Коллективный договор на 2018-2020 годы: о социальном положении железнодорожников

Интервью
13.02.2018, 11:14
Қазақстан теміржолшысы

Коллективный договор на 2018-2020 годы, заключенный между АО «НК «ҚТЖ» и трудовым коллективом, обеспечивает реализацию основных направлений социальной политики, льгот и гарантий работникам и пенсионерам-железнодорожникам. В новом договоре появились дополнительные нормы по улучшению социального положения железнодорожников. Подробнее об этом рассказал заместитель председателя ОО «Казахстанский отраслевой профессиональный союз работников железнодорожного, автомобильного, воздушного и водного транспорта» Жупарбек Сабитов.

– Жупарбек Абзалбекович, какая работа проделана для разработки Коллективного договора?

– Перед подписанием Коллективного договора представители ОО «Казпрофтранс» и ҚТЖ в течение первого полугодия посетили предприятия ряда отделений грузовых перевозок и магистральной сети. На встречах с железнодорожниками обсуждали исполнение норм существующего Коллективного договора, предоставление льгот и компенсаций, а также шел сбор предложений в новый договор. В общем, поступило свыше 100 предложений. После рассмотрения рабочей группой спорные вопросы были вынесены на рассмотрение комиссии. Комиссия приняла новый Коллективный договор в нынешней редакции. Его подписали президент АО «НК «ҚТЖ» и председатель профсоюза.

– Изменился ли размер социальных выплат работникам и пенсионерам?

– В Коллективном договоре на 2018-2020 годы сохранены все социальные гарантии по защите трудовых прав, охране труда, оздоровлению и отдыху работников и их детей. В документ внесены дополнительные нормы по улучшению социального положения работников. Всего в компании свыше 130 тысяч работников, более 47 тысяч ветеранов-железнодорожников и около 170 тысяч детей работников. Исходя из этих данных, приходилось кроить бюджет Коллективного договора Увеличен размер компенсации на санаторно-курортное лечение. Если заработная плата работника составляет менее 60 МРП, то ему возмещается стоимость путевки в санаторий в размере не более 60 МРП. В прошлом Коллективном договоре возмещалось не более 17 МРП при зарплате в 50 МРП. В перечень работников, получающих социальные выплаты, включены работники – участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, воины-интернационалисты, работники, в одиночку воспитывающие двух и более детей. Внесены изменения и дополнения в порядок возмещения расходов работникам компании на проезд, разрешен транзитный проезд в поездах один раз в год. Включен проезд в вагонах «Бизнес» поездов «Тұлпар-Тальго» для работников и пенсионеров компании, награжденных знаком «Почетный железнодорожник». На сегодня в компании числятся 440 работающих и 1318 пенсионеров, носящих это гордое звание. Коллективный договор стал совершеннее и с точки зрения оформления. Впервые в начале брошюры появился раздел «Общие понятия», где четко оговорено, кем являются, к примеру, работники, пенсионеры или иждивенцы. Нововведением стало и разграничение социального пакета работникам и пенсионерам. В старой редакции социальные льготы обеим группам были расписаны в одном разделе, что усложняло чтение и поиск информации.

– С 1 января 2018 года установлены новые ставки минимальных расчетных показателей. Сказалось ли это на социальных выплатах железнодорожникам?

– В договоре сохранена индексация заработной платы. В трудовом кодексе РК такая норма не предусмотрена. В результате появилась возможность повысить заработную плату работникам АО «НК «ҚТЖ» на 10%. Наряду с тем, все нормы в Коллективном договоре прописаны в месячных расчетных показателях (МРП) и минимальных размерах заработной платы (МРЗП). В прошлом году МРП составлял 2 269 тенге. В новом году – 2 405. МРЗП составлял 24 459, сейчас он составляет 28 284 тенге. Так как социальные выплаты и премии выплачиваются в этих двух показателях, то работники теперь получат больше.

– Как Вы оцениваете Коллективный договор АО «НК «ҚТЖ» на 2018-2020 годы в целом?

