Порт Курык: на стыке железной дороги и моря

Инфраструктура
23.08.2021, 10:41

Порт Курык, открывшийся первым в истории нашей независимой страны, сегодня является одним из важнейших стратегических объектов Казахстана. Инфраструктура порта, обеспечивающая выход к Персидскому заливу и Европе через Каспийское море, с каждым годом развивается, потенциал растет. Только Казахстан имеет два морских входа через Каспийское море: порт Актау и порт Курык. Благодаря своему расположению на восточном берегу Старого Каспийского моря, в благоприятной для погоды бухте, порт Курык не перестает принимать грузовые паромы железнодорожным и автомобильным транспортом в любое время года. Когда порт открывался, в нем был всего 1 причал, 6 железных дорог и 1 автопарк. Сейчас количество дорог достигло 12, есть 2 парка и 4 причала. Оба причала предназначены для приема железнодорожных паромов. История порта насчитывает всего пять лет. В 2016 году во время общенационального телемоста были запущены первый пункт пропуска и железная дорога. С тех пор через этот объект перевезены миллионы тонн грузов, открывающий прямой путь на Кавказ и в Европу. В 2017 году железнодорожный паромный терминал обработал первый миллион тонн грузов. Первоначально паромный комплекс был связан с Азербайджаном, но позже расширился и на другие страны. Паром перевозил в основном зерно, нефтепродукты, удобрения, химикаты и продукты питания. Сегодня порт служит золотым мостом через Каспийское море, который проходит через Китай и Казахстан и соединяет Азербайджан, Грузию, Турцию и Европу. Правильная транспортировка экспортных и импортных грузов через объект, соединяющий железнодорожные и морские пути и увеличивающий транзитный потенциал страны, накладывает большую ответственность на персонал портовой станции. На момент открытия станции «Порт Курык» было задействовано всего 18 железнодорожников, а сейчас штат достиг 80 человек. 90% из них - молодые люди, которые только начали свою карьеру на молодой станции. Они выросли на молодой станции, стояли в очереди до 16 человек в смену, принимали и отправляли приходящие грузы и набирались опыта на станции, единственном порту на железных дорогах Казахстана. Здание станции двухэтажное. В нем сидят и портовые диспетчеры, и СЭС, и пограничники, и таможенники. Есть телефон, интернет, рабочие места оснащены необходимой оргтехникой.

- Суда, прибывающие на станцию ​​Курык, принадлежат Азербайджану. Мы берем один паром в день и отправляем другой. Эти паромы доставляют нам в основном продукты питания, бытовую технику и многое другое из Турции, Грузии и Азербайджана. Большая часть наших грузов - сырье. Основная часть транзитных грузов из Китая в Турцию, Азербайджан и Европу - это товары народного потребления. Если есть разные грузы, на одном пароме прибудет 36-38 машин, в зависимости от длины. Из цистерны 48 штук. На одном пароме прибывает около 4 тысяч тонн груза. За последние семь месяцев мы погрузили и разгрузили 4533 машины. Если говорить в тоннах, то это 283 449 тонн, около 200 судов. Конечно, это меньше, чем в прошлом году. Сейчас мы ожидаем, что если осенью начнется транспортировка пшеницы, эта цифра увеличится, - сказал заместитель начальника портовой станции Курык Канат Мукатов.

Известно, что особенность парома в том, что груз загружается вагоном. Железнодорожники станции вывозят эти вагоны с переправы и укладывают в товарный вагон для погрузки. Для этого на станции работают два маневровых тепловоза. Тепловозы перемещают вагоны по рельсам внутри парома и ставят их на корабль. У этого процесса тоже есть определенное время и свои правила и процедуры. Вот прибыл и следующий паром, которого мы ждали. Как обычно, диспетчер порта сообщил о прибытии корабля. Для приема груза создана специальная комиссия. Среди них таможня, пограничник, работники ГЭС и железнодорожник со станции. Каждый должен сесть на паром в своем направлении. Лицо, покидающее станцию, является оператором обработки документов. Он проверяет комплектность документов на автомобили, ввезенные из-за границы. Необходимо тщательно проверить соответствие документа и товара. Если они в порядке, то оператор примет его и передаст транзитным агентам. Они обрабатывают его на компьютере и принимают в Казахстан прибывающие машины. Между тем на другой стороне ведутся другие работы. Два локомотива вместе с четырьмя машинистами доставляют все вагоны парома на станцию. Теперь очередь грузополучателей. Перед приемкой груза они проверяют, каждая ли машина опломбирована, дверь открыта, потолок и пол целы, не проколоты и не украдены. Проверяет, что груз в полувагонах цел, не пролит и не сломан. Затем начинается работа кассиров. Вместе с таможенниками они заполняют транзитную декларацию на товары, ввозимые в страну. По завершении приемки полностью принятые вагоны будут собраны, прикреплены к локомотиву и отправлены на станцию ​​Мангистау. В этом случае на разгрузку, прием, подготовку документов и т. д. с одного парома уходит около 12 часов. Такая же процедура происходит и в обратном направлении. Экспортные и транзитные грузы проверяются оператором документооборота, транзитными агентами и готовятся к отправке. Оператор по обработке принимает документы на паром и доставляет их. Вагоны будут допущены к загрузке, если они будут осмотрены и приняты представителями Азербайджана. Затем приступают к исполнению своих обязанностей составители поездов и машинисты. На паром ставятся вагоны, и груз вывозится за границу. Это займет около 6 часов.

