Доброе наследие потомкам
Собственный корреспондент по Алматинской области
Одним из знаменательных событий в годы независимости республики в истории развития железной дороги стало открытие в 1999 году Центрального музея железнодорожного транспорта РК , двери которого всегда открыты для тех, кто любит и интересуется историей железнодорожного транспорта. А она, как в капле воды, отражает достижения железнодорожного транспорта со времен Шелкового пути до современности.
Своей широтой и великолепным оформлением поражает зал, посвященный независимости Казахстана. Декабрь стал в истории нашей страны олицетворением священной идеи о государственном суверенитете. Мечта, которую лелеяли многие поколения казахов, сбылась, – бескрайняя степь стала свободной и независимой. И каждый экспонат в этом зале пропитан духом свободы. В зале взметнулась ввысь стела- символ нашей независимости. Величественная фигура бронзового воина, стоящего на крылатом барсе, как нельзя лучше характеризует самоопределившийся народ Казахстана и одновременно воздает дань предкам, всегда стремившимся к желанной свободе. В музее расположены символы нашего государства. Флаг - сине-голубое полотнище с золотым солнцем и парящим орлом в центре, символизирующий покой, мир и богатство. Орел-символ величия и свободы, на гербе - священный шанырак и крылатые кони, несущие мечту.
Отчетливо показано, как впервые годы девяностых было начато развитие железнодорожного сообщения с Китаем, алматинская магистраль стала своеобразным железнодорожным мостом между странами Европы и Азии. Показаны успехи в области сельского хозяйства Казахстана, где в первый год независимости в республики собран поистине небывалый урожай – свыше 33 миллионов тонн зерна. За годы независимости Казахстан смог преодолеть кризисные явления, избежать общественного противостояния и социального раскола, которые стали характерными для большинства постсоветских республик. Возвратились исторические наименования местностей, восстановлены честные имена славных казахских сынов, отмечаются национальные памятные даты. Осуществлены крупные по масштабам реформы в структуре управления, экономике, правовой системе. За 30 лет независимости Казахстан успел установить дипломатические отношения с ведущими странами, республика попала в поле зрения прогрессивного делового мира и тезис « Казахстан- родина всех казахстанцев» остается доминантой нашей внутренней политики.
Дань уважения прошлому
Сейчас все больше и больше людей прибегают к своим истокам. Причем интересуются антиквариатом и казахским народным творчеством не, только соотечественники, но и иностранные гости. А зал прикладного искусства в Центральном музее железнодорожного транспорта РК всегда привлекает своим колоритом. Уникальность экспозиции в том, что здесь время словно повернуло вспять, дает возможность насладиться творчеством кочевого народа, ощущается вечная нить старины. Убранство юрты и бытовая утварь кочевников всегда вызывает интерес не только у соотечественников, но и у иностранных гостей, которые охотно посещают музей.
Вершиной прикладного искусства считается ювелирное дело, в котором особенно выражается одаренность художника, ремесленника.
Самым распространенным украшением были серьги, и они до сих пор имеют множество вариантов. В Семиречье, Восточной, Северном и Центральном Казахстане делали широкие браслеты. Казашки носили шолпы ( подвески к косам из серебряных блях, скрепленных между собой цепочками и колечками) и шашбау (серебренные, золотые украшения, которые вплетались в косы)
В этом зале можно увидеть саукеле - женский головной убор с накидкой виде платка, который казахские женщины носили со дня свадьбы и до рождения первого ребенка. Обязательным дополнением к саукеле служат длинные подвески, прикрепленные по бокам убора .В прошлом саукеле родители невесты заказывали задолго до свадьбы дочери, готовя приданое. А вот мужской головной убор из меха лисицы – тумак. Именно по нему отличали кто, какого рода, сословия и местности.
В экспозиции представлены уникальные женские пояса из бархата, парчи, сукна и кожи. Распространенным украшением были бойтумары, изготовленные в форме треугольника, куда обычно клали лист с молитвой из Корана и родную землю. Инкрустировали и украшали тумар обычно халцедоном. Существовало поверье, что этот полудрагоценный камень охранял от бед, и приносил удачу, такой оберег носили на груди.
