Порт Курык: на стыке железной дороги и моря

Инфраструктура
23.08.2021, 10:41

Порт Курык, открывшийся первым в истории нашей независимой страны, сегодня является одним из важнейших стратегических объектов Казахстана. Инфраструктура порта, обеспечивающая выход к Персидскому заливу и Европе через Каспийское море, с каждым годом развивается, потенциал растет. Только Казахстан имеет два морских входа через Каспийское море: порт Актау и порт Курык. Благодаря своему расположению на восточном берегу Старого Каспийского моря, в благоприятной для погоды бухте, порт Курык не перестает принимать грузовые паромы железнодорожным и автомобильным транспортом в любое время года. Когда порт открывался, в нем был всего 1 причал, 6 железных дорог и 1 автопарк. Сейчас количество дорог достигло 12, есть 2 парка и 4 причала. Оба причала предназначены для приема железнодорожных паромов. История порта насчитывает всего пять лет. В 2016 году во время общенационального телемоста были запущены первый пункт пропуска и железная дорога. С тех пор через этот объект перевезены миллионы тонн грузов, открывающий прямой путь на Кавказ и в Европу. В 2017 году железнодорожный паромный терминал обработал первый миллион тонн грузов. Первоначально паромный комплекс был связан с Азербайджаном, но позже расширился и на другие страны. Паром перевозил в основном зерно, нефтепродукты, удобрения, химикаты и продукты питания. Сегодня порт служит золотым мостом через Каспийское море, который проходит через Китай и Казахстан и соединяет Азербайджан, Грузию, Турцию и Европу. Правильная транспортировка экспортных и импортных грузов через объект, соединяющий железнодорожные и морские пути и увеличивающий транзитный потенциал страны, накладывает большую ответственность на персонал портовой станции. На момент открытия станции «Порт Курык» было задействовано всего 18 железнодорожников, а сейчас штат достиг 80 человек. 90% из них - молодые люди, которые только начали свою карьеру на молодой станции. Они выросли на молодой станции, стояли в очереди до 16 человек в смену, принимали и отправляли приходящие грузы и набирались опыта на станции, единственном порту на железных дорогах Казахстана. Здание станции двухэтажное. В нем сидят и портовые диспетчеры, и СЭС, и пограничники, и таможенники. Есть телефон, интернет, рабочие места оснащены необходимой оргтехникой.

- Суда, прибывающие на станцию ​​Курык, принадлежат Азербайджану. Мы берем один паром в день и отправляем другой. Эти паромы доставляют нам в основном продукты питания, бытовую технику и многое другое из Турции, Грузии и Азербайджана. Большая часть наших грузов - сырье. Основная часть транзитных грузов из Китая в Турцию, Азербайджан и Европу - это товары народного потребления. Если есть разные грузы, на одном пароме прибудет 36-38 машин, в зависимости от длины. Из цистерны 48 штук. На одном пароме прибывает около 4 тысяч тонн груза. За последние семь месяцев мы погрузили и разгрузили 4533 машины. Если говорить в тоннах, то это 283 449 тонн, около 200 судов. Конечно, это меньше, чем в прошлом году. Сейчас мы ожидаем, что если осенью начнется транспортировка пшеницы, эта цифра увеличится, - сказал заместитель начальника портовой станции Курык Канат Мукатов.

Известно, что особенность парома в том, что груз загружается вагоном. Железнодорожники станции вывозят эти вагоны с переправы и укладывают в товарный вагон для погрузки. Для этого на станции работают два маневровых тепловоза. Тепловозы перемещают вагоны по рельсам внутри парома и ставят их на корабль. У этого процесса тоже есть определенное время и свои правила и процедуры. Вот прибыл и следующий паром, которого мы ждали. Как обычно, диспетчер порта сообщил о прибытии корабля. Для приема груза создана специальная комиссия. Среди них таможня, пограничник, работники ГЭС и железнодорожник со станции. Каждый должен сесть на паром в своем направлении. Лицо, покидающее станцию, является оператором обработки документов. Он проверяет комплектность документов на автомобили, ввезенные из-за границы. Необходимо тщательно проверить соответствие документа и товара. Если они в порядке, то оператор примет его и передаст транзитным агентам. Они обрабатывают его на компьютере и принимают в Казахстан прибывающие машины. Между тем на другой стороне ведутся другие работы. Два локомотива вместе с четырьмя машинистами доставляют все вагоны парома на станцию. Теперь очередь грузополучателей. Перед приемкой груза они проверяют, каждая ли машина опломбирована, дверь открыта, потолок и пол целы, не проколоты и не украдены. Проверяет, что груз в полувагонах цел, не пролит и не сломан. Затем начинается работа кассиров. Вместе с таможенниками они заполняют транзитную декларацию на товары, ввозимые в страну. По завершении приемки полностью принятые вагоны будут собраны, прикреплены к локомотиву и отправлены на станцию ​​Мангистау. В этом случае на разгрузку, прием, подготовку документов и т. д. с одного парома уходит около 12 часов. Такая же процедура происходит и в обратном направлении. Экспортные и транзитные грузы проверяются оператором документооборота, транзитными агентами и готовятся к отправке. Оператор по обработке принимает документы на паром и доставляет их. Вагоны будут допущены к загрузке, если они будут осмотрены и приняты представителями Азербайджана. Затем приступают к исполнению своих обязанностей составители поездов и машинисты. На паром ставятся вагоны, и груз вывозится за границу. Это займет около 6 часов.

