Любые трудности по плечу
Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»
«Любые трудности по плечу, было бы желание работать», уверен обладатель одной из самых сложных и уважаемых на стальной магистрали профессий, монтер пути с более чем 30-летним стажем Юрий Орехов.
Льет ли дождь, метет ли снег, в мороз и изнуряющую жару – рабочий день путейца всегда проходит под открытым небом. Именно их руками обеспечивается надлежащее состояние железнодорожного полотна: они выявляют и устраняют неисправности, регулируют стрелки, зимой очищают пути от снега, а летом – от травы. Поэтому покоряется эта профессия только самым выносливым и преданным труженикам, коим является Юрий Орехов из Костанайской дистанции пути. На расширенном совещании АО «НК «ҚТЖ» по итогам 2023 года заслуги железнодорожника отметили почетной грамотой АО «Самрук-Қазына».
Детство будущего путейца прошло на небольшом разъезде в Костанайской области в семье железнодорожников, поэтому с особенностями работы на стальной магистрали он был знаком с ранних лет. Легкого пути у династии Ореховых не было – каждый начинал на стальной магистрали, что называется, с низов. Дедушка сначала «дослужился» до бригадира, а затем до дорожного мастера, бабушка была дежурной по мосту, отец тоже дошел до мастера, мама – от дежурной до начальника разъезда Увальненский. Железнодорожниками были также тетя и дядя путейца. К слову, все они трудились на участке Темирбулак – Тобол, где всю жизнь работает и сам Юрий Орехов со своей супругой.
На железную дорогу он пришел после окончания школы в 1990 году – и в первую же смену попал на сход.
– Дело было еще при Советском Союзе. Сошли семь грузовых вагонов с углем. Зима, декабрь, мороз, а с тебя пот катится. За шесть часов все восстановили, – вспоминает Юрий Анатольевич. – Настоящее боевое крещение. Когда молодежь приходит, всегда говорю: если ты не сломался в первую зиму, то работать будешь. А опыт набирается с годами.
В 1991 году Юрий Орехов ушел в армию, по возвращении вернулся в родную дистанцию. Отучился по специальности «строительство железных дорог. Путь и путевое хозяйство». Какое-то время был бригадиром. За более чем 30 лет ответственного труда повидал разное, но, несмотря на все сложности профессии, в другой сфере себя никогда не представлял.
О работе Юрий Анатольевич отзывается с особой теплотой.
– Я люблю свою работу. Трудности покоряются, было бы желание работать, а желание всегда есть, – говорит он.
Его супруга тоже железнодорожница с большим стажем – 25 лет отработала мостовым обходчиком, сейчас перевели в ВЖДО. Там же трудится и старшая дочь, младшая – педагог.
Скромный, кроткий, с доброй улыбкой, при этом трудолюбивый, выносливый, знающий свое дело от и до – именно о таких тружениках, как Юрий Анатольевич, говорят: дорога – железная, люди – золотые. В любую погоду они несут свою вахту, чтобы пассажиры беззаботно наблюдали в окно за сменяющимися пейзажами, а грузы в сохранности приходили к месту назначения.