В зале можно увидеть национальную одежду, самобытные изделия из кожи, войлока, металла и серебра, сабли. Каждый предмет в этом зале сделан с любовью, несет на себе печать неповторимого почерка мастера, создавшего его.
Несмотря на кочевой образ жизни, у казахов была бытовая деревянная мебель, сундуки и шкафчики для хранения продуктов и одежды. В центре зала впечатляет картина « Анракайская битва» казахстанского художника Сергея Пожарского, где с исторической точностью изображена борьба за Независимость казахского народа, в славном сражении которого прославились национальные герои Аблайхан, Абулхаирхан, Кабанбай батыр и Богенбай батыр. Как говорят работники музея, что народное прикладное искусство имеет непреходящее значение, здесь есть возможность показать своим детям, как жили наши предки, познакомиться с историей родного края. Это искусство всегда будем живым, не утратит своей актуальности
Все залы, экспозиции в музею по-своему уникальны , и зал Шелкового пути – караванных троп, впечатляет и зал, посвященный Турксибу, но гордостью Центрального музея железнодорожного транспорта Казахстана является зал, посвященный воинам Великой Отечественной войны и участником трудового фронта, где горит вечный огонь.
«Никто не забыт, и ничто не забыто»
Здесь красочно оформлена военно-историческая экспозиция, запечатлевшая хронику военного лихолетья. Стенды, альбомы, экспонаты, демонстрирующие подлинную хронику военных лет, редкие фото, архивные материалы воедино собраны, как уникальная «Книга памяти». На протяжении своего существования, музей непрерывно поддерживал и поддерживает связь с республиканскими архивами и музеями, у которых было приобретено фотоматериалы, видеофильмы, исторические документы и другие музейные редкости. Собирая и храня памятники, экспозиции, духовное начало, работники музея проводят большую научно-просветительскую и воспитательную работу. Проделана колоссальная работа по изучению и подбору материала, фотографий и фотоальбомов, где буквально по годам, станциям и разъездам разложены все материалы того времени, основанные на подлинных источниках. Действительно, в зале чувствуется холодное дыхание войны, и кто ковал Победу в тылу. В годы войны из Казахстана на фронт ушли 1 миллион 366 тысяч человек, каждый десятый воин-женщина. И по самым скромным подсчетам, с военных полей не вернулось более полумиллиона казахстанцев.
Каждый экспонат, фотоальбом, воспоминания ветеранов - яркое повествование хроники военного периода, В музее также хранятся самые дорогие семейные ценности – фотографии и письма военных лет. И каждая пожелтевшая фотокарточка, каждый помятый треугольник с наскоро написанными строками - это история отдельной семьи, нашей страны и нашей общей Победы.
Впечатляет стенд, посвященный 28-героям-панфиловцам, о славных воинов - казахстанцев рассказывает панорама, в память о славных сыновьях Казахстана, на разъезде Дубосекова стоит мемориальный комплекс, где народ увековечил подвиг 28 панфиловцев, защищавших Москву в суровые ноябрьские дни 1941 года в жестокой схватке с фашистскими захватчиками. Здесь же, все собрано о легендарном батыре -Бауыржане Момыш-улы, который воевал в составе 316-й стрелковой дивизии генерала Ивана Панфилова, которая героически отбила атаку противника под Москвой на знаменитом Волоколамском направлении. 9458 солдат и офицеров награждены боевыми медалями и орденами.
В числе воинов-панфиловцев были и железнодорожники с Туркестано- Сибирской железной дороги: Шапшаев Иван Леонтьевич-Герой Советского Союза, Вильданов Галел Халиулович, Таймасов Исмухан, Иманбеков Миспах, Алимжанов Мусахан- все эти имена вошли в историческое наследие дороги. Работники музея проводят патриотично-воспитательную работу среди молодежи, любви к своей Родине, родному языку и отечественной истории. Масштабность охвата этого исторического периода, многоплановость и техническая оснащенность военной экспозиции, позволяет музею занять особое место в исторической летописи железной дороги Казахстана, стать уникальным центром пропаганды роли железнодорожного транспорта Казахстана в экономической и социальной жизни Республики.