Железнодорожники обсудили охрану труда и экологические стандарты на семинаре в Усть-Каменогорске

Регионы
26.08.2025, 12:32
Фото автора
Ольга Ушакова

Собственный корреспондент по ВКО, г. Усть-Каменогорск

В Усть-Каменогорске прошел двухдневный семинар «Усиление мер производственной безопасности и развитие ESG-повестки в Казахстане. Экологические проблемы современности», передаёт Rail-news.kz.  

В семинаре приняли участие руководители и главные инженеры дистанций пути, специалисты по технике безопасности, представители Дирекции магистральной сети, а также государственных органов.  

Мероприятие проходило в формате диалога: участники смогли задать наболевшие вопросы спикерам и руководству Департамента пути и сооружений. Семинар стал площадкой для обмена опытом и обсуждения практических решений в сфере безопасности и экологии.

В своем выступлении главный инженер Семейского отделения магистральной сети Ергазы Ережепов подчеркнул, что устойчивое развитие невозможно без безопасных условий труда и бережного отношения к окружающей среде. По его словам, в условиях глобальных экологических вызовов Казахстану важно интегрироваться в международную «зеленую» экономику, совмещая вопросы экологии, социальной ответственности и управления.

«Прежде чем выполнять какую-либо работу, мы должны строго соблюдать требования безопасности и охраны труда. Однако статистика показывает, что уровень травматизма и профессиональных заболеваний остается заметным. Причины – это и человеческий фактор, и организация труда. В бригадах все должны смотреть друг за другом. Если кто-то нарушает технику безопасности, то необходимо остановить работу. К сожалению, эти требования применяются нечасто. На первое место, особенно в путевом хозяйстве, нередко ставят эксплуатацию, но это может закончится плачевно», – говорит Ергазы Ережепов.  

По его словам, причины такого положения — недостаточный контроль, устаревшее оборудование, низкая культура безопасности и слабая подготовка работников. Эти проблемы необходимо решать сообща. В последние годы применяются меры: внедрение международного стандарта безопасности труда ISO 45001, развитие системы производственного контроля, цифровые ПДБ и ИСПБ. Поступающие в систему телеграммы, «молнии», бюллетени необходимо подробно разбирать с работниками, выявлять коренные причины и разрабатывать конкретные меры, чтобы избежать повторения нарушений. Среди других шагов — цифровизация мониторинга условий труда, использование датчиков и видеонаблюдения, регулярное обучение и повышение квалификации, а также усиление ответственности работодателей. Что касается ESG, то во всём мире этот показатель стал важным критерием для инвесторов и компаний, внедряющих «зелёные» технологии.

Главный инженер департамента пути и сооружений Нуркен Тулепбергенов провел анализ производственного травматизма в путевом хозяйстве за 2024-2025 годы. Он подчеркнул, что вопросы безопасности и охраны труда остаются приоритетными на железной дороге.  

«Мы должны формировать настоящую культуру безопасности, где каждый сотрудник осознает личную ответственность и ценность соблюдения правил. Важно, чтобы охрана труда стала внутренней нормой поведения на рабочем месте. Наряду с этим все большее значение приобретает экологическая безопасность, – отметил спикер. – Особую роль в решении этих задач играет обучение, обмен опытом и диалог».  

По данным департамента, в 2024 году произошло 17 несчастных случаев, из них пять — производственные. За семь месяцев 2025 года зарегистрировано семь случаев, в том числе три — производственные. В прошлом году групповых происшествий не было, в этом — допущен один. В первом полугодии 2025 года зафиксировано три случая с летальным исходом. В 2024-м был один случай с инвалидным исходом, в этом году таких происшествий не зарегистрировано. Временно утратили трудоспособность в 2024 году один человек, в 2025-м — четыре. Всего в прошлом году пострадали пять работников, в этом — четыре.  

