Deutsche Bahn на казахстанских рельсах: результаты работы за 2 года

Интервью
22.12.2021, 09:30
Руслан Рахметов

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

Качественный сервис в поездах делает путешествия более приятными. Это очевидный факт, с которым сложно поспорить. С сентября 2019 года в целях повышения привлекательности пассажирского железнодорожного транспорта АО «Пассажирские перевозки», входящее в состав АО «НК «ҚТЖ», приступило к сотрудничеству с компанией DB Engineering & Consulting, входящей в состав немецкого аналога ҚТЖ – Deutsche Bahn. В интервью Rail-news.kz программный директор DB Engineering & Consulting в Казахстане Максим Баранов рассказал о достигнутых результатах в рамках совместной работы. – Не многие казахстанцы знакомы с Deutsche Bahn. Думаю, что нашим читателям было бы интересно узнать побольше о деятельности компании. – История DB (Deutsche Bahn) начинается с 1835 года, то есть на сегодняшний день ей больше 180 лет. Компания является одним из крупнейших железнодорожных концернов в Европе, она обслуживает сеть дорог в 33,5 тысячи километров. И что интересно, на этой протяженности железнодорожных путей имеется 25 тысяч мостов. Получается, что на каждые полтора километра приходится по одному мосту. Это позволяет железным дорогам Германии не соприкасаться с инфраструктурой автомобильных дорог. То есть движение поездов становится непрерывным, сокращается количество остановок и самое главное – минимизируется риск нарушения безопасности движения на перекрестках. Кроме того, DB является одним из крупнейших операторов на рынке автобусных перевозок. В 2019 году, до начала пандемии, компания перевезла около 100 миллиардов пассажиров по железнодорожной и автотранспортной сети дорог. Это примерно 7 миллионов 300 тысяч человек ежедневно. Для сравнения, в Казахстане этот показатель составляет 18 миллиардов. В штате компании трудится около 338 тысяч сотрудников, включая специализированную компанию, занимающуюся консалтинговыми, инженерными и операционными услугами, которой является DB Engineering & Consulting. Сегодня они обеспечивают надежное качество услуг в 30 странах мира. Общая выручка компании на 2019 год составила 44 миллиарда евро. – На протяжении нескольких лет Вы работали с различными национальными компаниями Казахстана, сегодня отвечаете за процесс трансформации в АО «Пассажирские перевозки». Прежде что Вы знали о деятельности национального перевозчика? – Для меня, как для человека, который сейчас отвечает за содержательную часть трансформации в АО «Пассажирские перевозки», большой интерес вызывает соотношение железнодорожного пассажиропотока с авиаперевозками. Если сравнить, то в DB из 100 миллиардов перевезенных людей на авиаперевозки приходится всего 10 миллиардов. В Казахстане это соотношение составляет 18 и 17 миллиардов. Это говорит о том, что, теоретически, при определенных условиях у АО «Пассажирские перевозки» есть возможность увеличить объем перевозок в 10 раз по сравнению с авиасообщением. Сегодня компания занимает 73% на рынке услуг, остальную часть обслуживают 12 частных компаний-перевозчиков. И, несомненно, конкуренция со стороны частного сектора положительно влияет на процесс трансформации национального перевозчика. С другой стороны, компания обременена большой социальной ответственностью. Поэтому говорить о том, что она сегодня имеет очень сильные конкурентные преимущества в финансовом отношении, было бы неправильно. Поэтому, несмотря даже на государственную поддержку, компании необходимо продолжить активно заниматься своей эффективностью, чтобы в дальнейшем оказать достойную конкуренцию частным пассажирским перевозчикам. – В предыдущем ответе Вы упомянули о процессе трансформации. Какой опыт DB в данном направлении может быть использован в деятельности национального перевозчика? – Если говорить о трансформации, то первым пунктом я бы назвал умение во время изменений поставить во главе всего человека. Ведь без такого фокуса, осуществляя ту же автоматизацию производства либо обновление оборудования, очень сложно будет достичь прогресса в трансформации бизнес-процессов. Второй пункт – умение выбирать простые, маленькие шаги на пути к большим целям. К примеру, нам говорят: мы хотим добиться определенных больших результатов. Это сразу же воспринимается как главная цель. И уже в самом начале становится причиной демотивации сотрудников. Ведь им нужно сделать огромное количество неверных шагов, прежде чем они смогут убедиться, что выбранная цель может быть