Мурат Мусин - неутомимый новатор КТЖ
За 28 лет добросовестного труда в отрасли главный менеджер департамента безопасности движения АО «НК «ҚТЖ» Мурат Мусин стал инициатором ряда важных инновационных проектов по улучшению производственных процессов, значение которых для железнодорожного транспорта Казахстана трудно переоценить. Внедрять прогрессивные технологии и видеть результат – вот главные стимулы неутомимого новатора.
В наши дни не часто встретишь людей идейных, готовых работать 24 часа в сутки. Мурат Мусин именно такой, единодушно характеризуют его коллеги. Если у него возникает какая-то идея, связанная с улучшением состояния безопасности движения и повышением производительности труда, он посвящает ей все свободное время и обязательно доводит начатое до конца. Как руководитель, активно вовлекает в инновационную деятельность своих подчиненных. В ходе командного обсуждения каждый новый проект дополняется, детализируется и обретает реальные очертания. Своим опытом железнодорожник всегда делится с удовольствием. За годы работы он стал примером и мудрым наставником для десятков специалистов.
– Строгий и очень требовательный как руководитель, он вникает во все процессы и знает основу каждого из них, – рассказали работники департамента. – Очень хороший аналитик, всегда старается прогнозировать все на 2-3 шага вперед. Мурат Жаскайратович всесторонне развит, но особенно тонкими знаниями обладает в области автоматизации процессов. Является одним из разработчиков программ, по которым работает весь ҚТЖ.
Одна из недавних страниц в послужном списке Мурата Мусина – разработка и внедрение портала «Безопасность прежде всего» на корпоративном сайте kip.railwais.kz. Кроме того, по его инициативе на интернет-сайте ҚТЖ в прошлом году заработал одноименный блок, позволяющий пользователям напрямую сообщать о нарушениях безопасности и прикреплять соответствующие фото и видео. Ранее под началом Мурата Мусина в компании разработали и внедрили автоматизированную систему «Ревизор по безопасности движения» (АС-РБ), в 2016 году она пришла на смену устаревшей АРМ «Ревизор» и стала настоящей «настольной книгой» ревизоров по всей стране.
Железнодорожник принимал непосредственное участие в разработке первого в АО «НК «ҚТЖ» Руководства по системе управления безопасностью, Методики проведения оценки и определения эффективности мероприятий в области безопасности, систем «Безопасность и охрана труда» (АС БиОТ) и «Производственная безопасность». Под руководством управляющего директора по безопасности движения Марата Шакенова организовал проведение первого Центрально-Азиатского форума «Безопасность на железнодорожном транспорте», который минувшей осенью прошел в Алматы с участием представителей государственных органов РК, железнодорожных администраций России, Беларуси и научно-исследовательских институтов. Чтобы любить стальную магистраль, необязательно родиться в семье железнодорожников. В родословной Мурата Жаскайратовича нет ни путейцев, ни ревизоров, ни машинистов. Он стал первым железнодорожником в семье, а уже по его примеру в отрасль пришли братья и племянники. После окончания 9 классов Мурат принял решение перейти на вечернее обучение и устроиться на работу, чтобы стать подмогой пожилым родителям. На тот момент в родительском доме на станции Макинка оставался только он – двое старших братьев и сестра уже получали профессиональное образование.
О работе стальной магистрали будущий железнодорожник знал не понаслышке. Детство, что называется, прошло под стук колес за окном. В 1992 году Мурат Мусин устроился на родную станцию Макинка монтером пути. Так как юноше тогда еще не было и 18 лет, его оформили временно – два месяца он работал, неделю отдыхал и снова устраивался. Пытливый ум, внимание к деталям, ответственность принесли свои плоды: за три года он повысил свой разряд со второго по четвертый и успешно окончил акмолинскую дортехшколу, по возращении из которой был назначен бригадиром пути. В 1996 году железнодорожник поступил в Казахскую академию инженеров железнодорожного транспорта на специальность «инженер путей сообщения». Учился Мурат заочно, умело совмещая теорию и практику на родной станции. Будучи бригадиром, с интересом следил за работой дорожного мастера, старался выполнять работы, которыми тот руководит, всегда прислушивался к советам более опытных специалистов, иногда сам принимал ответственные решения. Так потихоньку профессия дорожного мастера стала ему полностью понятна и близка, и в 2000 году он был назначен на эту должность. В 2003-м Мурат Мусин стал мастером производственного обучения Курорт-Боровской дистанции пути. Из Макинки железнодорожник переехал в Боровое, где занимался повышением квалификации персонала на месте, без отрыва от производства. Уже тогда он стал разрабатывать свои первые методички и памятки для работников.
– Педагогического опыта у меня не было. Я старался передать все свои знания доступным языком, иллюстрируя примерами из нашей повседневной практики. Оборудовал для наших занятий класс обучения. Заказал доску, купили проектор, телевизор и видеомагнитофон, на стенах повесили плакаты и проспекты, чтобы учеба давалась людям легче, – вспоминает железнодорожник.
В 2005 году Мурата Мусина назначили мостовым мастером ПЧ Курорт-Боровое, а через два года предложили должность заместителя директора Астанинской дистанции пути.
– В тот период в столичном регионе участились сходы подвижного состава, и для исправления ситуации в Астану привезли монтеров пути и мастеров со всех дистанций Казахстана, которых руководство дистанции обеспечивало фронтом работ, – рассказал Мурат Жаскайратович.
Жить приходилось в переоборудованных в общежитие вагонах, ответственность на плечах Мурата Мусина лежала огромная. За день, невзирая на погодные условия, он по несколько раз пешком обходил территорию станции, чтобы проследить за технологией работ на каждом участке. В 2009 году Мурата Жаскайратовича перевели менеджером в департамент безопасности движения ҚТЖ. Набираясь опыта и изучая все больше информации, с 2014 года он стал активно внедрять в жизнь свои изобретения, труды, разрабатывать инструкции.
– Пройдя путь с самого низа до главного менеджера департамента безопасности движения, зная положение дел на линии и в административном комплексе, мне всегда хочется усовершенствовать и упростить сложные процессы. Я подаю идею, но дорабатываем мы ее командой единомышленников, иногда привлекаем специалистов из других подразделений, в итоге получаем нужный результат, – рассказывает новатор. – За время работы были и противники или те, кто подключались, а при первых проблемах уходили в сторону, приходилось отстаивать свою точку зрения.
За годы ответственного труда Мурат Мусин не раз отмечался грамотами и благодарственными письмами руководства. Он не останавливается на достигнутом, и нет сомнений в том, что имеет в запасе немало идей, способных значительно упростить работу железнодорожного транспорта.