская конвенция в Казахстане действует временно) считает необходимым также генеральный директор Казахстанской ассоциации перевозчиков и операторов вагонов Салтанат Адамбаева. 

Новости
08.10.2025
На 6 станциях появилась парковая система громкоговорящего оповещения
Новости
08.10.2025
Профконкурс «Жас үздік маман» стартовал в КТЖ
Регионы
08.10.2025
Жителям домов у железнодорожных путей напомнили о правилах безопасности в Уральске
Новости
08.10.2025
FESCO удвоила объем перевозок из Китая транзитом через Казахстан
Регионы
08.10.2025
Костанайский филиал ВЖДО усилил меры безопасности в преддверии зимы
Социум
07.10.2025
Ремонтные и благоустроительные работы провели в здании Астанинской дистанции пути
Регионы
07.10.2025
Осенний комиссионный осмотр прошел в Карагандинском регионе
Новости
07.10.2025
О новых профессиях и цифровых навыках отрасли рассказали в КТЖ
Новости
07.10.2025
VI Евразийский форум по безопасности и цифровизации на транспорте прошел в Алматы
Пассажирские перевозки
07.10.2025
Произведённые в Астане вагоны Stadler прошли более 10 тыс. км сертификационных испытаний
Грузовые перевозки
07.10.2025
Более 100 поездов пропущено по вторым путям участка Достык – Мойынты
Новости / Архив
07.10.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №82 от 07 октября 2025 года
Грузовые перевозки / Цифра недели
06.10.2025
Более 28 млн тонн угля перевезено по железной дороге
Регионы
06.10.2025
Совет ветеранов железнодорожного узла Астана поздравил пенсионеров с Днем пожилых людей
Регионы
06.10.2025
Условный пожар потушили на ТЭК станции Кызылорда
Регионы
06.10.2025
О системной работе по безопасности и социальной поддержке рассказали в ПЧ-37
Регионы
06.10.2025
Подготовку вокзалов к зиме завершают в Костанайском отделении магистральной сети
Пассажирские перевозки
06.10.2025
Более 300 взрослых и детей стали пассажирами первого «Поезда Поттера» в Казахстане
Новости
06.10.2025
XXVIII Казахстанская международная выставка «Транспорт и логистика» прошла в Алматы
Новости
06.10.2025
КТЖ запустило экочеллендж в рамках «Таза Қазақстан»