Батыр Котырев: "Будь на стороне созидания"

Спорт
28.01.2022, 14:30
Любовь Ровба

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

Триатлон с каждым годом завоевывает все большую популярность среди представителей разных сфер деятельности. Как правило, это успешные, активные и целеустремленные люди, добившиеся высот в карьере и бизнесе. Главный инженер АО «НК «ҚТЖ» Батыр Котырев не раз защищал честь компании в этом виде троеборья. Он является одним из основателей спортивной команды ҚТЖ Railways athletics club, личным примером мотивируя коллег вести здоровый образ жизни и заниматься спортом. В 2021 году Батыр Куанышевич преодолел дистанцию престижного международного турнира по триатлону IRONMAN 70.3 Turkey. В интервью Rail-news.kz он рассказал, как и почему в его жизни появился триатлон, поделился секретами подготовки к соревнованиям и спортивными целями на перспективу.

– Батыр Куанышевич, как давно вы увлекаетесь спортом и почему отдаете предпочтение именно триатлону?

– Я всегда вел здоровый образ жизни и с детства занимался спортом. Мое детство, юность и годы становления прошли в Целинограде. На счастье, здесь было доступно множество спортивных секций, которые я с удовольствием посещал. Занимался в ДЮСШ плаванием, волейболом, баскетболом, академической греблей, легкой атлетикой. Благодаря успехам в плавании даже получил приглашение учиться в специальной спортивной школе олимпийского резерва. Однако у меня были другие приоритеты – хорошее образование, серьезная профессия, поэтому спорт остался со мной лишь в качестве хобби.

Триатлон, продолжением которого является IRONMAN, вошел в мою жизнь пару лет назад. Он привлек меня тем, что объединяет три циклических вида спорта: плавание, бег и велосипед.

– Легко ли совмещать столь ответственную работу с тренировками и соревнованиями?

– Один из девизов IRONMAN: «Все возможно, нет ничего невозможного». Ежедневно по утрам я пробегаю по 5 километров. Для этого нужно всего лишь встать на час раньше, одеться по погоде и пробежать столько, сколько хотите. Утренняя тренировка позволяет организму настроиться на работу и всегда поддерживать хорошую физическую форму.

Что касается бега на большие дистанции и езды на велосипеде, это своего рода динамическая медитация, во время которой на ум приходят различные решения повседневных задач, которые ранее по той или иной причине не мог найти.

Вступив в ряды Федерации триатлона Казахстана, я стал больше контактировать с сообществом спортсменов в столице и познакомился со многими интересными, гармонично развитыми и успешными людьми. Думаю, они добились определенных высот в том числе благодаря спорту. Активная жизненная позиция и целеустремленность – все это в комплексе дает результат. Яркий пример – председатель Совета директоров холдинга BI Group Айдын Рахимбаев. Благодаря этому человеку в Казахстане появился IRONMAN.

– IRONMAN считается одним из наиболее сложных однодневных соревнований в мире. Какой объем тренировочной работы необходимо выполнять в течение года, чтобы добиться результатов?

– Я шел к этой цели два года. Сначала планировал попробовать свои силы в IRONMAN 70.3 Astana в 2020 году. Это половина IRONMAN. 70.3 – расстояние в милях, если суммировать все дисциплины, то оно включает в себя 1,9 километра плавания, велогонку на 90 километров и 21,1 километра бега.

В 2019 году зарегистрировался на гонку в столице и осенью начал ежедневную подготовку. Однако из-за пандемии коронавируса соревнования отменили, тогда мы с коллегами из Railways athletics club провели онлайн-триатлон, посвященный 90-летию Турксиба, в ходе которого выполнили норму IRONMAN 70.3. В 2021 году вновь самостоятельно преодолели три дистанции. В день, когда я узнал об очередной отмене IRONMAN в столице, прошел регистрацию на IRONMAN 70.3 Turkey. Он состоялся 31 октября 2021 года. Все предшествовавшее этому время я усиленно готовился, вел дневник тренировок.

