Казахстанско-китайский терминал в Сиане: транзитный прорыв Евразии

Интервью
27.05.2025, 13:12
Асель Шайхынова

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

Генеральный директор Xi'an Free Trade Port Construction and Operation Co., Ltd.  Юань Сяоцзюнь в интервью для газеты «Қазақстан теміржолшысы» рассказал о текущем состоянии и перспективах развития казахстанско-китайского логистического центра в Сиане, оценил его роль в транспортно-логистическом сотрудничестве между нашими странами и обозначил планы на будущее.

– Господин Юань, насколько на сегодняшний день используется потенциал казахстанско-китайского терминала в городе Сиане (КНР) и как он влияет на рост транскаспийских маршрутов?  

– С момента ввода в эксплуатацию в феврале 2024 года, казахстанско-китайский терминал в городе Сиане обработал более 200 тысяч тонн грузов. Благодаря созданию совместного предприятия (СП) время перевалки грузов сократилось до трех часов, и терминал стал ключевым узлом для быстрой консолидации и распределения грузов, следующих из Китая транзитом через Казахстан. СП уже обеспечило обработку значительных объемов навалочных грузов, включая их контейнеризацию и доставку. Ожидается, что к 2025 году объем транзитных грузов вырастет на 50-60% в годовом исчислении.  

Интеграция систем по обмену документацией помогла обеспечить достоверность документов до их отправки, что привело к сокращению сроков таможенной обработки.  

Если остановиться на вопросе роста транскаспийских и других маршрутов, то с момента возобновления работы транскаспийского маршрута в 2024 году объемы перевозок по железнодорожным контейнерным линиям значительно увеличились. К примеру, ежемесячное количество поездов только по маршруту Сиань – Баку (Азербайджан) достигло исторического максимума в 36 составов, что в 20 раз превышает показатели 2023 года. Этот маршрут стал ключевым каналом для доставки продукции таких компаний, как Huawei, BYD и Longi Solar, в Европу. В дальнейшем СП совместно с Международной логистической ассоциацией транскаспийского маршрута планирует оптимизировать сроки доставки и снизить транспортные расходы. Ожидается, что  к концу 2025 года ежемесячное количество поездов превысит 60, а годовой объем грузов, проходящих через терминал, составит 600 составов.  

– Расскажите, пожалуйста, о ваших планах и перспективах на год и более длительный период?  

– Сначала о краткосрочных целях – до конца 2025 года. В планах – повышение эффективности Транскаспийского международного транспортного коридора за счет внедрения цифровых интеллектуальных систем, сокращения сроков обработки документов и снижения логистических издержек. Также расширение торговой сети: развитие сотрудничества со странами Центральной Азии в сферах торговли зерном, энергоресурсами, бытовой техникой и других.  А теперь – о долгосрочной стратегии: создание на базе СП интегрированных услуг хранения и доставки для казахстанских компаний в Китае, превращение терминала в многофункциональный хаб (бондинг, электронная коммерция, складирование).  Кроме того, в планах привлечение китайских экспортных грузов, следующих через терминал, обеспечение эффективных и удобных трансграничных логистических решений.  

– Когда, по вашему мнению, терминал выйдет на свою максимальную мощность?  

– Сианьский терминал занимает площадь 100 му (≈6,67 га) с текущей пропускной способностью до 1 000 TEU (ДФЭ) в сутки. В связи с ростом спроса на транскаспийские и центральноазиатские маршруты к концу 2025 года ожидается обработка 85-90% контейнеров, а к 2027 году терминал приблизится к насыщению. Планируется расширение складских площадей на 3 000 квадратных метров к 2027 году для увеличения мощности.  

– Какова, на ваш взгляд, роль терминала в развитии транспортно-логистического сотрудничества наших стран?

– Роль терминала в китайско-казахстанском транспортном сотрудничестве велика. Во-первых, это – стратегическая роль. Он обеспечивает более 70% консолидации грузов из Китая в Центральную Азию и является ключевым звеном Транскаспийского маршрута китайско-европейских железнодорожных перевозок (из Сианя).  

Во-вторых, он обеспечивает снижение затрат и повышение эффективности. Так, за счет модели «от хаба – к хабу» логистические издержки предприятий сокращены на 15%, а таможенные процедуры ускорены.  

В-третьих, это мост для торговли. Он играет большую роль в укреплении сотрудничества в сферах сельхозпродукции, электромобилей (например, экспорт «умной продукции» Сианя вырос на 30% в 2024 году) и бытовой техники.  

В-четвертых, это пример региональной интеграции. Терминал представляет тиражируемую модель логистического сотрудничества для стран «Пояса и пути», способствуя созданию новых торговых коридоров Евразии.  

В заключение отмечу, что Казахстанско-китайский терминал в городе Сиане – не только символический проект китайско-казахстанского сотрудничества в рамках «Пояса и пути», но и ключевой драйвер региональной экономической интеграции. Цифровизация, развитие мультимодальных перевозок и формирование торговой экосистемы усилят его роль как международного логистического хаба, обеспечивая устойчивый рост экономического взаимодействия между Китаем, Казахстаном и Евразией.

– Благодарю Вас за интересную беседу!

Новости
05.12.2025
Столичные волонтёры ҚТЖ обеспечили 55 ветеранов углём на зимний период
Регионы
05.12.2025
В Карагандинской области модернизируют 14 объектов железнодорожной инфраструктуры
Грузовые перевозки
05.12.2025
Перевозки через стык «Достык — Алашанькоу» выросли на 6%
Новости
05.12.2025
На линию Курык – Алят в 2026 году выйдут два новых парома
Новости
05.12.2025
Новая компетенция «Управление локомотивом» представлена на чемпионате WorldSkills Kazakhstan
Новости / Архив
05.12.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №101 от 05 декабря 2025 года
Новости
04.12.2025
Экспортный путь зерна до узбекской границы продемонстрировали журналистам
Новости
04.12.2025
Транзит по ТМТМ из Китая увеличился на 12%
Регионы
04.12.2025
Будни станции Арстансор: малый штат, большой участок ответственности
КТЖ в лицах
04.12.2025
«К каждому нужен подход»: будни проводницы женского вагона
Новости
03.12.2025
Более 1700 раз экстренно тормозили машинисты поездов в этом году
Интервью
03.12.2025
Перевозки, парк и цифровые решения: «Қазтеміртранс» подводит итоги и формирует стратегию развития до 2026 года
Пассажирские перевозки
03.12.2025
Поезд «Астана – Омск» начнет курсировать в декабре
Инфраструктура
03.12.2025
КТЖ перевыполнило план ремонта путей на 2025 год
Новости
02.12.2025
Навигационные пломбы в ЕАЭС начнут применять с февраля 2026 года
Новости
02.12.2025
Программно-аппаратный комплекс установили на автомотрисах Астанинской дистанции электроснабжения
Пассажирские перевозки
02.12.2025
ЕАЭС упростит железнодорожные пассажирские перевозки
Грузовые перевозки
02.12.2025
Перевозки грузов по сети ҚТЖ выросли до 287,8 млн тонн
Новости
02.12.2025
Порт Актау получил финансовую поддержку Европейского Союза
Новости / Архив
02.12.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №100 от 02 декабря 2025 года