Экономические приоритеты Казахстана: курс на взаимодействие с соседями

Интервью
26.09.2023, 11:50
Қазақстан теміржолшысы

В своем очередном послании глава государства Касым-Жомарт Токаев поручил правительству увеличить долю транспортно-логистического комплекса в структуре ВВП страны с 6% до 9%. Было принято решение восстановить министерство транспорта, тем самым создавая условия для эффективного управления отраслью.

Сегодня Казахстану необходимо проработать план по развитию морской инфраструктуры. Морские ворота страны имеют важное стратегическое значение для развития ТМТМ. 

Сегодняшний наш собеседник - эксперт Института мировой экономики и политики Лидия Пархомчик. Мы задали ей несколько интересных вопросов о транспортно-логистической отрасли Казахстана и транзитном потенциале страны. 

– Каковы перспективы развития транспортно-логистической сферы Казахстана? Что скажете про маршрут ТМТМ или так называемого Среднего коридора?

Географическое расположение предоставляет Казахстану уникальный доступ к трансевразийским транспортным коридорам. В среднесрочной перспективе роль транспортной отрасли в экономике страны будет только расти. 

В настоящее время в порту Актау наблюдается поступательный рост грузоперевозок. За первое полугодие 2023 года общий объем перевалки составил 2,29 млн тонн, что на 23% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом объемы перевалки нефти выросли на 63%, составив 1,8 млн тонн. 

Тренд на рост грузооборота наблюдается и в порту Курык. Перевалка грузов через порт с января по июнь 2023 года выросла на 18% и составила свыше 1 млн тонн. 

К 2025 году на территории порта Актау будет запущен контейнерный хаб, который позволит увеличить мощность перевалки контейнеров с 70 тыс. ДФЭ до 300 тыс. ДФЭ. Данный проект является одной из ключевых инициатив Казахстана по увеличению пропускной способности ТМТМ. 

В 2022 году грузоперевозки по ТМТМ выросли в 2,5 раза до 1,5 млн тонн. При этом по маршруту было перевезено 33 тыс. ДФЭ. Казахстан поставил перед собой задачу в ближайшие годы увеличить данные показатели в 5 раз. 

Ради данной цели член Ассоциации ТМТМ «Казахстан темир жолы» продолжает переговоры с партнерами из Азербайджана, Грузии и Турции по созданию единого оператора на маршруте. Соответствующее соглашение было подписано в июне 2023 года с Азербайджанскими железными дорогами. Создание единой управляющей компании позволит упростить процесс объединения тарифов, ускорить обработку грузов и таможенных процедур.

– Сегодня Казахстан расширяет географию взаимодействия со странами Центральной Азии. Какие плюсы и минусы может принести стране такое сотрудничество?

Казахстан заинтересован в динамичном развитии политического диалога и экономических взаимосвязей с партнерами по региону Центральной Азии. Так, к примеру, в последние годы постепенно растет привлекательность центральноазиатских стран в качестве направления для казахстанских инвестиций. Удельный вес четырех стран региона в общем объеме казахстанских зарубежных инвестиций превысил 10%.

Данный тренд укрепляется параллельно с ростом объемов взаимной торговли. В прошлом году товарооборот Казахстана со странами Центральной Азии составил порядка 7,9 млрд долларов против 6,3 млрд  долларов годом ранее. Данный показатель позволил повысить удельный вес стран региона в структуре внешней торговли Казахстана до 6%.

В настоящее время страны «центральноазиатской пятерки» стремятся не только наращивать интенсивность товарообмена, но и намерены организовать совместное продвижение экспортной продукции на мировые рынки. Данной цели активно способствует развитие формата диалоговых площадок с участием всех государств региона. 

В настоящее время формат международных консультаций «С5+1» закономерно перешел на уровень встреч глав государств. Состоялись саммиты на высшем уровне с Китаем и Индией, Россией и ЕС. 

Тем самым Центральная Азия подтверждает свой статус в качестве перспективного торгового партнера с внутренним рынком в 80 млн человек. 

– Казахстан превращается в крупный торгово-логистический хаб на новых маршрутах из России в Азию. Расскажите о строительстве центров трансграничной торговли: где они будут сосредоточены и почему? 

Тенденции развития торговли в регионе Центральной Азии и в целом на пространстве Евразии формируют потребность создания единой экосистемы торговых и индустриальных хабов на границе. Перед Казахстаном встает задача переориентировать международные грузовые потоки.