– Можно сказать, он один из лучших в республике. В договорах других компаний нет раздела, посвященного пенсионерам. Но основной упор при разработке нового Коллективного договора был сделан в пользу работников, которые сегодня трудятся на стальной магистрали. Получили хорошую поддержку многодетные и неполные семьи. Значительно увеличен бюджет Коллективного договора на приобретение санаторно-курортных путевок для оздоровления работников, также вырастут расходы на детское оздоровление. Коллективный договор стал весомее предыдущего на 22% по сравнению с 2017 годом. В связи с тем, что железная дорога – объект повышенной опасности и на ней происходят несчастные случаи, связанные с трудовой деятельностью, для защиты семей железнодорожников и их поддержки, в случае гибели работника на производстве, в Коллективном договоре ҚТЖ сохранена и действует норма, по которой выплачивается его 10-кратная годовая заработная плата. И эти выплаты производятся сверх того, что предусмотрено законодательными актами при таких ситуациях. Это жизненно важные вопросы, и они должны работать на опережение.

– Не возникает ли проблем на местах с выплатами гарантированных социальных выплат работникам и пенсионерам?

– Мы держим на контроле вопросы реализации пунктов Коллективного договора. После его вступления в силу работники профсоюза совместно с представителями работодателей выезжают в регионы с последующим докладом о результатах поездки на аппаратном совещании в АО «НК «ҚТЖ». В первом полугодии комиссия, состоящая из работников ОО «Казпрофтранс» и АО «НК «ҚТЖ», посетит предприятия, находящиеся в границах четырех отделений магистральной сети.

– Спасибо за беседу!

Маржан БАКИЕВА

Фото Александра ЖАБЧУКА

Грузовые перевозки / Цифра недели
20.06.2025
Объем перевозок казахстанского зерна вырос на 54%
Инфраструктура
20.06.2025
Около 400 км железных дорог отремонтировано в Казахстане
Регионы
20.06.2025
Дополнительный скоростной поезд запущен по маршруту Караганда – Балхаш
Регионы
20.06.2025
Работы по модернизации железнодорожного вокзала начались в Усть-Каменогорске
Новости
20.06.2025
Казахстанский транспортно-логистический форум-2025 прошел в Алматы
Пассажирские перевозки
20.06.2025
Необходимые условия созданы для комфорта пассажиров на вокзалах в направлении Алаколя
Новости / Архив
20.06.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №47 от 20 июня 2025 года
Регионы
19.06.2025
Пожарно-тактические учения прошли в Мангистауском отделении магистральной сети
Новости
19.06.2025
Около тысячи пассажиров получили первую помощь в поездах КТЖ за три года
Новости
19.06.2025
Касым-Жомарт Токаев посетил завод Stadler Kazakhstan
Грузовые перевозки
19.06.2025
Около 15 тысяч тонн пшеницы экспортирует Казахстан во Вьетнам
Регионы
19.06.2025
Воспитанники детского дома побывали на экскурсии на станции Павлодар
Пассажирские перевозки
19.06.2025
Новый электропоезд выйдет на маршрут «Астана – Курорт Бурабай» к началу июля
Пассажирские перевозки
18.06.2025
Около 240 тысяч пассажиров планируется перевезти железнодорожным транспортом этим летом на Алаколь
Новости
18.06.2025
Меморандум по углублению сотрудничества по ж/д экспрессам «Китай – Центральная Азия – Европа» подписан на саммите «Китай – Центральная Азия»
Регионы
18.06.2025
Итоги двухмесячника «Руководитель — гарант безопасности» подвели на станции Алматы-1
Новости
18.06.2025
Железнодорожники проводят противопожарные рейды в Карагандинском регионе
Новости
17.06.2025
Казахстан предложил Китаю создать совместный грузовой терминал в порту Курык
Новости
17.06.2025
Жумангарин: через Казахстан проходит более 80% наземных грузов из Китая в Европу
Грузовые перевозки
17.06.2025
Казахстан стал главным поставщиком зерна в Азербайджан