- Раньше на прием груза требовалось 24 часа, на отправку - 12 часов. Сегодня нам удалось сократить это время вдвое. Мы все еще работаем над его сокращением. Это также связано с переходом на безбумажную технологию. Из-за повышенных требований к карантину в связи с пандемией не было ручной подачи документов. Все было сделано в электронном виде. Время короче. Этот опыт эффективен. Но продолжать это практически каждый день невозможно. Для этого необходимо внести изменения в систему сообщения между Азербайджанской железной дорогой и нашей железной дорогой. По возможности можно было бы перейти на полностью безбумажную технологию и сэкономить время. Это поможет заранее увидеть поступающие документы и ускорить работу, - сказал замначальника станции.

Такие вагоны должны быть разгружены и извещены отправляющей и получающей сторонами. Только при поступлении недостающего документа в электронном виде груз отправляется в соответствующее место. По словам Каната Мукатова, это может занять от двух часов до суток, в зависимости от получения документа. Порт Курык расположен в 90 км от областного центра Актау. Большинство людей, работающих на станции, приехали из города, со станции Мангистау. Поэтому для сотрудников есть специальный автомобиль. Привозят утром и доставляют тех, кто вышел со смены. Кроме того, есть место для водителей в общежитии в порту. У них две комнаты по два человека, так как в смену работают четыре водителя. После работы у них есть полная возможность отдохнуть и поесть в своих комнатах. На станции есть условия для других рабочих. Есть место для отдыха, приема пищи, купания и переодевания в течение дня. Летом оно оснащено кондиционером, кулерами горячей и холодной воды, а в столовой есть морозильная камера и микроволновая печь. Даже можно получить специальную скидку в портовой столовой. Администрация порта предоставляет железнодорожникам пятидесятипроцентную скидку на питание.

- Конечно, сегодняшний «Курык» не сравнится с портом пятилетней давности. Время идет, порт развивается. В ближайшее время планируется открытие припортовой станции. Строительство началось в 2019 году и будет завершено к концу этого года. Имеет 8 путей. С запуском станции наши возможности будут еще сильнее, чем сегодня. Например, сейчас мы отправляем выгруженными с парома столько грузовых вагонов, сколько их прибыло. Если бы открылась новая станция, можно было бы собирать и отправлять больше машин. В настоящее время, если с парома будет выгружено 36 вагонов, мы только их прикрепим к локомотиву и отправим на станцию ​​Мангистау. 36 вагонов меньше одного поезда. Вместимость новой станции - 72 вагона. Тогда, если отсюда прибавить персонал, мы сможем без остановок ехать прямо на станцию ​​Мангистау. Это экономит и время, и деньги, - говорит Канат Айтбаевич, который работает здесь с момента открытия портовой станции Курык.

Кроме того, здесь строится зерновой терминал. Хотя терминал, который планируется запустить в 2023 году, будет принадлежать порту, это будет станция обслуживания прибывающих автомобилей. Конечно, за доставку вагонов отвечают железнодорожники. По словам местных железнодорожников, запуск терминала, несомненно, увеличит грузопоток и положительно скажется на производительности станции.

Новости / Архив
06.06.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №43 от 06 июня 2025 года
Грузовые перевозки
05.06.2025
Перевозку более 70 млн тонн угля обеспечило КТЖ в прошедшем отопительном сезоне
Новости
05.06.2025
Развитие Транскаспийского коридора обсудили в Мюнхене
Новости
05.06.2025
Курык побил собственный рекорд по перевалке грузов
Регионы
05.06.2025
Уральские железнодорожники вышли на субботник
Регионы
05.06.2025
Ревизоры устроили внезапную проверку на станции Алматы-1
Регионы
04.06.2025
Воспитанникам детской деревни и дома «Үміт» организовали экскурсию на станции Оскемен-1
Регионы
04.06.2025
Уральские железнодорожники отметили Международный день защиты детей
Регионы
04.06.2025
Праздник ко Дню защиты детей провели на станции Караганда-Сортировочная
Новости
03.06.2025
Экспорт растительных масел и кормов в Китай вырос в 10 раз за пять лет
Инфраструктура
03.06.2025
Обводная железная дорога разгрузит Алматинский узел на 40%
Новости
03.06.2025
Павлодарские железнодорожники провели благотворительную акцию в Доме ребёнка
Новости
03.06.2025
Первый контейнерный поезд примет новый контейнерный терминал Zhetysu
Пассажирские перевозки
03.06.2025
Пятимиллионного пассажира торжественно встретили на столичном вокзале
Новости
03.06.2025
Более 240 наездов на скот зафиксировано на железной дороге в Казахстане
Новости / Архив
03.06.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №42 от 03 июня 2025 года
Новости
02.06.2025
Стотысячный контейнер отправлен из Сианя по ТМТМ
Регионы
02.06.2025
Итоги весеннего комиссионного осмотра подвели в Павлодарском регионе
Регионы
02.06.2025
Учения по тушению лесного пожара прошли в окрестностях Риддера
Новости
02.06.2025
Карагандинский железнодорожный колледж отмечает 60-летний юбилей