достигнута в полном объеме. В-третьих, это умение разделять прогнозы и планы. На мой взгляд, именно этого в первую очередь не хватает сейчас АО «Пассажирские перевозки». Первый тип целей – плановая цель, на достижение которой возможно оказать определенное влияние через операции. Например, подготовить и предоставить вовремя к отправлению поезда, определенное количество проводников. Это вполне осуществимо, если вынести за скобки форс-мажор. А вот что касается второго типа целей – прогнозной цели, то здесь, если ставить в прогнозную цифру в качестве плановой, неоспоримо обязательной, то это будет демотивировать сотрудников. Но при этом очень важно использовать прогнозные цели, для того чтобы по дороге к большим целям иметь возможность гибко скорректировать план. Именно гибкость, которая следует из разделения двух типов целей, это то, в чем DB мог бы существенно помочь АО «Пассажирские перевозки». – Какими могут быть результаты этой трансформации? Насколько быстрым может быть этот процесс? – Из своего многолетнего опыта могу сказать, что процесс трансформации в крупных компаниях, имеющих государственное финансирование, занимает как минимум 5-7 лет. Как вы знаете, с 2019 году началось сотрудничество между DB Engineering & Consulting и АО «Пассажирские перевозки». Мы запустили 14 инициатив, на сегодня 8 из них уже завершены. И, как результат проделанной работы, можно сказать, что только одна из них, связанная с «Тальго», принесла национальному перевозчику более 10 миллиардов тенге. Эта выгода уже с лихвой окупила те инвестиции, которые АО «Пассажирские перевозки» вложило в разработку и реализацию этих 14 инициатив. К месту отметить, что по этой же оценке на горизонте 2020-2025 годов стоит ожидать 58 миллиардов в качестве чистого приведенного дохода (NPV) как результат инициатив взаимодействия DB Engineering & Consulting и АО «Пассажирские перевозки». Так вот, получается, что за эти 5-6 лет с момента старта наших инициатив можно говорить о таком эффекте. Но раньше этого срока говорить о результатах трансформации будет сложно. – На Ваш взгляд, в каких областях АО «Пассажирские перевозки» особенно нуждается в модернизации? – Давайте начнем с инфраструктуры. Здесь, соответственно, в первую очередь мы говорим об обновлении подвижного парка, чем АО «Пассажирские перевозки» активно занимается в сотрудничестве с DB. И это очень трудоемкий процесс, потому что количество критериев и параметров, которые надо учесть, просто зашкаливают, финансово-экономическая модель достаточно сложная. Следующий пункт – это процессы, то есть мы говорим о наборе постоянных регламентированных действий сотрудников компании. При этом постоянство и регламенты отличаются от сценария к сценарию бизнес-ситуации (кейсов). В части посадки пассажиров так или иначе наблюдается формализация процессов. А вот такие же процессы для принятия управленческих решений от определенности еще довольно далеки. И, наконец, третья часть, это – люди. Здесь на первое место я бы поставил модернизацию способов и критериев принятия решений. Например, как АО «Пассажирские перевозки» использует простую электронную систему оборота документов, так называемый ЭДО. Даже на этом уровне можно добиться значительного повышения скорости и качества принятия решений, если уже готовую систему документооборота начать использовать по-другому. И здесь как раз нужно выделить главные группы процессов. Сделав подобную настройку, необходимо продержаться такой модели хотя бы один год: выработать привычку бизнес-поведения, проверить ее эффективность, скорректировать и т. п. Вот тогда мы увидим потрясающий результат. – Компанию Deutsche Bahn отличают сервис и профессионализм сотрудников. Как Вы думаете, будут ли действовать в будущем программы по обмену опытом либо по обучению сотрудников за рубежом в рамках сотрудничества с АО «Пассажирские перевозки»? – Очень хороший вопрос. Это то, чем я занимался в 2015-2018 годах в Казахстане, но для другой компании. Обмен опытом и обучение за рубежом дают эффект в том случае, если созданы условия для того, чтобы тот же выпускник программы «Болашак» захотел прийти работать в национальную компанию. Можно говорить, что первый шаг на пути создания таких условий в АО «Пассажирские перевозки» сделан: внедряются новые подходы и системы прогнозирования в сфере маркетинга и продаж. На сегодняшний день это точно та площадка, куда может прийти «болашаковец». В процессе трансформации без современных релевантных знаний не обойтись. Однако, чтобы менеджмент АО «Пассажирские перевозки» увидел эту необходимость, прочувствовал ее и с радостью принял тех же «болашаковцев», для этого и необходимо партнерство с DB. Поэтому мы уже сейчас ведем переговоры о развитии процесса обмена опытом. Первой ласточкой будет все то, что связано с инфраструктурой. К примеру, как проводить ремонт вагонов, которые будут использоваться при обновлении пассажирского парка. Ведь в новых вагонах будет более 40 датчиков, и важно уметь использовать информацию, которую они предоставляют в процессе ремонта подвижного состава. Данный опыт необходимо использовать и в процессе маркетинга и продаж, научить сотрудников обрабатывать большие данные, делать цифровые двойники. Поэтому обмен опытом мы рассматриваем как создание платформы, чтобы убедить текущий менеджмент создать риторику и площадку для «болашаковца», которому место именно здесь. – Насколько, как Вам сейчас кажется, за период сотрудничества с Deutsche Bahn, АО «Пассажирские перевозки» удалось воплотить в практику своей работы принципы клиентоориентированности? – Это, действительно, чуть ли не главный вопрос. Потому что хочется сразу же сказать и тут же бросить мостик к предыдущему моему ответу. Клиентоориентированность для национального перевозчика – это прежде всего баланс между стремлением максимально удовлетворить потребности пассажира при удержании финансового состояния компании на устойчивом уровне. И такой баланс в транспортной отрасли напрямую связан с развитием ответственности у самого пассажира. Я приведу простой пример. В Казахстане действуют очень большие штрафы для про- водников за провоз безбилетного пассажира, при этом ответственность услугополучателя практически сведена к нулю. В DB же ответственность перекладывают на пассажира, который, например, сам должен с помощью QR-кода расширить/дополнить, в случае необходимости, свою поездку до следующей станции. Да, в Германии тоже встречаются безбилетные пассажиры, но программа по развитию чувства ответственности у пасса- жиров не останавливается, это процесс, а не одноразовое действие. И когда мне говорят, что в Казахстане совершенно другой менталитет, я отвечаю: послушайте, мы все люди. С одной стороны, невозможно требовать от пассажира повышенной сознательности, если мы не обеспечиваем его качественной информационной и сервисной поддержкой. А с другой стороны, если мы не переложим соответствующую часть ответственности на пассажира, то расходы компании будут необоснованно большими, и национальный перевозчик просто не сможет составить достойную конкуренцию частным перевозчикам. – Спасибо за интересную беседу.

Интервью
16.04.2025
На связи 24/7: О роли коммуникации в работе рассказали в АО «Пассажирские перевозки»
Регионы
16.04.2025
Итоги первого квартала 2025 года подвели на координационном совете уральские железнодорожники
Регионы
16.04.2025
Цифровой аппарат для медосвидетельствования работников появился в Оскеменском эксплуатационном локомотивном депо
Новости
16.04.2025
Центр трансформации бизнеса КТЖ внедряет передовые технологии
Новости
16.04.2025
Глава Минтранса представил стратегию развития ТМТМ на IV Анталийском дипломатическом форуме
Регионы
16.04.2025
Почти 10 тысяч фитинговых платформ были погружены в Костанайском регионе
Регионы
15.04.2025
Более 500 железнодорожников приняли участие в субботнике в Карагандинском регионе
Регионы
15.04.2025
Меры пожарной безопасности усиливают в Алматинской области
Новости
15.04.2025
ВЖДО подвела итоги работы за 2024 год
Новости
15.04.2025
Более 740 тонн рельсов для строительства столичного LRT прибыли на станцию Сороковая
Регионы
15.04.2025
Мужчина погиб под колесами поезда на станции Павлодар
Новости / Архив
15.04.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №28 от 15 апреля 2025 года
Новости
14.04.2025
Казпрофтранс помог школьнице из Щучинска представить проект «умной остановки» в Актобе
Регионы
14.04.2025
Лекции к 80-летию Победы читают в музее железнодорожников Уральска
Грузовые перевозки / Цифра недели
14.04.2025
Железнодорожные перевозки выросли на 4,4%
Новости
14.04.2025
Минтранс сообщил о начале модернизации 125 железнодорожных вокзалов
Регионы
14.04.2025
Железнодорожники и полицейские продолжают вести профилактические беседы с уральскими школьниками
Пассажирские перевозки
14.04.2025
КТЖ готовит пассажирские поезда к летним перевозкам
Инфраструктура
11.04.2025
КТЖ приступит к модернизации участка Алтынколь – Жетыген в этом году
Новости
11.04.2025
Железнодорожники обсудили развитие логистических маршрутов в Минске