СКОРОСТЬ, КОМФОРТ, ДОСТУПНОСТЬ

Интервью
25.08.2017, 19:00
Қазақстан теміржолшысы

Учитывая географические и климатические условия нашей страны, почти половина общего объема пассажирских перевозок дальнего следования осуществляется по стальной магистрали. О развитии скоростного движения, повышении качества обслуживания пассажиров  рассказал исполнительный директор АО «НК «ҚТЖ» – президент АО «Пассажирские перевозки» Нурдаулет ҚИЛЫБАЙ.

– Нурдаулет Игликович, расскажите о приоритетах акционерного общества «Пассажирские перевозки»?

– В целом за год пассажирами железнодорожного вида транспорта становятся свыше 20 миллионов  человек,  при том что в республике проживают чуть более 18 миллионов казахстанцев. Поэтому главная задача АО «НК «ҚТЖ» и национального перевозчика АО «Пассажирские перевозки» – обеспечить население доступными и качественными услугами. В рамках программы «Нұрлы жол», предусматривающей развитие транспортной инфраструктуры по лучевому принципу и интеграцию регионов страны, в АО «НК «ҚТЖ» реализована Программа скоростного пассажирского движения. Казахстанцы и гости страны по достоинству оценивают наше стремление обеспечить им возможность быстро и с комфортом передвигаться по всей территории страны. Об этом свидетельствуют основные  показатели за первое полугодие текущего года. Пассажирооборот по республике с учетом частных перевозчиков сложился на уровне 8 миллиардов 465 миллионов пассажиро-километров, что выше уровня аналогичного периода 2016 года на 224 миллиона. При этом в сегменте скоростного движения в связи с ростом популярности поездов «Тұлпар-Тальго» пассажирооборот вырос на 26%. Мы в первом полугодии отправили поездами 10 миллионов 577 тысяч пассажиров, что выше прошлого года на 173 тысячи, скоростными поездами «Тұлпар-Тальго» – больше на 291 тысячу пассажиров.

– Расскажите о скоростных маршрутах. Что изменилось с их вводом?

– До 2012 года в Казахстане действовало только два скоростных сообщения: Астана – Алматы и Алматы – Шымкент. За последние пять лет  введено 12 новых скоростных маршрутов: Алматы – Петропавловск, Астана – Актобе, Астана – Атырау, Алматы – Атырау, Алматы – Актобе, Алматы – Усть-Каменогорск, Астана – Усть-Каменогорск, Астана – Кызылорда, Астана – Шымкент и Астана – Костанай. И мы продолжаем вводить новые маршруты. Практически все областные центры и крупные города страны связаны со столицей сетью скоростных пассажирских маршрутов, по которым курсируют поезда, сформированные из современных, комфортабельных вагонов «Тулпар-Тальго». Время в пути сокращено в два раза. Поезд Астана – Кызылорда следовал ранее почти 33 часа, сегодня время в пути уменьшилось на 11 часов. С декабря прошлого года из вагонов новой модификации – с широким кузовом – запущен новый поезд № 3/4 сообщением Астана – Алматы. По этому маршруту ранее курсировали вагоны старой постройки, в которых пассажиры ехали более 20 часов. Сегодня если поезд утром стартует из столицы, то в 23 часа он уже прибывает в Алматы. Кроме того, по инициативе Главы государства запущен новый скоростной поезд по маршруту Алматы – Ташкент из вагонов «Тұлпар-Тальго» новой модификации. Он курсирует два раза в неделю и пользуется большой популярностью. В преддверии Международной выставки «ЭКСПО-2017» из вагонов «Тұлпар-Тальго» организован новый скоростной маршрут. Поезд Астана- Нұрлы жол  – Алматы продлен до приграничной станции Алтынколь. Гостей, которые прибывают из КНР, этот поезд доставляет в нашу столицу. Кроме того, совместно с МИР РК и пограничной службой прорабатывается вопрос  организации поездов «Тұлпар-Тальго» сообщением Астана – Уральск и Алматы – Уральск в безостановочном проследовании пунктов пропусков Жайсан, Илецк и Чингирлау.

Ваша компания активно приняла участие в  обеспечении перевозок в период ЭКСПО-2017. Вы уже отметили маршрут Астана – Алматы – Алтынколь. Что еще делается в этом плане?

– В рамках обеспечения перевозок в период ЭКСПО-2017 организованы 14 дополнительных поездов. Во-первых, три поезда «Тұлпар-Тальго»: Астана-Нұрлы жол –  Мангышлак,  Астана-Нұрлы жол – Шымкент и Астана-Нұрлы жол – Атырау. Кроме того, задействованы семь стандартных поездов: Астана-Нұрлы жол – Уральск, Астана-Нұрлы жол – Мангышлак, Астана-Нұрлы жол –  Джамбул, Астана-Нұрлы жол – Костанай, Астана – Алматы, Астана – Шымкент, два пригородных поезда:  Астана-Нұрлы жол – Кокшетау и Астана – Караганда, а также два международных поезда: Самарканд – Астана-Нұрлы жол и Душанбе – Астана-Нұрлы жол. В мультимедийном развлекательном портале поездов «Тұлпар-Тальго» и фирменных поездов размещен специальный раздел «ЭКСПО-2017» с тематическим видеороликом на трех языках.

