Порт Курык: на стыке железной дороги и моря

Инфраструктура
23.08.2021, 10:41

Порт Курык, открывшийся первым в истории нашей независимой страны, сегодня является одним из важнейших стратегических объектов Казахстана. Инфраструктура порта, обеспечивающая выход к Персидскому заливу и Европе через Каспийское море, с каждым годом развивается, потенциал растет. Только Казахстан имеет два морских входа через Каспийское море: порт Актау и порт Курык. Благодаря своему расположению на восточном берегу Старого Каспийского моря, в благоприятной для погоды бухте, порт Курык не перестает принимать грузовые паромы железнодорожным и автомобильным транспортом в любое время года. Когда порт открывался, в нем был всего 1 причал, 6 железных дорог и 1 автопарк. Сейчас количество дорог достигло 12, есть 2 парка и 4 причала. Оба причала предназначены для приема железнодорожных паромов. История порта насчитывает всего пять лет. В 2016 году во время общенационального телемоста были запущены первый пункт пропуска и железная дорога. С тех пор через этот объект перевезены миллионы тонн грузов, открывающий прямой путь на Кавказ и в Европу. В 2017 году железнодорожный паромный терминал обработал первый миллион тонн грузов. Первоначально паромный комплекс был связан с Азербайджаном, но позже расширился и на другие страны. Паром перевозил в основном зерно, нефтепродукты, удобрения, химикаты и продукты питания. Сегодня порт служит золотым мостом через Каспийское море, который проходит через Китай и Казахстан и соединяет Азербайджан, Грузию, Турцию и Европу. Правильная транспортировка экспортных и импортных грузов через объект, соединяющий железнодорожные и морские пути и увеличивающий транзитный потенциал страны, накладывает большую ответственность на персонал портовой станции. На момент открытия станции «Порт Курык» было задействовано всего 18 железнодорожников, а сейчас штат достиг 80 человек. 90% из них - молодые люди, которые только начали свою карьеру на молодой станции. Они выросли на молодой станции, стояли в очереди до 16 человек в смену, принимали и отправляли приходящие грузы и набирались опыта на станции, единственном порту на железных дорогах Казахстана. Здание станции двухэтажное. В нем сидят и портовые диспетчеры, и СЭС, и пограничники, и таможенники. Есть телефон, интернет, рабочие места оснащены необходимой оргтехникой.

- Суда, прибывающие на станцию ​​Курык, принадлежат Азербайджану. Мы берем один паром в день и отправляем другой. Эти паромы доставляют нам в основном продукты питания, бытовую технику и многое другое из Турции, Грузии и Азербайджана. Большая часть наших грузов - сырье. Основная часть транзитных грузов из Китая в Турцию, Азербайджан и Европу - это товары народного потребления. Если есть разные грузы, на одном пароме прибудет 36-38 машин, в зависимости от длины. Из цистерны 48 штук. На одном пароме прибывает около 4 тысяч тонн груза. За последние семь месяцев мы погрузили и разгрузили 4533 машины. Если говорить в тоннах, то это 283 449 тонн, около 200 судов. Конечно, это меньше, чем в прошлом году. Сейчас мы ожидаем, что если осенью начнется транспортировка пшеницы, эта цифра увеличится, - сказал заместитель начальника портовой станции Курык Канат Мукатов.

Известно, что особенность парома в том, что груз загружается вагоном. Железнодорожники станции вывозят эти вагоны с переправы и укладывают в товарный вагон для погрузки. Для этого на станции работают два маневровых тепловоза. Тепловозы перемещают вагоны по рельсам внутри парома и ставят их на корабль. У этого процесса тоже есть определенное время и свои правила и процедуры. Вот прибыл и следующий паром, которого мы ждали. Как обычно, диспетчер порта сообщил о прибытии корабля. Для приема груза создана специальная комиссия. Среди них таможня, пограничник, работники ГЭС и железнодорожник со станции. Каждый должен сесть на паром в своем направлении. Лицо, покидающее станцию, является оператором обработки документов. Он проверяет комплектность документов на автомобили, ввезенные из-за границы. Необходимо тщательно проверить соответствие документа и товара. Если они в порядке, то оператор примет его и передаст транзитным агентам. Они обрабатывают его на компьютере и принимают в Казахстан прибывающие машины. Между тем на другой стороне ведутся другие работы. Два локомотива вместе с четырьмя машинистами доставляют все вагоны парома на станцию. Теперь очередь грузополучателей. Перед приемкой груза они проверяют, каждая ли машина опломбирована, дверь открыта, потолок и пол целы, не проколоты и не украдены. Проверяет, что груз в полувагонах цел, не пролит и не сломан. Затем начинается работа кассиров. Вместе с таможенниками они заполняют транзитную декларацию на товары, ввозимые в страну. По завершении приемки полностью принятые вагоны будут собраны, прикреплены к локомотиву и отправлены на станцию ​​Мангистау. В этом случае на разгрузку, прием, подготовку документов и т. д. с одного парома уходит около 12 часов. Такая же процедура происходит и в обратном направлении. Экспортные и транзитные грузы проверяются оператором документооборота, транзитными агентами и готовятся к отправке. Оператор по обработке принимает документы на паром и доставляет их. Вагоны будут допущены к загрузке, если они будут осмотрены и приняты представителями Азербайджана. Затем приступают к исполнению своих обязанностей составители поездов и машинисты. На паром ставятся вагоны, и груз вывозится за границу. Это займет около 6 часов.

