Комплаенс-служба в КТЖ: что такое и для чего нужна?

Интервью
14.06.2019, 10:47
Асель Шайхынова

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

С января текущего года в АО «НК «ҚТЖ» функционирует новое структурное подразделение – Комплаенс-служба. О том, почему данное подразделение необходимо в организационной структуре компании, в своем интервью рассказала руководитель Комплаенс-службы Ирина КАПАНОВА.

– Ирина Васильевна, расскажите, пожалуйста, что такое «комплаенс»? Для многих это пока еще непонятный термин... Известно, что вы являетесь дипломированным специалистом в области комплаенса. Разъясните, что это за институт в целом, каково его предназначение, что меняется с его введением в деятельность компании?

– Прежде всего необходимо отметить, что в 2017 году в целях внедрения лучшей международной практики, а также в рамках Программы трансформации АО «Самрук-Қазына» утвердило Референсную модель по функции комплаенс в портфельных компаниях фонда.

Одним из основных элементов комплаенс является «тон сверху», то есть приверженность руководства «культуре комплаенс» на личном примере.

Комплаенс-программа должна быть полностью поддержана советом директоров и правлением, став неотъемлемой частью корпоративной культуры компании. Комплаенс (в переводе с английского языка означает «соответствие») – это признанная международная система, которая призвана обеспечивать осуществление деятельности компании в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан, международных стандартов и внутренних документов компании.

Цель внедрения системы комплаенс в компании – это формирование приверженности ее должностных лиц и работников высоким стандартам поведения, ведение открытого и честного бизнеса, укрепление деловой репутации и повышение доверия к компании.

В целом функция комплаенс необходима для недопущения применения санкций со стороны регулирующих органов за несоблюдение регуляторных требований, предотвращение материального и нематериального ущерба посредством минимизации комплаенс-рисков, удовлетворения требований бизнес-партнеров и иностранных регулирующих органов.

– А для исполнения каких конкретно целей такая служба поя вилась в компании? Над решением каких задач работаете вы?

– Необходимо отметить, что функция комплаенс является централизованной по группе компаний и предполагает построение процесса управления комплаенс-рисками на консолидированной основе, а также внедрение в компании и дочерних организациях локальных актов по вопросам комплаенс.

В соответствии с положением о Комплаенс-службе, утвержденным в установленном порядке советом директоров компании, нашими основными задачами является обеспечение соблюдения работниками компании и ее дочерних организаций требований законодательства Республики Казахстан, международных стандартов, соглашений, договоров и локальных актов компании по вопросам противодействия коррупции. Еще одна задача службы – предупреждение и минимизация комплаенс-рисков и связанных с ними убытков компании из-за несоблюдения требований нормативно-правовых актов Республики Казахстан, локальных актов, обязательств перед заинтересованными сторонами. Также мы отвечаем за обеспечение прозрачности деятельности компании и укрепление доверия. Помимо того, служба оказывает содействие исполнительному органу в управлении комплаенс-рисками. Объем работы, как видите, внушительный. При этом отмечаем, что Комплаенс-служба непосредственно подчиняется совету директоров и отчитывается перед ним о своей работе.

– Какие меры принимаются в АО «НК «ҚТЖ» в целях соблюдения антикоррупционного законодательства?

– В рамках выполнения требований Закона Республики Казахстан «О противодействии коррупции» Комплаенс-службой проведена значительная работа. Во-первых, мы разработали и утвердили Политику противодействия коррупции. Данная политика предусматривает требования антикоррупционного законодательства и обязательства по его соблюдению, а также комплекс мер по предупреждению и противодействию коррупции. Важно, что политика доведена до сведения всех должностных лиц и работников компании. В ней четко прописаны такие принципы, как нулевая терпимость к любым проявлениям коррупции, принцип неотвратимости наказания и другие не менее важные моменты. Должностные лица и работники должны понимать, что наказание за нарушение законодательства неизбежно. Политика размещена на корпоративном веб-сайте компании во вкладке «Противодействие коррупции». В настоящее время дочерние организации компании разрабатывают и утверждают аналогичные политики с учетом специфики их деятельности. Кроме того, служба проводит оценку рисков по бизнес-процессам, подверженным коррупционным проявлениям. К таковым относятся закупки, управление персоналом и иные бизнес-процессы и деловые операции. Также нами разработаны тестовые вопросы на знание Закона «О противодействии коррупции», декларация о наличии/отсутствии конфликта интересов и направлена информация в области противодействия коррупции для формирования адаптационного материала для вновь принятых работников в компанию. Эти документы переданы блоку управления человеческими ресурсами для дальнейшего их применения в процессе управления персоналом.

