Уникальные экспонаты времён войны храни музей боевой и трудовой славы в Кокшетау

Регионы
28.04.2025, 16:10
Фото автора
Руслан Рахметов

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

В этом году в Казахстане отмечают 80-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Унесшая миллионы жизней война была окончена 8 мая 1945 года. Сообщение о капитуляции Германии на следующий день опубликовала и газета «Гудок». Номер от 9 мая 1945 года занимает центральное место среди экспонатов музея боевой и трудовой славы, расположенного на вокзале Кокшетау.

«Сегодня день всенародного торжества – Праздник Победы! Слава нашему великому народу, народу победителю!», – этими словами открывается праздничный номер газеты «Гудок» от 9 и 10 мая 1945 года. Здесь же можно ознакомиться с обращением И. В. Сталина к народу по случаю Победы в Великой Отечественной войне, Приказом Верховного Главнокомандующего с поздравлениями войскам Красной Армии и Военно-морского флота с Победой, Указом Президиума Верховного совета СССР «Об объявлении 9 Мая Праздником Победы». Это позволяет окунуться в атмосферу тех незабываемых дней мая 1945 года и почувствовать себя на месте наших дедов и прадедов, которые своим героизмом на фронте и нечеловеческим трудом в тылу приближали победу над врагом.

Найти столь уникальные экспонаты удалось ветерану железнодорожного транспорта Мажиту Галимжанову. В первые годы становления музея он лично обзванивал всех старожилов предприятия, ветеранов с просьбой принести фотографии, документы, все, что представляло для музея ценность. Так и появились в коллекции два номера газеты «Гудок», датированные 9 и 10 мая 1945 года. Принес печатные издания бывший начальник ПЧ Леонид Дмитриев. Дополняют коллекцию четыре огромных полотна, написанные местным художником Сакеном Култасовым: на одной – проводы мужчин на фронт, на другой – картина поля боя со взрывами и смертью, затем – встречи оставшихся в живых солдат, прибытие первого эшелона с первоцелинниками, выписан каждый фрагмент с любовью и внутренним душевным трепетом.

Эти и многие другие экспонаты передают, какой вклад внесли акмолинские железнодорожники в Победу.

За годы войны из региона были призваны в ряды Красной армии более 41 тысячи человек, свыше 20 тысяч мобилизованы в трудармию. На станции Курорт-Боровое были сформированы специальные колонны железнодорожных войск особого назначения. В ходе войны менялись направления движения поездов. Теперь они следовали по направлению Москва, Дон, Украина, Польша, Чехословакия.

Кроме того, работники стальной магистрали под лозунгом «Все для фронта, все для победы!» в феврале 1942 года со станции Акмолинск отправили состав с продовольственными подарками и более чем двумя с половиной тысячами индивидуальных посылок для воинов Волховского и Ленинградского фронтов. В феврале 1942 года железнодорожники Акмолинского узла и управления дороги на личные средства соорудили и отправили на фронт даже передвижную баню из 10 вагонов, а также очередной эшелон на Юго-Западный фронт.

В общей сложности на фронт было отправлено 711 автомашин, 12 860 лошадей, 3 290 повозок.

С особой заботой и теплом встречали акмолинцы эшелоны с ранеными во время ожесточенных боев солдатами. На территории области действовали семь эвакогоспиталей (ЭГ): в Акмолинске, Атбасаре, в Сталинском районе (ныне Аккольский), на станции Курорт-Боровое в железнодорожной больнице. В Кокшетау дислоцировались три эвакуационных госпиталя: № 2396, 2447, 3604.

Благодаря экспозициям музея мы можем узнать о подвигах людей, обеспечивавших бесперебойную работу магистрали, тем самым приближая Победу в Великой Отечественной войне.

Регионы
25.06.2025
Алматинское отделение железной дороги увеличило объёмы перевозок на 16%
Регионы
24.06.2025
Более 30 илецких железнодорожников приняли участие в показательном комиссионном осмотре на станции Цвилинга
Пассажирские перевозки
24.06.2025
Более 240 тысяч пассажиров с особыми потребностями воспользовались поездами КТЖ
Грузовые перевозки
24.06.2025
Морские перевозки в Казахстане выросли на 43,9%
Новости
24.06.2025
Казахстан откроет регулярное паромное сообщение по маршруту Курык – Алят
Грузовые перевозки
24.06.2025
Железнодорожные поставки зерновых грузов в Китай выросли на 46%
Новости / Архив
24.06.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №48 от 24 июня 2025 года
Новости
23.06.2025
Весенний комиссионный осмотр локомотивов завершился в КТЖ
КТЖ в лицах
23.06.2025
Ведущего инженера Павлодарской базы материально-технического снабжения Елену Райфегерст проводили на пенсию
Спорт
23.06.2025
Около 60 железнодорожников приняли участие в спартакиаде к 50-летию ГВЦ
Пассажирские перевозки
23.06.2025
КТЖ полностью обновит парк пассажирских вагонов к 2030 году
Инфраструктура
23.06.2025
Летняя путевая кампания продолжается в Акмолинском отделении магистральной сети
Грузовые перевозки / Цифра недели
20.06.2025
Объем перевозок казахстанского зерна вырос на 54%
Инфраструктура
20.06.2025
Около 400 км железных дорог отремонтировано в Казахстане
Регионы
20.06.2025
Дополнительный скоростной поезд запущен по маршруту Караганда – Балхаш
Регионы
20.06.2025
Работы по модернизации железнодорожного вокзала начались в Усть-Каменогорске
Новости
20.06.2025
Казахстанский транспортно-логистический форум-2025 прошел в Алматы
Пассажирские перевозки
20.06.2025
Необходимые условия созданы для комфорта пассажиров на вокзалах в направлении Алаколя
Новости / Архив
20.06.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №47 от 20 июня 2025 года
Регионы
19.06.2025
Пожарно-тактические учения прошли в Мангистауском отделении магистральной сети