- Раньше на прием груза требовалось 24 часа, на отправку - 12 часов. Сегодня нам удалось сократить это время вдвое. Мы все еще работаем над его сокращением. Это также связано с переходом на безбумажную технологию. Из-за повышенных требований к карантину в связи с пандемией не было ручной подачи документов. Все было сделано в электронном виде. Время короче. Этот опыт эффективен. Но продолжать это практически каждый день невозможно. Для этого необходимо внести изменения в систему сообщения между Азербайджанской железной дорогой и нашей железной дорогой. По возможности можно было бы перейти на полностью безбумажную технологию и сэкономить время. Это поможет заранее увидеть поступающие документы и ускорить работу, - сказал замначальника станции.

Такие вагоны должны быть разгружены и извещены отправляющей и получающей сторонами. Только при поступлении недостающего документа в электронном виде груз отправляется в соответствующее место. По словам Каната Мукатова, это может занять от двух часов до суток, в зависимости от получения документа. Порт Курык расположен в 90 км от областного центра Актау. Большинство людей, работающих на станции, приехали из города, со станции Мангистау. Поэтому для сотрудников есть специальный автомобиль. Привозят утром и доставляют тех, кто вышел со смены. Кроме того, есть место для водителей в общежитии в порту. У них две комнаты по два человека, так как в смену работают четыре водителя. После работы у них есть полная возможность отдохнуть и поесть в своих комнатах. На станции есть условия для других рабочих. Есть место для отдыха, приема пищи, купания и переодевания в течение дня. Летом оно оснащено кондиционером, кулерами горячей и холодной воды, а в столовой есть морозильная камера и микроволновая печь. Даже можно получить специальную скидку в портовой столовой. Администрация порта предоставляет железнодорожникам пятидесятипроцентную скидку на питание.

- Конечно, сегодняшний «Курык» не сравнится с портом пятилетней давности. Время идет, порт развивается. В ближайшее время планируется открытие припортовой станции. Строительство началось в 2019 году и будет завершено к концу этого года. Имеет 8 путей. С запуском станции наши возможности будут еще сильнее, чем сегодня. Например, сейчас мы отправляем выгруженными с парома столько грузовых вагонов, сколько их прибыло. Если бы открылась новая станция, можно было бы собирать и отправлять больше машин. В настоящее время, если с парома будет выгружено 36 вагонов, мы только их прикрепим к локомотиву и отправим на станцию ​​Мангистау. 36 вагонов меньше одного поезда. Вместимость новой станции - 72 вагона. Тогда, если отсюда прибавить персонал, мы сможем без остановок ехать прямо на станцию ​​Мангистау. Это экономит и время, и деньги, - говорит Канат Айтбаевич, который работает здесь с момента открытия портовой станции Курык.

Кроме того, здесь строится зерновой терминал. Хотя терминал, который планируется запустить в 2023 году, будет принадлежать порту, это будет станция обслуживания прибывающих автомобилей. Конечно, за доставку вагонов отвечают железнодорожники. По словам местных железнодорожников, запуск терминала, несомненно, увеличит грузопоток и положительно скажется на производительности станции.

Новости
30.06.2025
В КТЖ подвели итоги за четыре года
Инфраструктура
30.06.2025
КТЖ приступило к модернизации участка Алтынколь — Жетыген
Новости
30.06.2025
Нурлан Сауранбаев назначен министром транспорта
Пассажирские перевозки
30.06.2025
Дополнительный пассажирский поезд запустят в летний сезон между Астаной и Актобе
Новости
27.06.2025
Планы развития ТМТМ обсудили в Варшаве
Новости
27.06.2025
Объем перевозок по ТМТМ вырос на 62%
Регионы
27.06.2025
О работе по охране труда рассказали в Оскеменском эксплуатационном локомотивном депо
Новости
27.06.2025
Принятие нового Налогового кодекса позволит направить средства на развитие железнодорожных путей
Грузовые перевозки
27.06.2025
«Кедентранссервис» и «Фининвест» обсудили строительство транспортно-логистического комплекса в Астане
Грузовые перевозки
27.06.2025
Объем железнодорожных перевозок через Хоргос вырос на 26,7%
Новости / Архив
27.06.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №49 от 27 июня 2025 года
Новости
26.06.2025
Представители стран ОДКБ обсудили вопросы обеспечения технической защиты железных дорог
Регионы
26.06.2025
Железнодорожники и полицейские усилили профилактическую работу на станциях Павлодар и Екибастуз
КТЖ в лицах
26.06.2025
«Быть дежурным — значит держать дорогу под контролем»: Гульжан Рымбекова поделилась опытом
Спорт
26.06.2025
Железнодорожники Болатбек Кажаев и Асылхан Какимов стали призерами международного турнира по дзюдо
Пассажирские перевозки
26.06.2025
Видеокамеры появятся во всех пассажирских поездах КТЖ до конца 2025 года
Новости
25.06.2025
Жанибек Тайжанов посетил Атырауский вагоностроительный завод Texol
Новости
25.06.2025
Нурлан Жакупов обсудил дальнейшее сотрудничество с Alstom
Регионы
25.06.2025
О работе машинистов-инструкторов рассказали в Алматинском эксплуатационном локомотивном депо
Регионы
25.06.2025
Алматинская дистанция пути ведет профилактику наездов на людей и скот