Среди приоритетных проектов, которые должны стать драйверами транспортно-логистического сектора, следует выделить центр трансграничной торговли «Евразия» на границе с Россией, международный центр промышленной кооперации «Центральная Азия» на границе с Узбекистаном, товарообрабатывающий узел «Индустриальный торгово-логистический комплекс» на границе с Кыргызстаном, контейнерный хаб «Каспийский узел» в порту Актау, а также действующий приграничный комплекс «Хоргосский узел» на границе с Китаем.

Согласно оценке экспертов, создание данных промышленных транспортно-логистических хабов вблизи государственной границы Казахстана позволит нарастить товарооборот со странами Центральной Азии в 1,8 раза до 15 млрд долларов.

Речь идет о том, чтобы создать между крупными приграничными хабами «зеленый коридор» для перевозки как транзитных грузов, так и экспортных товаров. 

В перспективе можно будет говорить о формировании единой товаропроводящей системы ЕАЭС, стран Центральной и Восточной Азии, Ближнего Востока и Кавказа с перспективой дальнейшего расширения.

Казахстан и Россия ежегодно наращивают объемы прямых инвестиций. Каковы, по-вашему мнению, перспективы сотрудничества двух стран? 

На протяжении последних лет Казахстан демонстрирует стабильный рост прямых иностранных инвестиций. Так, по итогам прошлого года валовый приток инвестиций составил 28 млрд долларов, что на 17,7% больше результатов 2021 года. 

Россия традиционно входит в топ-10 ключевых инвесторов в экономику Казахстана. В первом квартале 2023 года инвестиции из России составили 653,1 млн долларов, увеличившись на 30,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Торгово-экономическое партнерство с Россий является для Казахстана объективной данностью. Астана рассчитывает на сохранение позитивной динамики роста торговли в рамках ЕАЭС. Так, по итогам I полугодия 2023 года товарооборот Казахстана со странами ЕАЭС увеличился на 4,1%, составив 13,8 млн долларов. При этом доля России в общем объеме внешнеторгового оборота Казахстана с ЕАЭС занимает 91,9%.

Порядка 70% двусторонней торговли двух стран приходится на сделки межрегионального и приграничного характера, что повышает значимость проведения форумов межрегионального сотрудничества. Осенью текущего года очередной форум состоится в Костанае.

Астана и Москва заинтересованы в поступательном росте объемов грузоперевозок, включая взаимодействие в рамках международного транспортного коридора Север - Юг. За первые пять месяцев текущего года по восточному железнодорожному маршруту Север - Юг через Казахстан в Туркменистан было перевезено 353 тыс. тонн грузов, что на 80,3% больше, чем в 2022 году. 

– Спасибо за исчерпывающие ответы и интересную беседу!

Новости
26.04.2024
Для столичных студентов организовали экскурсии на объекты КТЖ
Грузовые перевозки
26.04.2024
Казахстан, Россия и Китай создают новый транспортный хаб
Регионы
26.04.2024
Железнодорожники провели профилактические беседы со старшеклассниками в ЗКО
Новости
26.04.2024
Разъяснительную беседу с женами машинистов провели в Кокшетау
Новости
26.04.2024
КТЖ готовится отметить Всемирный день охраны труда
Регионы
26.04.2024
Выход скота на железнодорожные пути стал причиной 20 экстренных торможений в Павлодарской области
Регионы
26.04.2024
Весенний комиссионный осмотр стартовал в ВКО
Новости / Архив
26.04.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №36 от 26 апреля 2024 года
Новости
25.04.2024
Казахстан готов принять участие в строительстве трансафганских железных дорог
КТЖ в лицах
25.04.2024
Начальник лаборатории на станции Достык поделился секретом успеха
В мире
25.04.2024
Поезд с вагоном-спа запустили в России
Регионы
25.04.2024
Машинист-инструктор Алматинского локомотивного депо рассказал, как выучил казахский язык
Регионы
25.04.2024
Ряд мероприятий ко Дню охраны труда провели в ТОО «ВЖДО» в Костанайской области
Новости
25.04.2024
Локомотивосборочные заводы поставят более 140 электровозов и тепловозов в 2024 году
Новости
25.04.2024
Локомотивы КТЖ готовят к летним перевозкам
Регионы
25.04.2024
Материальную помощь направили локомотивщики из Кокшетау в Атбасар
Регионы
24.04.2024
Работу по повышению безопасности движения поездов ведут в Алматинской области
Регионы
24.04.2024
Коллективный договор обсудили в Балхашском вагонном депо
Пассажирские перевозки
24.04.2024
КТЖ рекомендует пассажирам планировать свои поездки заранее
Новости
24.04.2024
Вопросы цифровизации железнодорожной отрасли обсудили в Минтрансе