Работа диспетчера - в самом «сердце» перевозочного процесса

КТЖ в лицах
19.01.2024, 10:23
Александр Жабчук
Любовь Ровба

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

Работа в Автоматизированном центре управления перевозками не терпит случайных людей – она требует особого профессионализма и ответственности, ведь именно здесь находится «сердце» перевозочного процесса. Вот уже 20 лет Ляззат Кальпебаева успешно справляется с обязанностями старшего диспетчера по направлениям, а за ее плечами – более чем 30-летний стаж в отрасли. 

Чтобы поезд пришел в пункт назначения строго по графику, диспетчерский аппарат организует, контролирует и корректирует движение на железной дороге. Список должностных обязанностей поездного диспетчера для человека со стороны может показаться неподъемным, а на старшего по направлениям возлагается еще больше обязанностей и ответственности.

Наблюдая за Ляззат Иманкожаевной во время рабочей смены, понимаешь, что такое настоящий профессионализм. Сосредоточенная, сдержанная, она контролирует работу сразу двух отделений, причем в каждую смену – разных. Это порядка 25 поездных диспетчеров и 300 работников других служб в каждом. 

Незнакомых участков обслуживания для старшего смены нет, она отпрактикована на всех – «пешком прошла всю железную дорогу». Поэтому легко ориентируется в хитросплетении разноцветных линий на мониторах и быстро находит решения в нестандартных ситуациях.

– Каждый день по 13 межгосударственным стыкам из Казахстана выезжает 150 поездов, столько же заезжает. Не считая передвижений внутри страны. Во время смены нельзя упускать ни одной детали, вплоть до погоды. Ведь мы отвечаем за все – погрузку, сбор поездов, прием и отправку по направлениям, закрытие и открытие перегонов, работу сигнализации, стрелок, сохранность грузов и пассажиров и так далее, – говорит Ляззат Иманкожаевна. 

Насыщенность графика, поток транзитных и местных грузов, пассажирских поездов – ничто не должно пугать хорошего поездного диспетчера, уверена Ляззат Кальпебаева.

– Железо есть железо, иногда что-то выходит из строя или идет не по плану, хорошо обученный диспетчер никогда не теряется в нестандартных ситуациях и не должен. Он быстро распределяет работу каждой службы, чтобы все работы были проведены в срок и качественно. Путейцы, энергетики, связисты, вызов ЧС – все это в руках поездного диспетчера, – отмечает железнодорожница.

Сейчас сложно поверить, что когда-то Ляззат Кальпебаеву даже пугал шум приближающихся поездов. Коренная алматинка, в юности она работала на швейной фабрике и планировала по примеру родных стать учителем, но встреча с будущим супругом – потомственным железнодорожником Маратом Кальпебаевым – предопределила ее судьбу. После замужества какое-то время жила на станции Сарыозек, начальником которой была ее свекровь.

Основателем династии Кальпебаевых был прадед, который трудился на станции Айна-Булак и стал свидетелем стыковки Турксиба. Работали на железной дороге дедушка, бабушка и другие родственники мужа. Сам Марат Кальпебаев был электромехаником, затем старшим электромехаником, инженером участка в дистанции сигнализации и связи. 

Свой путь на железной дороге Ляззат Кальпебаева начала электромонтером на маленьком разъезде Майтобе в 1988 году. Без отрыва от производства проходила повышение квалификации, отучилась на дежурного по станции, даже в декрете задержалась лишь на три месяца. 

В 1993 году семья вернулась в Сарыозек, где железнодорожница совмещала должность электромонтера с дежурной по парку, затем стала дежурной по станции. После перевода мужа в Алматы восемь лет работала дежурной по станции Жетысу первого класса, тогда же успешно окончила техникум КазАТК. Затем перевелась маневровым диспетчером на станцию Алматы-1, через полгода стала поездным диспетчером Алматинского отделения дороги. В 2002 году – Акмолинского. 

– Раньше, чтобы стать поездным диспетчером, нужно было отработать дежурным на линейной станции не менее 10 лет, – вспоминает Ляззат Кальпебаева. 

Помнит и то, как вручную чертила графики на бумаге, которые сейчас делает компьютер. Последние 20 лет Ляззат Иманкожаевна «рулит» поездами из кабинета АЦУП. Она прошла все этапы его развития, легко освоила новые программы и автоматизированные системы и охотно делится знаниями с молодыми коллегами. Подготовила большое число достойных поездных диспетчеров. 

Ее заслуги неоднократно отмечались грамотами и благодарственными письмами руководства. 

Супруг Ляззат Иманкожаевны ушел из жизни, когда старшему сыну едва исполнилось 13. Сильная, трудолюбивая, ответственная, несмотря на сложную работу, 12-часовый график, она сумела поднять сына и дочь, дала им достойное образование и сама реализовалась в любимом деле. 

Сегодня Ляззат Кальпебаева не представляет себя в другой профессии. Волею судьбы она теперь единственная продолжательница династии Кальпебаевых. Достойнейшая продолжательница! 

Новости
22.11.2024
КТЖ выявило хищение дизельного топлива на 16 млн тенге в депо Бесколь
Пассажирские перевозки
22.11.2024
Нацперевозчик объявил о скидках на железнодорожные билеты
Новости
22.11.2024
Железнодорожную инфраструктуру продолжают обновлять в Акмолинском регионе
Регионы
22.11.2024
Обучение первозимников ведут на предприятиях Семейского отделения ГП
Регионы
22.11.2024
Семинар-совещание по технике безопасности провели на станции Балхаш
Новости
22.11.2024
Около сотни руководителей линейного уровня путевого хозяйства прошли обучение в Астане
Новости
22.11.2024
Вопросы в области логистики и инфраструктуры обсудили на СВМДА в Астане
Грузовые перевозки
22.11.2024
Более 160 тысяч тонн зерна погрузили в ноябре в Костанайском отделении ГП
Новости / Архив
22.11.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №99 от 22 ноября 2024 года
Регионы
21.11.2024
Директор специализированного мостового отряда Канат Карбозов стал обладателем «Самұрық-Қазына» акционерлік қоғамының құрметті қызметкері»
Регионы
21.11.2024
Экскурсию для подростков провели на железнодорожных предприятиях станции Илецк
Регионы
21.11.2024
Условный пожар потушили на станции Кушмурун
Новости
21.11.2024
Дноуглубительные работы досрочно завершили в порту Курык
Новости
21.11.2024
Новые инновационные технологии диагностики пути внедряют на железной дороге в Казахстане
Новости
21.11.2024
КТЖ расширит терминальную сеть в Европе
Грузовые перевозки
20.11.2024
Более 307 тыс. тонн зерна погрузили в ноябре в Акмолинском отделении ГП
Новости
20.11.2024
KAZAKH GRAIN & LOGISTIC FORUM 2024 пройдет в Астане
Новости
20.11.2024
Казахстан планирует развивать транспортно-транзитные коридоры в формате СНГ +
Регионы
20.11.2024
О мерах безопасности вблизи железной дороги продолжают напоминать учащимся школ и колледжей в Уральске
Интервью
20.11.2024
Об обеспечении безопасности на железной дороге рассказали ревизоры в ВКО