В Казахстане повысятся тарифы на грузоперевозку
Возможность изменения тарифов на локомотивную тягу обсудили на публичных слушаниях в Комитете по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики РК в связи с предстоящим с 1 июля текущего года повышением цен на услуги локомотивной тяги при перевозке грузов АО «КТЖ – Грузовые перевозки».
В слушаниях приняли участие представители заинтересованных госорганов, крупные грузоотправители. Повышение тарифов на услуги локомотивной тяги продиктовано целым рядом факторов, главные из которых – рост расходов на дизельное топливо, по сервисному обслуживанию локомотивов, по фонду оплаты труда и социальным отчислениям, а также реализация инвестиционной программы. Проведенный анализ стоимости дизельного топлива, расходуемого на тягу поездов в грузовом виде движения, показал ежегодный рост цены. По сравнению с прошлым годом стоимость дизельного топлива выросла более чем на 30%.
В статье расходов АО «КТЖ – Грузовые перевозки» 50% составляют расходы на сервисное обслуживание локомотивов. Основная доля средств уходит на приобретение запасных частей для них. Полученные денежные средства от повышения тарифов в 2019 году планируется направить на реализацию инвестиционных проектов и расширение производственных мощностей. За период с 2015-го по 2018 год приобретено 97 единиц тягового подвижного состава, в том числе 19 пассажирских и 25 грузовых электровозов, 18 пассажирских и 35 грузовых тепловозов. Также выполнен капитальный ремонт 68 единиц тягового подвижного состава. В 2018 году приобретено 29 локомотивов на общую сумму 41,3 миллиарда тенге. Однако, несмотря на это, износ локомотивного парка составляет в среднем 66%. При повышении тарифов на услуги локомотивов планируется приобрести 16 локомотивов (из них 6 грузовых электровозов, 10 грузовых тепловозов) и произвести капитальный ремонт 54 электровозов.
При этом повышение тарифа даст незначительный рост изменения транспортной составляющей. Так, рост ее доли в цене реализации продукции в среднем составит 0,3%. АО «КТЖ – Грузовые перевозки» реализует программу повышения эффективности своей деятельности. В нее включены мероприятия по повышению производительности труда, энерго- и ресурсосбережению, повышению эффективности использования подвижного состава, автоматизации управления процессами.
В целях поддержки отечественных экспортеров компания проводит работу по снижению тарифов на перевозки экспортных грузов Казахстана по другим железным дорогам. Понижающие коэффициенты предоставлены на экспортные перевозки угля, зерна и муки.
Окончательное решение по изменению тарифа будет принято Комитетом по регулированию естественных монополий по итогам рассмотрения уведомления АО «КТЖ – Грузовые перевозки» в сроки и порядке, установленные Правилами ценообразования на общественно значимых рынках.