Ергазы Ережепов отметил, что большинство несчастных случаев происходит из-за нарушения элементарных правил, которые четко прописаны в инструкциях и нормативных актах.

Для повышения уровня дисциплины и охраны труда в департаменте внедряются цифровые технологии и автоматизация процессов, включая элементы искусственного интеллекта. В планах – запуск вводных и целевых видеоинструктажей, а также информационных систем для дистанций пути. Они позволят вести видеоконтроль всех этапов работ, формировать отчеты с фото- и видеофиксацией, привязывая их к цифровой карте железнодорожной сети и GPS-координатам. Руководители получат возможность удаленного контроля бригад и проведения инструктажей.

В рамках семинара также обсудили национальную политику РК в области охраны труда, меры ответственности за нарушения, экологические требования к объектам железнодорожной инфраструктуры, сокращение углеродного следа и качественное функционирование системы наряд-допуска.

Во второй день семинара участники посетили объекты Кумистауской дистанции пути – сложного и уникального участка с большим количеством искусственных сооружений и кривых малого радиуса. Здесь они познакомились с реальными условиями труда железнодорожников.

«Это прежде всего обмен опыта в области охраны и безопасности труда. Основная задача – не допускать случаев травматизма», – считают главный инженер РСП-1 станции Курорт-Боровое Акмолинского отделения магистральной сети Ербол Шорин и ведущий инженер машинизированной дистанции пути (МПЧ-3) станции Сороковая Жанат Данияров.  

По словам начальника сектора службы безопасности и охраны труда, промышленной безопасности и экологии Семейского отделения магистральной сети Жомарта Шапишева, на семинаре обсудили самые злободневные вопросы, а основная цель семинара – дискуссия, в ходе которой выявляются все проблемы.

Новости
10.11.2025
Перевозки между Казахстаном и Россией выросли до 71,6 млн тонн
КТЖ в лицах
10.11.2025
Почетного железнодорожника Куаныша Естемисова наградили за вклад в развитие железной дороги в Алматы
Новости
10.11.2025
Сотрудники «Кедентранссервиса» начали обучение технологиям искусственного интеллекта
Регионы
10.11.2025
График движения ряда пассажирских поездов изменился в ВКО
Регионы
10.11.2025
На станциях Костанайского отделения готовят работников к зимнему периоду
Регионы
07.11.2025
Работник депо спас жизнь мужчине в Костанае
Новости
07.11.2025
КТЖ подало заявку на утверждение нового тарифа на услуги магистральной сети
Регионы
07.11.2025
В Алматинском регионе завершён осенний комиссионный осмотр
Новости
07.11.2025
Акмолинское отделение перевыполнило план погрузки
Новости
07.11.2025
КТЖ и Wabtec подписали соглашение о сотрудничестве в сфере повышения квалификации кадров
Новости
07.11.2025
КТЖ привлекло 1,6 млрд долларов для масштабного обновления локомотивного парка
Новости / Архив
07.11.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №93 от 07 ноября 2025 года
Регионы
06.11.2025
Командно-штабные учения по ликвидации условного пожара прошли на станции Мангистау
Грузовые перевозки
06.11.2025
Годовой план ОСЖД по экспорту грузов через станцию Алтынколь выполнен досрочно
Регионы
06.11.2025
Осмотрщики ПТО Оскемен-1 не допустили выхода в рейс вагонов с дефектными автосцепками
КТЖ в лицах
06.11.2025
Представителя железнодорожной династии Карлыгаш Шаяхметову проводили на пенсию
Регионы
06.11.2025
Костанайские железнодорожники проводят рейды против бесконтрольного выпаса скота
Новости
05.11.2025
Блогер показал преображение вокзала Казалы
Новости
05.11.2025
КТЖ призвало родителей напомнить детям о правилах безопасности вблизи железной дороги
Новости
05.11.2025
Встреча молодых специалистов «Самрук-Қазына» прошла в Алматы