С пути на воду - без НДС
С начала 2021 года при перевалке экспортных грузов с железнодорожного на водный транспорт будет применяться нулевая ставка НДС.
Соответствующие законы о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс РК и введении его в действие Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал 10 декабря текущего года.
Ранее норма статьи Налогового кодекса позволяла применять нулевую ставку НДС при международной перевозке несколькими перевозчиками только в прямом международном железнодорожнопаромном сообщении. Поправки же позволили распространить нулевую ставку НДС на все международные перевозки, связанные с перевалкой грузов с железнодорожного на водный транспорт.
Они позволят увеличить экспорт грузов через порт Актау.
В силу оптимизации транспортных процессов и простоты использования во всем мире морские контейнерные перевозки являются одним из динамично развивающихся видов транспортировки. По информации СТК «KAZLOGISTICS», в последние годы в порту Актау значительно уменьшился объем перевалки грузов – с 14 до 3 миллионов тонн груза, основную долю которого составляла нефть – 11,3 миллиона тонн. Снижение объемов перевозки «черного золота» связано с изменением способа его транспортировки нефтяными компаниями – с морского на трубопроводный.
В связи с этим порт разработал стратегию по наращиванию объемов перевалки путем привлечения новых видов грузов, ключевая роль в которой отводится контейнеризации. Увеличение объема контейнерных грузов через порт Актау позволит нарастить морские фидерные перевозки. Как известно, одним из преимуществ фидерных судов по сравнению с паромами является вместимость контейнеров.
Напомним, участники Транскаспийского международного транспортного маршрута в июне прошлого года утвердили и подписали соглашение об организации контейнерных перевозок с участием фидерных судов между портами Актау – Баку (Алят). Оно предусматривает единую процедуру оформления документов для контейнерных перевозок в железнодорожно-водном сообщении на Каспийском море. Благодаря исключению необходимости оформления дополнительных документов в портах Актау и Баку существенно сокращены сроки доставки грузов между ними – с 2-3 суток до 24 часов.
В Союзе транспортников Казахстана отмечают, что для увеличения конкурентоспособности маршрута через порт Актау крайне важно применение нулевой ставки НДС к железнодорожным тарифам на перевозку грузов, направляемых железнодорожноводным сообщением. Это позволит привлечь дополнительный объем за счет снижения стоимости транспортировки, а также задействовать казахстанский флот.
В целом нулевая ставка НДС повысит доходность и инвестиционную привлекательность порта Актау за счет увеличения объемов перевалки грузов, в том числе контейнеров – с 40 до 122 тысяч в год, а также компенсирует потери республиканского бюджета за счет дополнительных поступлений корпоративного подоходного налога.