Коллективный договор на 2018-2020 годы: о социальном положении железнодорожников

Интервью
13.02.2018, 11:14
Қазақстан теміржолшысы

Коллективный договор на 2018-2020 годы, заключенный между АО «НК «ҚТЖ» и трудовым коллективом, обеспечивает реализацию основных направлений социальной политики, льгот и гарантий работникам и пенсионерам-железнодорожникам. В новом договоре появились дополнительные нормы по улучшению социального положения железнодорожников. Подробнее об этом рассказал заместитель председателя ОО «Казахстанский отраслевой профессиональный союз работников железнодорожного, автомобильного, воздушного и водного транспорта» Жупарбек Сабитов.

– Жупарбек Абзалбекович, какая работа проделана для разработки Коллективного договора?

– Перед подписанием Коллективного договора представители ОО «Казпрофтранс» и ҚТЖ в течение первого полугодия посетили предприятия ряда отделений грузовых перевозок и магистральной сети. На встречах с железнодорожниками обсуждали исполнение норм существующего Коллективного договора, предоставление льгот и компенсаций, а также шел сбор предложений в новый договор. В общем, поступило свыше 100 предложений. После рассмотрения рабочей группой спорные вопросы были вынесены на рассмотрение комиссии. Комиссия приняла новый Коллективный договор в нынешней редакции. Его подписали президент АО «НК «ҚТЖ» и председатель профсоюза.

– Изменился ли размер социальных выплат работникам и пенсионерам?

– В Коллективном договоре на 2018-2020 годы сохранены все социальные гарантии по защите трудовых прав, охране труда, оздоровлению и отдыху работников и их детей. В документ внесены дополнительные нормы по улучшению социального положения работников. Всего в компании свыше 130 тысяч работников, более 47 тысяч ветеранов-железнодорожников и около 170 тысяч детей работников. Исходя из этих данных, приходилось кроить бюджет Коллективного договора Увеличен размер компенсации на санаторно-курортное лечение. Если заработная плата работника составляет менее 60 МРП, то ему возмещается стоимость путевки в санаторий в размере не более 60 МРП. В прошлом Коллективном договоре возмещалось не более 17 МРП при зарплате в 50 МРП. В перечень работников, получающих социальные выплаты, включены работники – участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, воины-интернационалисты, работники, в одиночку воспитывающие двух и более детей. Внесены изменения и дополнения в порядок возмещения расходов работникам компании на проезд, разрешен транзитный проезд в поездах один раз в год. Включен проезд в вагонах «Бизнес» поездов «Тұлпар-Тальго» для работников и пенсионеров компании, награжденных знаком «Почетный железнодорожник». На сегодня в компании числятся 440 работающих и 1318 пенсионеров, носящих это гордое звание. Коллективный договор стал совершеннее и с точки зрения оформления. Впервые в начале брошюры появился раздел «Общие понятия», где четко оговорено, кем являются, к примеру, работники, пенсионеры или иждивенцы. Нововведением стало и разграничение социального пакета работникам и пенсионерам. В старой редакции социальные льготы обеим группам были расписаны в одном разделе, что усложняло чтение и поиск информации.

– С 1 января 2018 года установлены новые ставки минимальных расчетных показателей. Сказалось ли это на социальных выплатах железнодорожникам?

– В договоре сохранена индексация заработной платы. В трудовом кодексе РК такая норма не предусмотрена. В результате появилась возможность повысить заработную плату работникам АО «НК «ҚТЖ» на 10%. Наряду с тем, все нормы в Коллективном договоре прописаны в месячных расчетных показателях (МРП) и минимальных размерах заработной платы (МРЗП). В прошлом году МРП составлял 2 269 тенге. В новом году – 2 405. МРЗП составлял 24 459, сейчас он составляет 28 284 тенге. Так как социальные выплаты и премии выплачиваются в этих двух показателях, то работники теперь получат больше.

