Дороги независимости: 2,5 тысячи километров за 25 лет!
Новости
15.12.2016, 12:00
За годы независимости Казахстан достиг впечатляющих результатов. Под руководством Главы государства проведены масштабные социально-экономические и политические реформы. Это повлекло за собой повышение благосостояния граждан, обеспечение занятости и высокий уровень социального самочувствия казахстанцев. Большим подспорьем в развитии экономики страны стала стальная магистраль, которая соединяла отдаленные уголки нашей необъятной республики с крупными городами, а то и с другими странами.
Между прочим, за четверть века значительно изменилась и сама магистраль. Чем больше экономика страны набирала оборотов, тем больше у нее появлялось возможностей и необходимости усовершенствовать сеть своих дорог, построить соединительные линии для осуществления межрегиональных связей по кратчайшим маршрутам. В рамках решения этой задачи за годы независимости в Казахстане построены новые железные дороги протяженностью 2,5 тысячи километров. Это на порядок больше, чем в других странах СНГ вместе взятых за этот период.Новые железные дороги обеспечили внутренние коммуникации между регионами, увеличили экспортный и транзитный потенциал Казахстана.
Мегапроектами, реализованными в Казахстане за последние 25 лет, которые в народе окрестили «Дорогами независимости», «Дорогами жизни и надежды», стали железнодорожные линииАксу – Дегелен, Хромтау –Алтынсарино, Шар – Усть-Каменогорск,Узень – государственная граница с Туркменистаном, Жетыген – Коргас, Жезказган – Бейнеу, Аркалык – Шубарколь иБоржакты – Ерсай.Это не просто инфраструктурные проекты. За ними стоят огромные капиталовложения государства в развитие экономики регионов, создание новых рабочих мест, обеспечение транспортной доступности для населения.
Первая ласточка независимости
Аксу – Дегелен (187 км) – 1998-2001 годы (Павлодарская область)
В этом году исполнилось ровно 15 лет со дня ввода в эксплуатацию железной дороги Аксу – Дегелен. Это первая железная дорога, построенная после объявления Казахстана независимым государством. В летопись стальной магистрали дорога Аксу – Дегелен вписана золотыми буквами.
Казахстан – единственное государство на всем постсоветском пространстве, которому удалось за два с половиной года построить 184 километра железной дороги, которая связала север страны с восточными регионами. Железнодорожная линия, соединив город Аксу Павлодарской области с городом Дегелен Восточно-Казахстанской, внесла значительные изменения в политический, экономический и социальный облик регионов. Необходимо отметить, что строительство дороги было осуществлено не за счет инвестирования иностранных компаний, а за счет средств республиканского государственного коммерческого предприятия «Қазақстан темір жолы».
Прозванная в народе глашатаем независимости, линия Аксу – Дегелен открыла около тысячи рабочих мест, вдохнула жизнь в умирающие села и деревни, расположенные на всем ее протяжении.Особенно возросла привлекательность республики для Китая, Вьетнама, стран Юго-Восточной Азии. Для России и Европы и вовсе открылась возможность провозить транзитные грузы напрямую.
В экономическом плане за счет сокращения расстояния перевозок между северными и восточными промышленными регионами Республики Казахстан до 600 километров расходы на перевозку грузов в первые годы эксплуатации линии были уменьшены на 15-20%, а в поледующие годы –в 3 раза.
Дорога жизни
Хромтау – Алтынсарино (402,5 км) – 2002-2004 годы (Актюбинская, Костанайская области)
Железная дорога Хромтау – Алтынсарино состыковала напрямую стальными магистральными путями Актюбинскую и Костанайскую области, а также Западный Казахстан с Северным. Глава государства в своей речи на официальном открытии оценил ее значение так: «Эта дорога сократила связь севера и востока с западными регионами страны на две тысячи, а для пассажиров – на полторы тысячи километров, или на 15 часов пути».