– Можно ли подготовиться к таким стартам самостоятельно или необходима поддержка профессионалов? Расскажите о своих наставниках.
– Прежде чем приступить к тренировкам, необходимо пройти первичное медицинское обследование, выяснить, нет ли серьезных противопоказаний, и обязательно получить рекомендации врача-кардиолога.
Начинающим спортсменам я советую заниматься с наставником. У меня уже была хорошая база – с детства меня учили бегать и плавать, профессиональный тренер по велоспорту поставил мне технику, после я поменял еще нескольких тренеров, у каждого из которых почерпнул что-то важное. Поэтому подготовкой к IRONMAN 70.3 я преимущественно занимался самостоятельно, опираясь на опыт своих более продвинутых коллег. В их числе – главный менеджер департамента производственной безопасности и экологии Сагат Кабиев, который прошел в 2019 году IRONMAN 70.3, и наш суперамарафонец, главный менеджер департамента безопасности движения АО «НК «ҚТЖ» Руслан Молдагалиев.
Важно понимать, что цели у всех могут быть разные. Если вы хотите профессиональных успехов, то только тренер, команда, врач и медкомиссия раз в квартал. Но ни в коем случае не рекомендую нагружать организм вопреки здравому смыслу, ведь ни одно первое место ни на каком пьедестале не стоит вашего здоровья. Для меня триатлон и IRONMAN – прежде всего здоровье и общение со спортсменами из разных стран мира, а доказывать кому-то что-то я не планирую, мне достаточно того, что я сам себе доказал, что я могу это сделать.

– Батыр Куанышевич, поделитесь самыми яркими моментами и впечатлениями на IRONMAN 70.3 Turkey. Какие эмоции вы испытали, пересекая финишную черту?
– IRONMAN 70.3 Turkey стал для меня гонкой-открытием. Каждый этап был сложным, но интересным. Теперь я знаю, как планировать и распределять силы на других гонках.

Водный этап стартовал на пляже Kadriye Beachpark у берегов Средиземного моря. Во время заплыва мне пришлось всех обгонять, и я понял, что в следующий раз, скорее всего, буду стартовать на две группы впереди, чтобы плыть с равными соперниками.
Сразу после водного финиша нам предстояла велогонка, маршрут которой пролегал вдоль живописных ущелий рядом с древним амфитеатром Аспендосом. Накануне ночью прошел ливень, поэтому ехать пришлось по еще мокрому асфальту, а такое покрытие требует особой осторожности. Уже на первых поворотах были падения, несколько спортсменов снялись с соревнования. Нивелируя все возможные риски, на этом этапе я снижал скорость в среднем до 38 километров в час. А затем пробежал 21 километр через самые живописные и впечатляющие районы Анталии. Температура воздуха к тому моменту поднялась до +28 градусов, было жарко, но поддержка многочисленных зрителей придавала дополнительные силы. В итоге три непрерывных этапа мне удалось преодолеть за 6 часов 11 минут 24 секунды.

Финиш – это, можно сказать, отдельный этап, к которому тоже надо готовиться. Я берег силы, заранее приготовил флаг Казахстана и с гордостью демонстрировал его, пересекая финишную черту. Это большая честь и непередаваемые эмоции.

Где бы я ни участвовал, будь то международные турниры или совещания, я всегда помню, что я представитель Казахстана. И от того, как ты выглядишь, как преподнесешь себя, будут судить обо всех казахстанцах или той части, которую ты представляешь.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Батыр Куанышевич Котырев (@kotyrevbatyr)

– Вот уже несколько лет вы возглавляете спортивную команду ҚТЖ Railways athletics club. Триатлон пользуется популярностью среди работников ҚТЖ? Насколько он сегодня развит в Казахстане?

– Railways athletics club – это уже общее достояние. Нельзя сказать, что я его возглавляю. Когда начал заниматься триатлоном, предложил коллегам обмениваться полезной информацией, методикой, создали чат, который сегодня объединяет порядка 60 атлетов ҚТЖ из разных регионов Казахстана, в том числе ветеранов спорта. Это преимущественно продвинутые спортсмены, способные контролировать свой тренировочный процесс, и они с удовольствием делятся опытом с новичками.

После каждого марафона ряды нашего клуба пополняются. Улучшаются результаты, есть мотивация.
Железнодорожники любят спорт и показывают отличные результаты на соревнованиях разного уровня. Всегда поддерживает спортсменов наш отраслевой профсоюз. К слову, логотип Казпрофтранса украшал мою форму на IRONMAN 70.3 Turkey, любезно им проспонсированную. К 30-летию независимости РК профсоюз организовал марафон «30 километров за 30 дней», который поддержали железнодорожники из разных уголков Казахстана. Эта инициатива понравилась и городским властям Нур-Султана.
У нас сильная Федерация триатлона РК, в крупных городах есть парки с очень хорошей инфраструктурой, в частности, триатлон-парк в столице. Открываются школы триатлона. Условия для атлетов создаются по всей стране.