– Как Вы оцениваете Коллективный договор АО «НК «ҚТЖ» на 2018-2020 годы в целом?

– Можно сказать, он один из лучших в республике. В договорах других компаний нет раздела, посвященного пенсионерам. Но основной упор при разработке нового Коллективного договора был сделан в пользу работников, которые сегодня трудятся на стальной магистрали. Получили хорошую поддержку многодетные и неполные семьи. Значительно увеличен бюджет Коллективного договора на приобретение санаторно-курортных путевок для оздоровления работников, также вырастут расходы на детское оздоровление. Коллективный договор стал весомее предыдущего на 22% по сравнению с 2017 годом. В связи с тем, что железная дорога – объект повышенной опасности и на ней происходят несчастные случаи, связанные с трудовой деятельностью, для защиты семей железнодорожников и их поддержки, в случае гибели работника на производстве, в Коллективном договоре ҚТЖ сохранена и действует норма, по которой выплачивается его 10-кратная годовая заработная плата. И эти выплаты производятся сверх того, что предусмотрено законодательными актами при таких ситуациях. Это жизненно важные вопросы, и они должны работать на опережение.

– Не возникает ли проблем на местах с выплатами гарантированных социальных выплат работникам и пенсионерам?

– Мы держим на контроле вопросы реализации пунктов Коллективного договора. После его вступления в силу работники профсоюза совместно с представителями работодателей выезжают в регионы с последующим докладом о результатах поездки на аппаратном совещании в АО «НК «ҚТЖ». В первом полугодии комиссия, состоящая из работников ОО «Казпрофтранс» и АО «НК «ҚТЖ», посетит предприятия, находящиеся в границах четырех отделений магистральной сети.

– Спасибо за беседу!

Маржан БАКИЕВА

Фото Александра ЖАБЧУКА

Новости
15.10.2025
Фотовыставка «Закон и Порядок» представлена на столичном вокзале «Нұрлы Жол»
Новости
15.10.2025
Казахстан увеличит экспорт агропродукции в Китай
Новости
15.10.2025
КТЖ запускает «Институт наставничества» для молодых специалистов
Регионы
15.10.2025
Воспитанники детского сада побывали на экскурсии на станции Илецк
Регионы
15.10.2025
Журналисты посетили производственные площадки Railways Systems KZ
Регионы
15.10.2025
Урок безопасности на железной дороге провели для школьников в поселке Желаево
Регионы
15.10.2025
Итоги работы подвели в Матайском эксплуатационном вагонном депо
Новости
15.10.2025
Новые энергообъекты введены в эксплуатацию на участке Достык – Мойынты
Регионы
15.10.2025
Осенний комиссионный осмотр прошел в Костанайском регионе
Пассажирские перевозки
15.10.2025
Комплексную подготовку к зиме проходят пассажирские поезда КТЖ
Регионы
14.10.2025
Демонтажные и земляные работы завершились на вокзале станции Оскемен-1
Новости
14.10.2025
Запуск вторых путей Достык – Мойынты: Новый импульс экономике и железнодорожной отрасли Казахстана
Новости
14.10.2025
Қазтеміртранс перевыполнил план ремонта вагонов и снизил долю нерабочего парка
Новости
14.10.2025
Объём грузоперевозок в Казахстане вырос на 9,1%
Новости
14.10.2025
Изображения лучших железнодорожников появились на LED-экране здания КТЖ
Интервью
14.10.2025
Порты Казахстана на Каспии: Новый этап развития и перспективы Казахстана
Новости / Архив
14.10.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №84-85 от 14 октября 2025 года
Новости
13.10.2025
Преподавателям отраслевых вузов рассказали о цифровизации в КТЖ
КТЖ в лицах
13.10.2025
Почетный железнодорожник Людмила Закина: лидер, наставник, человек с большой буквы
Регионы
13.10.2025
Железнодорожники приняли участие в фотоконкурсе к 120-летию профсоюза