Стратегически важной железная дорога была названа, прежде всего, потому, что напрямую соединив север и запад Казахстана, она удешевила транспортировку пшеницы из зерносеющих регионов на международные рынки.Помимо перевозки зерна новая магистраль позволила сократить затраты на перевозку руды и полезных ископаемых из северных и центральных регионов Казахстана в порт Актау, а также осуществлять прямые поставки в западные области республики, не пересекая границы страны.
Для обслуживания дороги РГП «ҚТЖ» открыто дополнительно около двух тысяч рабочих мест.
Ее строили «всем миром»
Шар – Усть-Каменогорск (150,9км) – 2005-2008 годы (Восточно-Казахстанская область)
В 2008 году было завершено строительство железнодорожной линии Шар – Усть-Каменогорск. Этот участок железной дороги соединил крупный железнодорожный узел Рудного Алтая с Турксибом. Было создано новое направление, исключившее двойное пересечение государственной границы. Расстояние транспортировки было сокращено в южном направлении на 328 километров, в западном направлении – на 92. Сроки доставки грузов снизились на 12–14 часов.Участок Шар – Усть-Каменогорск построен в рамках первого и пока единственного концессионного проекта в республике, он стал завершающим звеном в формировании национальной железнодорожной сети в северо-восточной части Казахстана, обеспечил выход из ВКО в другие регионы, минуя Российскую Федерацию.
Строительство участка Шар – Ново-Усть-Каменогорск началось в 2005 году. Но в бюджете не было средств. Для его финансирования Инвестиционный фонд Казахстана предложил создать компанию-концессионера, которая смогла бы найти деньги на грандиозную стройку. Вложив деньги в проект, она после его завершения получала бы право на эксплуатацию дороги в течение многих лет. В 2005 году было создано АО «Досжан темiр жолы», заключившее концессионный договор с Правительством страны. Проект стал и первым опытом государственно-частного партнерства в сфере железнодорожного транспорта.
Дорогу Шар – Усть-Каменогорск строили «всем миром» – инфраструктурные облигации, которые выпустило АО «ДТЖ», разместив их на фондовой бирже, приобретали накопительные пенсионные фонды. Вырученные средства пошли на строительство участка. Эти деньги возвращаются нынешним и будущим казахстанским пенсионерам с прибылью, так называемым купоном вознаграждения.
Срок концессионного договора между Правительством страны и АО «ДТЖ» истечет в 2028 году, и тогда участок Шар – Усть-Каменогорск передадут государству. Сотрудничество в рамках государственно-частного партнерства получилось интересным, плодотворным, а самое главное – принесло пользу стране и народу.За время работы участка дороги было перевезено более 53 миллионов тонн различных грузов: руды и цветных металлов, твердого топлива, ГСМ, строительных материалов, цемента, леса, продукции аграрного сектора.
О его важности в транспортной системе говорит и то, что ежегодно увеличивался объем грузов, проходящих по этому участку. Если в 2009 году здесь транспортировали около пяти миллионов тонн продукции, то в 2010-м – больше шести. В 2011 году объемы увеличились еще на два миллиона. Сейчас перевозки составляют около 8,5 миллиона тонн грузов.
Восточные ворота в Поднебесную
Жетыген – Коргас (293 км) – 2009-2012 годы (Алматинская область)
Для увеличения транзитно-транспортного потенциала на границе с Китаем в 2011 году была введена в эксплуатацию железнодорожная линия Жетыген – Коргас с открытием второго железнодорожного пункта пропуска Алтынколь – Хоргос. Объем перевозок через эту станцию в 2013 году составил 1,6 миллиона тонн, в перспективе его предполагается довести до 25 миллионов тонн в год.
Один из крупнейших индустриальных проектов транспортной отрасли Казахстана «Жетыген – Коргас», который строился в рамках Программы форсированного индустриально-инновационного развития, дал импульс всему региону, повысил транспортный потенциал страны путем открытия второго трансграничного международного перехода с КНР. Дорога на Восток сократила путь от Китая до южных регионов республики и стран Центральной Азии.
Учитывая, что линия Жетыген – Коргас пролегает по достаточно плотно заселенным районам, строительство и последующая эксплуатация железной дороги позволили улучшить транспортное обслуживание населения и решили множество социальных вопросов.
