В ВКО занялись реконструкцией музея железнодорожных предприятий

Регионы
17.05.2019, 12:04
Ольга Ушакова

Собственный корреспондент по ВКО, г. Усть-Каменогорск

Значительную часть экспозиции музея железнодорожных предприятий Восточного Казахстана, который сейчас восстанавливают работники Защитинского эксплуатационного локомотивного депо (ТЧЭ-22), составляют стенды, экспонаты об истории стальной магистрали в годы Великой Отечественной войны.

Вместе с начальником производственно-технического отдела ТЧЭ-22 Дидаром Бурбаевым, который участвует в реконструкции музея, мы рассматриваем музейные «реликвии». Есть несколько стендов, где поименно перечислены железнодорожники, ушедшие на фронт в 1941–1945 годах. Всего их около трехсот человек. Они работали на разных предприятиях – на станциях, дистанциях пути, в локомотивном и вагонном хозяйствах, но по зову некогда огромной страны из мирного Восточного Казахстана отправлялись туда, где война, взрывы и смерть. В списках я нашла знакомые имена – с этими людьми я или лично общалась, или о них мне рассказывали их дети и внуки, которые тоже стали железнодорожниками.

Например, мне не раз доводилось общаться с ветераном войны Секеном Дексембиновичем Акшаловым из Шемонаихи. Он воевал в Украине в составе Второго Украинского фронта, участвовал в историческом форсировании Днепра. Удостоен Ордена Великой Отечественной войны, медали «За освобождение Украины». Он вернулся с полей сражений домой, создал прекрасную семью, снискал уважение как хороший работник. Кроме воинских наград, был награжден званием Почетного гражданина Шемонаихинского района. Аксакал умер пару лет назад, в преклонном возрасте, окруженный заботой членов семьи. Достойная жизнь… Рядом на стенде написано имя Берликана Мусабековича Туспаева. Самого ветерана, увы, я не знала, но общалась с его вдовой, тоже участницей войны, Рашидой Шавалиевной. Они познакомились на секретном заводе по производству особой фанеры, которую использовали в производстве военных самолетов. Родина оценила их подвиг и добросовестный труд, отметила наградами. Поженившись в 1949 году, они стали основателями уважаемой железнодорожной династии, а вместе прожили 50 лет.

Пока одни железнодорожники были на фронте, другие честно и самоотверженно трудились. Как повествуют надписи на стендах, уже в первые месяцы войны на станции Защита (ныне Оскемен-1) были организованы курсы медсестер. Около 30 девушек обучались без отрыва от производства. Здесь же есть фото группы железнодорожников, которые обслуживали поезд Красного креста в годы войны. В военное время на станции Защита была организована школа фабрично-заводского обучения, где молодежь осваивала железнодорожные профессии монтера пути, стрелочника, слесаря по ремонту. На стенде есть очень старая грамота, которой наградили в годы войны машиниста Защитинского депо Виктора Николаевича Желудкова, – за успехи в социалистическом соревновании, энергию, инициативу и самоотверженность, стахановскую работу «по выполнению Сталинского государственного комитета обороны и приказов наркомата путей сообщения»!

– Я до конца еще не изучил материалы из-за нехватки времени, но здесь много бесценного материала: кроме фотографий, есть награды железнодорожников и удостоверения к ним, знамена, которыми награждали лучшие предприятия, маленькие модели паровозов, форма работников стальной магистрали времен ВОВ и послевоенного времени, станционные фонари, инструменты, – говорит Дидар Бурбаев.

Когда-то музей размещался в административном здании Восточно-Казахстанского отделения грузовых перевозок, потом «переехал» в депо. Инициатива восстановления музея принадлежит начальнику ТЧЭ-22 Ермеку Смагулову. По мере финансовых возможностей локомотивщики хотят в помещении, выделенном под музей, разместить стеклянные витрины, поставить манекены с железнодорожной формой старого образца, расставить, развесить все экспонаты. В помещении есть отопление, будет работать вентиляция, здесь хотят смонтировать специальную подсветку. Железнодорожники с уважением относятся к своей истории и своим героям. 

Пассажирские перевозки
11.07.2025
Новый электропоезд «Burabay Express» начал курсировать по маршруту Астана-Боровое
Новости
11.07.2025
Более 119 млн тенге сэкономили железнодорожники благодаря платформе PrimeZone
Новости / Архив
11.07.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №52 от 11 июля 2025 года
Спорт
10.07.2025
Около 250 железнодорожников участвуют в республиканской спартакиаде в Щучинске
Новости
10.07.2025
KTZ Express организовало экспортную мультимодальную перевозку в страны ЕС
Новости
10.07.2025
KTZ Express и AD Ports Group создали совместное предприятие GulfLink
Новости
10.07.2025
Из Урала - в Китай: через Казахстан наладили новый экспортный маршрут
КТЖ в лицах
10.07.2025
Четыре десятилетия на станции Баталы: история дежурной Улбасын Саулебаевой
Новости
09.07.2025
Железнодорожники помогли потушить здание в жилом секторе станции Сексеул
Новости
09.07.2025
КТЖ и Китайские железные дороги подписали новое соглашение о стратегическом сотрудничестве
Пассажирские перевозки
09.07.2025
АО «Пассажирские перевозки» объявило о запуске пятого сезона туристического поезда «Jibek Joly»
Новости
09.07.2025
Контроль за безопасностью движения на подъездных путях усилили в КТЖ
Регионы
09.07.2025
Пожарный поезд станции Павлодар задействован в двух масштабных учениях
КТЖ в лицах
09.07.2025
Профессия — видеть то, что скрыто: осмотрщик Даурен Утемисов рассказал о своей работе
Новости
08.07.2025
Казахстанские железнодорожники прошли обучение в КНР
Регионы
08.07.2025
Станция Алтынколь превысила план по вагонообороту на 66%
Грузовые перевозки
08.07.2025
Экспортная погрузка угля железнодорожным транспортом достигла исторического рекорда
Пассажирские перевозки
08.07.2025
На линии «Алматы – Саратов» вышли новые пассажирские вагоны
Новости
08.07.2025
Руководство КТЖ оценило работу вокзального комплекса «Нұрлы жол»
Инфраструктура
04.07.2025
Новая щебнеочистительная машина пополнила парк КТЖ