Уникальные экспонаты времён войны храни музей боевой и трудовой славы в Кокшетау

Регионы
28.04.2025, 16:10
Фото автора
Руслан Рахметов

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

В этом году в Казахстане отмечают 80-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Унесшая миллионы жизней война была окончена 8 мая 1945 года. Сообщение о капитуляции Германии на следующий день опубликовала и газета «Гудок». Номер от 9 мая 1945 года занимает центральное место среди экспонатов музея боевой и трудовой славы, расположенного на вокзале Кокшетау.

«Сегодня день всенародного торжества – Праздник Победы! Слава нашему великому народу, народу победителю!», – этими словами открывается праздничный номер газеты «Гудок» от 9 и 10 мая 1945 года. Здесь же можно ознакомиться с обращением И. В. Сталина к народу по случаю Победы в Великой Отечественной войне, Приказом Верховного Главнокомандующего с поздравлениями войскам Красной Армии и Военно-морского флота с Победой, Указом Президиума Верховного совета СССР «Об объявлении 9 Мая Праздником Победы». Это позволяет окунуться в атмосферу тех незабываемых дней мая 1945 года и почувствовать себя на месте наших дедов и прадедов, которые своим героизмом на фронте и нечеловеческим трудом в тылу приближали победу над врагом.

Найти столь уникальные экспонаты удалось ветерану железнодорожного транспорта Мажиту Галимжанову. В первые годы становления музея он лично обзванивал всех старожилов предприятия, ветеранов с просьбой принести фотографии, документы, все, что представляло для музея ценность. Так и появились в коллекции два номера газеты «Гудок», датированные 9 и 10 мая 1945 года. Принес печатные издания бывший начальник ПЧ Леонид Дмитриев. Дополняют коллекцию четыре огромных полотна, написанные местным художником Сакеном Култасовым: на одной – проводы мужчин на фронт, на другой – картина поля боя со взрывами и смертью, затем – встречи оставшихся в живых солдат, прибытие первого эшелона с первоцелинниками, выписан каждый фрагмент с любовью и внутренним душевным трепетом.

Эти и многие другие экспонаты передают, какой вклад внесли акмолинские железнодорожники в Победу.

За годы войны из региона были призваны в ряды Красной армии более 41 тысячи человек, свыше 20 тысяч мобилизованы в трудармию. На станции Курорт-Боровое были сформированы специальные колонны железнодорожных войск особого назначения. В ходе войны менялись направления движения поездов. Теперь они следовали по направлению Москва, Дон, Украина, Польша, Чехословакия.

Кроме того, работники стальной магистрали под лозунгом «Все для фронта, все для победы!» в феврале 1942 года со станции Акмолинск отправили состав с продовольственными подарками и более чем двумя с половиной тысячами индивидуальных посылок для воинов Волховского и Ленинградского фронтов. В феврале 1942 года железнодорожники Акмолинского узла и управления дороги на личные средства соорудили и отправили на фронт даже передвижную баню из 10 вагонов, а также очередной эшелон на Юго-Западный фронт.

В общей сложности на фронт было отправлено 711 автомашин, 12 860 лошадей, 3 290 повозок.

С особой заботой и теплом встречали акмолинцы эшелоны с ранеными во время ожесточенных боев солдатами. На территории области действовали семь эвакогоспиталей (ЭГ): в Акмолинске, Атбасаре, в Сталинском районе (ныне Аккольский), на станции Курорт-Боровое в железнодорожной больнице. В Кокшетау дислоцировались три эвакуационных госпиталя: № 2396, 2447, 3604.

Благодаря экспозициям музея мы можем узнать о подвигах людей, обеспечивавших бесперебойную работу магистрали, тем самым приближая Победу в Великой Отечественной войне.

Новости
22.11.2025
Alstom вводит в эксплуатацию колесно-токарный станок в сервисном центре в Шу
Социум
21.11.2025
Железнодорожники приняли участие в открытии коррекционно-образовательной школы
Регионы
21.11.2025
Железнодорожники прошли обучение по безопасности и охране труда в Оскеменском регионе
Регионы
21.11.2025
Ревизорский аппарат усиливает профилактику несчастных случаев на ж/д в Алматинском регионе
Пассажирские перевозки
21.11.2025
Поезд Тальго будет курсировать по маршруту Алматы – Костанай по чётным дням
Инфраструктура
21.11.2025
Теміржол жөндеу обновило 244,382 км железнодорожных путей
Социум
21.11.2025
Столичным железнодорожникам рассказали о новых мерах по предотвращению семейно-бытового насилия
Новости / Архив
21.11.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №97 от 21 ноября 2025 года
Инфраструктура
20.11.2025
Завершена реконструкция здания вокзала станции Макинск
Регионы
20.11.2025
Более 100 км скотоизгороди возведут в Карагандинском регионе в 2025 году
Регионы
20.11.2025
Более 150 уральских железнодорожников написали «Ұлттық диктант»
Новости
20.11.2025
Лучшие посты КТСМ определил конкурс среди подразделений сигнализации и связи КТЖ
Инфраструктура
20.11.2025
Руководство КТЖ проинспектировало ход строительства обводной железнодорожной линии вокруг Алматы
Новости
20.11.2025
КТЖ подписало ряд документов в Китае
Новости
19.11.2025
Экспортеры ознакомились с инфраструктурой портов и терминалов Мангистауского региона
Новости
19.11.2025
Советник премьер-министра ознакомился с ходом строительства линии «Бахты – Аягоз» в области Абай
Новости
19.11.2025
КТЖ укрепляет сотрудничество с крупнейшими логистическими узлами Китая
Регионы
19.11.2025
Илецкие железнодорожники успешно внедряют в работу искусственный интеллект
Новости
19.11.2025
Dostyk Trans Terminal включен в перечень сухих портов Межправительственного соглашения ЭСКАТО ООН
Регионы
19.11.2025
Итоги работы подвели в Алматинском эксплуатационном локомотивном депо