- Раньше на прием груза требовалось 24 часа, на отправку - 12 часов. Сегодня нам удалось сократить это время вдвое. Мы все еще работаем над его сокращением. Это также связано с переходом на безбумажную технологию. Из-за повышенных требований к карантину в связи с пандемией не было ручной подачи документов. Все было сделано в электронном виде. Время короче. Этот опыт эффективен. Но продолжать это практически каждый день невозможно. Для этого необходимо внести изменения в систему сообщения между Азербайджанской железной дорогой и нашей железной дорогой. По возможности можно было бы перейти на полностью безбумажную технологию и сэкономить время. Это поможет заранее увидеть поступающие документы и ускорить работу, - сказал замначальника станции.

Такие вагоны должны быть разгружены и извещены отправляющей и получающей сторонами. Только при поступлении недостающего документа в электронном виде груз отправляется в соответствующее место. По словам Каната Мукатова, это может занять от двух часов до суток, в зависимости от получения документа. Порт Курык расположен в 90 км от областного центра Актау. Большинство людей, работающих на станции, приехали из города, со станции Мангистау. Поэтому для сотрудников есть специальный автомобиль. Привозят утром и доставляют тех, кто вышел со смены. Кроме того, есть место для водителей в общежитии в порту. У них две комнаты по два человека, так как в смену работают четыре водителя. После работы у них есть полная возможность отдохнуть и поесть в своих комнатах. На станции есть условия для других рабочих. Есть место для отдыха, приема пищи, купания и переодевания в течение дня. Летом оно оснащено кондиционером, кулерами горячей и холодной воды, а в столовой есть морозильная камера и микроволновая печь. Даже можно получить специальную скидку в портовой столовой. Администрация порта предоставляет железнодорожникам пятидесятипроцентную скидку на питание.

- Конечно, сегодняшний «Курык» не сравнится с портом пятилетней давности. Время идет, порт развивается. В ближайшее время планируется открытие припортовой станции. Строительство началось в 2019 году и будет завершено к концу этого года. Имеет 8 путей. С запуском станции наши возможности будут еще сильнее, чем сегодня. Например, сейчас мы отправляем выгруженными с парома столько грузовых вагонов, сколько их прибыло. Если бы открылась новая станция, можно было бы собирать и отправлять больше машин. В настоящее время, если с парома будет выгружено 36 вагонов, мы только их прикрепим к локомотиву и отправим на станцию ​​Мангистау. 36 вагонов меньше одного поезда. Вместимость новой станции - 72 вагона. Тогда, если отсюда прибавить персонал, мы сможем без остановок ехать прямо на станцию ​​Мангистау. Это экономит и время, и деньги, - говорит Канат Айтбаевич, который работает здесь с момента открытия портовой станции Курык.

Кроме того, здесь строится зерновой терминал. Хотя терминал, который планируется запустить в 2023 году, будет принадлежать порту, это будет станция обслуживания прибывающих автомобилей. Конечно, за доставку вагонов отвечают железнодорожники. По словам местных железнодорожников, запуск терминала, несомненно, увеличит грузопоток и положительно скажется на производительности станции.

Новости
03.07.2024
Касым-Жомарт Токаев и Си Цзиньпин подписали ряд документов
Новости
03.07.2024
Главы Казахстана и Китая приняли участие в церемонии отправки железнодорожных контейнеров по ТМТМ
Регионы
03.07.2024
Поезд «Саламатты Қазақстан» прибыл в Западно-Казахстанскую область
Новости
03.07.2024
Токаев о Китае: «У нас есть все возможности для того, чтобы увеличить взаимный товарооборот»
Новости
03.07.2024
Итоги акции «Марафон зеленых дел» подвели в КТЖ
Новости
03.07.2024
Роль ШОС, сотрудничество Китая и Казахстана, «Один пояс, один путь»: посол КНР в РК дал большое интервью
Грузовые перевозки
03.07.2024
Посол КНР: Объем торговли между Казахстаном и Китаем достиг 17,6 млрд долларов
Грузовые перевозки
03.07.2024
За полгода перевозки в направлении КНР увеличились на 12,5%
Новости
02.07.2024
Более 40 документов подписали в рамках Казахстанско-Китайского делового совета
Инфраструктура
02.07.2024
Грузовые вагоны произвели в Атырау
Новости
02.07.2024
Успехи инициативы «Один пояс, один путь» отметил председатель правления «Самрук-Қазына» на Казахстанско-Китайском Деловом Совете
Грузовые перевозки
02.07.2024
Около пяти тысяч грузовых поездов прошло через Казахстан в Китай - посол КНР
Новости
02.07.2024
Марат Карабаев встретился с министром транспорта КНР в Астане
Грузовые перевозки
02.07.2024
Объем грузоперевозок по железной дороге между Казахстаном и Китаем продолжает показывать рост
Новости
02.07.2024
Первые маневровые локомотивы в рамках соглашения КТЖ и CRRC досрочно поступили на станцию Алтынколь
Грузовые перевозки
02.07.2024
Автоматизированное ведение графика исполненного движения поездов стало доступно на нескольких участках в Казахстане
Регионы
02.07.2024
Профилактические работы ведут в Алматинской дистанции электроснабжения
Грузовые перевозки
02.07.2024
Телемеханическую систему контроля бодрствования машиниста внедрили в КТЖ
Пассажирские перевозки
02.07.2024
Количество инва-купе увеличивается в Казахстане
Новости / Архив
02.07.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №55 от 02 июля 2024 года