Прямой путь к Персидскому заливу
Узень – государственная граница с Туркменистаном (146 км) – 2009-2012 годы (Мангистауская область)
Казахстан первым и в полном объеме выполнил обязательства, принятые совместной декларацией, подписанной президентами Казахстана, Туркменистана и Ирана 16 октября 2007 года, и трехсторонним соглашением, подписанным между правительствами стран – участниц проекта. АО «НК «Қазақстантеміржолы» построило 146 километров железной дороги Узень – государственная граница с Туркменистаном. В мае 2013 года президенты Казахстана Нурсултан Назарбаев и Туркменистана – Гурбангулы Бердымухамедов открыли прямое железнодорожное сообщение между странами по погранпереходу Болашак (РК) – Серхетяка (Туркменистан).
Железнодорожная магистраль Узень – государственная граница с Туркменистаном, являющаяся частью международного транспортного коридора Казахстан – Туркменистан – Иран, позволила диверсифицировать и значительно сократить существующие пути в Туркменистан и страны Персидского залива.
Строительство велось при полном отсутствии инфраструктуры в сложнейших географических и климатических условиях, когда на полуострове Мангышлак выдалась наиболее суровая за последние 50 лет зима. Несмотря на это, 146 километров пути были построены в кратчайшие сроки.Основная функция дороги – открыть доступ казахстанской продукции на рынки стран Персидского залива.
Цель проекта – создание более короткой ветви международного транспортного коридора Север – Юг (на 600 км) по сравнению с существующим направлением Бейнеу – Дашогуз – Туркменабад – Серахс – Фериман. Благодаря реализации проекта время в пути сократилосьна двоесуток. Предполагается, что к 2020 году общий объем перевозок через пункт пропуска на приграничной станции Болашак будет доведен до 15 миллионов тонн в год.
Мощный транзитный импульс
Жезказган – Бейнеу (1036 км) – 2012-2015 годы (Карагандинская, Кызылординская, Мангистауская области)
Новая линия вдохнула новую жизнь в долину Сырдарьи, западный регион страны. Она соединяет несколько регионов. Через Карагандинскую, Кызылординскую, Мангистаускую и Актюбинскую области напрямую выходит к Каспийскому морю. Из морского порта Актау грузы направляются до границы с Туркменистаном и в страны Персидского залива. Вдоль железнодорожной магистрали Жезказган – Бейнеу действуют 18 станций и 39 разъездов.
Основная цель строительства новой дороги – оптимизация железнодорожных перевозок грузов между регионами Центрального и Западного Казахстана с выходом на порт Актау и привлечение транзитных грузопотоков. Новая линия на 1200 километров сократила расстояние между пунктом пропуска Достык на казахстанско-китайском участке государственной границы и портом Актау.
Как подчеркнул Президент республики, работа дорог Жезказган – Бейнеу и Аркалык – Шубарколь будет определять жизнь нескольких регионов и всей республики на долгие годы и десятилетия вперед. Непосредственный эффект ощутят жители и предприятия Карагандинской, Мангистауской, Актюбинской, Кызылординской и Костанайской областей. А от сокращения расстояний и сроков доставки аграрной и промышленной продукции выиграет весь Казахстан.
Действительно, только за первые 22 месяца эксплуатации по новым железнодорожным линиям Жезказган – Бейнеу и Аркалык – Шубарколь пропущено 15,7 миллиона тонн грузов, или почти восемь тысяч грузовых поездов при плане согласно ТЭО в 12 миллионов тонн на пятый год эксплуатации.
Чудо северного региона
Аркалык – Шубарколь (214 км) – 2012-2015 годы (Карагандинская, Костанайская области)
Железная дорога Аркалык – Шубарколь проходит по территории двух областей – Карагандинской и Костанайской. И хотя проект еще не закрыт, в его рамках ведутся реконструкция и новое строительство инфраструктуры, уже сегодня по новой железнодорожной линии ежедневно отправляются груженые углем составы.Новая ветка позволила экономить на перевозках 1,5-2 суток и транспортные расходы в среднем на 35%. Если ранее уголь с Шубарколя возили окружным путем через Кызылжар, то теперь он уходит напрямую, коротким маршрутом. В месяц со станции отправляется более 5,5 тысячи вагонов, что составляет около четырех миллионов тонн груза. Все составы уходят через Аркалык на страны СНГ, Прибалтику, Финляндию.