– Посоветуйте, как мотивировать себя на занятия спортом, с чего начинать?
– Прежде всего надо начинать с утренней гимнастики и повторять ее в течение дня, если есть возможность. Мы сейчас пропагандируем восстановление производственной гимнастики в ҚТЖ, чтобы каждый час сотрудники вставали с рабочего места и уделяли 5-10 минут внимания своему организму, чтобы не получить остеохондроза, нормализовать работу кровеносной системы и сердечной мышцы, подпитать наши клетки кислородом.
Гимнастика – это первое. Когда организм готов к более активным видам спорта, нужно начинать с оздоровительного бега. Пусть по чуть-чуть, но системно. Если вы будете ежедневно пробегать хотя бы по 2 километра, то через три месяца себя не узнаете: здоровый цвет лица, ясность взгляда и мыслей. Особенно полезны утренние пробежки, бег заряжает перед рабочим днем, а вечером предпочтительнее ходьба, она позволит настроиться на отдых. Ну а чтобы выйти на более профессиональный уровень, новичку обязательно нужен грамотный наставник, тренер. Нужно проводить тренировки в том режиме, который позволяет вам укреплять здоровье, а не наносить ему вред.
Кто видит свое будущее на диване, тот не придет в спорт, а кто хочет долго сохранять активность и здоровье, обязательно найдет время и силы на тренировку. Мой девиз: «Будь на стороне созидания!».

– Поделитесь спортивными планами на ближайшую перспективу.
– Цель пройти дистанцию IRONMAN 70.3 в прошлом году выполнена. В 2022 году планирую покорить еще одну спортивную вершину – международный старт Oceanman. Эти соревнования по плаванию на открытой воде проводятся с 2015 года в самых живописных акваториях мира, и в этом году состоятся в Капшагае. Я зарегистрировался на дистанцию 5 километров и уже приступил к тренировкам.

– Успехов вам! Спасибо за беседу!

Новости
22.11.2024
КТЖ выявило хищение дизельного топлива на 16 млн тенге в депо Бесколь
Пассажирские перевозки
22.11.2024
Нацперевозчик объявил о скидках на железнодорожные билеты
Новости
22.11.2024
Железнодорожную инфраструктуру продолжают обновлять в Акмолинском регионе
Регионы
22.11.2024
Обучение первозимников ведут на предприятиях Семейского отделения ГП
Регионы
22.11.2024
Семинар-совещание по технике безопасности провели на станции Балхаш
Новости
22.11.2024
Около сотни руководителей линейного уровня путевого хозяйства прошли обучение в Астане
Новости
22.11.2024
Вопросы в области логистики и инфраструктуры обсудили на СВМДА в Астане
Грузовые перевозки
22.11.2024
Более 160 тысяч тонн зерна погрузили в ноябре в Костанайском отделении ГП
Новости / Архив
22.11.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №99 от 22 ноября 2024 года
Регионы
21.11.2024
Директор специализированного мостового отряда Канат Карбозов стал обладателем «Самұрық-Қазына» акционерлік қоғамының құрметті қызметкері»
Регионы
21.11.2024
Экскурсию для подростков провели на железнодорожных предприятиях станции Илецк
Регионы
21.11.2024
Условный пожар потушили на станции Кушмурун
Новости
21.11.2024
Дноуглубительные работы досрочно завершили в порту Курык
Новости
21.11.2024
Новые инновационные технологии диагностики пути внедряют на железной дороге в Казахстане
Новости
21.11.2024
КТЖ расширит терминальную сеть в Европе
Грузовые перевозки
20.11.2024
Более 307 тыс. тонн зерна погрузили в ноябре в Акмолинском отделении ГП
Новости
20.11.2024
KAZAKH GRAIN & LOGISTIC FORUM 2024 пройдет в Астане
Новости
20.11.2024
Казахстан планирует развивать транспортно-транзитные коридоры в формате СНГ +
Регионы
20.11.2024
О мерах безопасности вблизи железной дороги продолжают напоминать учащимся школ и колледжей в Уральске
Интервью
20.11.2024
Об обеспечении безопасности на железной дороге рассказали ревизоры в ВКО