– По республике появятся новые скоростные направления?

– В наших планах в ближайшие пять лет запустить восемь новых маршрутов с вагонами с широким кузовом. Таковы планы с учетом их приобретения.  До конца года в рамках поставки вагонов «Тұлпар-Тальго»  запланирована организация социально значимых поездов сообщением Алматы – Павлодар и Астана – Лениногорск. Хотел бы отметить, что согласно условиям МИР РК по организации социально значимых маршрутов в 2018-2019 годах требуется организация поездов «Тұлпар-Тальго» по направлениям Актобе – Атырау и Актобе – Мангышлак. До 2022 года из отечественных вагонов «Тұлпар-Тальго» планируется  также запустить поезда Алматы – Костанай, Астана – Сарыагаш и Алматы – Мангышлак.

– На многих маршрутах параллельно ходят скоростные и обычные поезда. Именно на поезда «Тұлпар-Тальго» билеты приобрести бывает проблематично.

– У пассажиров, действительно, есть альтернатива. Сегодня «Тұлпар-Тальго» пользуются очень большой популярностью. Этому способствуют меры социальной поддержки, новые инструменты, в числе которых гибкие тарифы. Обществом проводится большая работа по обеспечению доступа к этим поездам всех слоев населения, в том числе и социально уязвимых.  Сегодня мы видим результат введенных мер по стимулированию. Спрос на «Тұлпар-Тальго» растет. Это подтверждается цифрами. Если в 2015 году скоростными поездами перевезено порядка миллиона пассажиров, в 2016 году – двух –  идет двукратный рост. В этом году ожидается перевезти порядка трех миллионов человек. Ежегодно существенный рост перевозок поездами «Тұлпар-Тальго» показывает их популярность, востребованность среди населения. Гибкая система скидок позволяет приобрести билеты по выгодной цене. Например, для пенсионеров, студентов, инвалидов, участников  войны, многодетных матерей действует комплексная программа скидок от 30 до 99%.  Для пенсионеров, студентов, многодетных матерей скидка составляет 30%, для инвалидов 50%, для участников Великой Отечественной войны –  99%. Это позволяет все сегменты пассажиров обеспечить услугами скоростных и комфортных поездов «Тұлпар-Тальго». Благодаря мерам государственной поддержки пассажирских перевозок в социальных сообщениях, тарифы на проезд в Казахстане являются одними из самых низких среди стран СНГ. Они ниже на 30-40%. Реализуемые меры по развитию железнодорожной отрасли позволили обеспечить стабильный рост объемов оказанных услуг по перевозке населения железнодорожным транспортом. С 2000 по 2016 годы объемы пассажирских перевозок выросли в полтора раза – с 15 до 23 миллионов пассажиров в год. И эта цифра для нас не предел, работаем над тем, чтобы пассажиров у нас было еще больше. И всем им было комфортно ездить на наших поездах!

Беседовала Ирина БЕКТИЯРОВА

Регионы
26.11.2025
Безаварийная работа и рост показателей: как ВЧД-25 и ВЧД-26 повышают безопасность движения поездов
Регионы
26.11.2025
Условный пожар потушили на станции Тобол
Новости
26.11.2025
Почти 3 млн тонн зерновых перевезено за последние 2 месяца по железной дороге Казахстана
Новости
26.11.2025
Работники локомотиворемонтного депо Шар провели капитальный ремонт снегоочистителя ФРЭС-2
Новости
26.11.2025
КТЖ приняло участие в заседании Совета по железнодорожному транспорту стран СНГ в Баку
Новости
25.11.2025
Казахстан и Туркменистан усилят контейнерные перевозки через порты Актау, Курык и Туркменбаши
Новости
25.11.2025
Минтранс доложил о реализации крупных инфраструктурных проектов на Каспии и юге Казахстана
Регионы
25.11.2025
Корпоративный омбудсмен КТЖ провел узловое совещание на станции Балхаш
Новости
25.11.2025
KTZ Express и AS SilSteve укрепляют партнёрство в сфере мультимодальных перевозок
Пассажирские перевозки
25.11.2025
RWS Wagon поставит АО «Пассажирские перевозки» 60 вагонов серии «45»
Новости
25.11.2025
Развитие транспортного потенциала Казахстана обсудили на совещании в правительстве
КТЖ в лицах
25.11.2025
Ветеран железнодорожной отрасли Юрий Лавриненко отметил 80-летний юбилей
Новости / Архив
25.11.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №98 от 25 ноября 2025 года
КТЖ в лицах
24.11.2025
Директор Павлодарского филиала ТОО «ВЖДО» Бауржан Бейсембинов отметил 60-летний юбилей
Социум
24.11.2025
Завершён капитальный ремонт дома отдыха локомотивных бригад на станции Достык
Регионы
24.11.2025
Запустить погрузку кормовой муки в контейнеры готовятся на станции Зааятская
Регионы
24.11.2025
Отделение магистральной сети ведет подготовку к зиме в Карагандинском регионе
Грузовые перевозки
24.11.2025
Более 220 млн тонн грузов перевезено железнодорожным транспортом за 10 месяцев
Новости
22.11.2025
Alstom вводит в эксплуатацию колесно-токарный станок в сервисном центре в Шу
Социум
21.11.2025
Железнодорожники приняли участие в открытии коррекционно-образовательной школы