1 апреля 2016 года по железнодорожной линии Аркалык – Шубарколь отправился первый пассажирский поезд. Он курсирует от железнодорожного вокзала Аркалыка до станции Шубарколь и в обратном направлении четыре дня каждого месяца. За чуть более четырех часов пассажиры могут попасть из точки «А» в точку «Ш», и наоборот.
Важное направление
Боржакты – Ерсай (14 км) – 2014-2016 годы (Мангистауская область)
Новый транспортный объект примыкает к действующей магистрали Мангышлак – Узень и ведет в сторону порта Курык, где на берегу Каспия возводится мощный паромный комплекс. Общая протяженность всех путей по проекту «Боржакты – Ерсай», включая станционные, составляет 23,8 километра.
Железнодорожная линия соединила строящийся паромный комплекс в порту Курык с железнодорожной магистралью.
Новое направление очень важно для транспортного обслуживания строящихся заводов на побережье – это судостроительные и судоремонтные заводы, а также завод по выпуску металлоконструкций.Дорога будет обеспечивать перевозку той продукции, которая будет произведена на новых заводах.
Как видим, весь период независимости Казахстан наращивал железнодорожное строительство. В рамках Программы инфраструктурного развития «Нұрлы жол» ведется реализация строительства вторых путей на участке Алматы – Шу (110,7 км) в Алматинской и Жамбылской областях, окончание строительства – в 2017 году.
Подготовила Айгерим БАКЫШЕВА
Новости
22.11.2024
КТЖ выявило хищение дизельного топлива на 16 млн тенге в депо Бесколь
Пассажирские перевозки
22.11.2024
Нацперевозчик объявил о скидках на железнодорожные билеты
Новости
22.11.2024
Железнодорожную инфраструктуру продолжают обновлять в Акмолинском регионе
Регионы
22.11.2024
Обучение первозимников ведут на предприятиях Семейского отделения ГП
Регионы
22.11.2024
Семинар-совещание по технике безопасности провели на станции Балхаш
Новости
22.11.2024
Около сотни руководителей линейного уровня путевого хозяйства прошли обучение в Астане
Новости
22.11.2024
Вопросы в области логистики и инфраструктуры обсудили на СВМДА в Астане
Грузовые перевозки
22.11.2024
Более 160 тысяч тонн зерна погрузили в ноябре в Костанайском отделении ГП
Новости / Архив
22.11.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №99 от 22 ноября 2024 года
Регионы
21.11.2024
Директор специализированного мостового отряда Канат Карбозов стал обладателем «Самұрық-Қазына» акционерлік қоғамының құрметті қызметкері»
Регионы
21.11.2024
Экскурсию для подростков провели на железнодорожных предприятиях станции Илецк
Регионы
21.11.2024
Условный пожар потушили на станции Кушмурун
Новости
21.11.2024
Дноуглубительные работы досрочно завершили в порту Курык
Новости
21.11.2024
Новые инновационные технологии диагностики пути внедряют на железной дороге в Казахстане
Новости
21.11.2024
КТЖ расширит терминальную сеть в Европе
Грузовые перевозки
20.11.2024
Более 307 тыс. тонн зерна погрузили в ноябре в Акмолинском отделении ГП
Новости
20.11.2024
KAZAKH GRAIN & LOGISTIC FORUM 2024 пройдет в Астане
Новости
20.11.2024
Казахстан планирует развивать транспортно-транзитные коридоры в формате СНГ +
Регионы
20.11.2024
О мерах безопасности вблизи железной дороги продолжают напоминать учащимся школ и колледжей в Уральске
Интервью
20.11.2024
Об обеспечении безопасности на железной дороге рассказали ревизоры в ВКО