– В АО «НК «ҚТЖ» функционирует «горячая линия». Расскажите, пожалуйста, в чем ее суть.

– Система конфиденциального информирования является одним из важных инструментов борьбы с коррупцией и мошенничеством. Комплаенс-службой разработана и утверждена Политика конфиденциального информирования, которая предусматривает внедрение эффективной системы конфиденциального информирования как механизма откровенного диалога, где поощряются честность и открытость, профессионализм и стремление защищать права и законные интересы компании. Политика, а также баннеры по функционированию «горячей линии» размещены на корпоративных веб-сайтах компании и ее дочерних организаций. Необходимо отметить, что с данной политикой ознакомлены все должностные лица и работники компании. В настоящее время дочерние организации компании также разрабатывают и утверждают аналогичные политики с учетом специфики их деятельности. Вместе с тем служба фиксирует все поступающие сообщения по «горячей линии», а также обеспечивает их рассмотрение и предоставление обратной связи заявителям. Отчет о работе «горячей линии» на ежемесячной основе предоставляется АО «Самрук-Қазына», а также на ежеквартальной основе совету директоров компании.

– С какими государственными органами ведется работа по противодействию коррупции в компании?

– В первую очередь мы взаимодействуем с Агентством по делам государственной службы и противодействию коррупции. Также служба проводит работу в области противодействия коррупции с департаментом государственных доходов по городу Нур-Султану, Министерством индустрии и инфраструктурного развития, Министерством национальной экономики, Генеральной прокуратурой и другими ведомствами. Данное сотрудничество основывается на принципе взаимности в целях информирования о случаях совершения нарушений, имеющих признаки коррупции, содействия при проведении расследований нарушений, имеющих признаки коррупции и другие. Необходимо отметить, что работники службы принимают активное участие в различного рода круглых столах и мероприятиях, связанных с вопросами по антикоррупционного законодательству. К примеру, мы недавно приняли участие в работе диалоговой площадки, организованной департаментом АДГСиПК по городу Нур-Султану с участием заместителя акима города, представителей Академии государственного управления при Президенте РК и проектного офиса Protecting Business and Investments. Были обсуждены вопросы превенции коррупции при взаимодействии бизнес-структур с государственными органами, правовой защиты предпринимателей и снижения административных барьеров.

– Благодарю вас за интересную беседу! 

Пассажирские перевозки
17.09.2025
АО «Пассажирские перевозки» запустит состав Talgo на маршруте Алматы — Костанай в 2026 году
Пассажирские перевозки
17.09.2025
Нацперевозчик подключит к Starlink ещё два поезда до конца года
Регионы
17.09.2025
Десять рационализторских предложений внедрили в Павлодарском отделении магистральной сети
Новости
17.09.2025
Развитие грузоперевозок в Казахстане обсудили Kazlogistics и BCG в Астане
Грузовые перевозки
17.09.2025
КТЖ провело выездное заседание зернового штаба в Костанае
Новости
17.09.2025
Железнодорожники учатся сортировать отходы: в филиалах ГП прошли экосессии
Новости
16.09.2025
Центр диагностики пути КТЖ продемонстрировал современные технологии
Новости
16.09.2025
Подготовку железнодорожников к зиме обсудили в Минтрансе
Интервью
16.09.2025
Новые поезда, интернет в пути и туристические маршруты: железная дорога становится комфортнее
Новости
16.09.2025
Казахстан и Россия запускают совместный агроиндустриальный парк в Alatau City
Новости
16.09.2025
Жумангарин: Объем грузоперевозок через Казахстан вырастет в 2 раза к 2029 году
Новости / Архив
16.09.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №75 от 16 сентября 2025 года
Новости
15.09.2025
КТЖ и РЖД определили приоритетные направления стратегического сотрудничества
Грузовые перевозки
15.09.2025
Почти 24 млн тонн угля перевезли к отопительному сезону в Казахстане
Регионы
15.09.2025
Месячник по предупреждению несчастных случаев на железной дороге проходит в Уральске
Регионы
15.09.2025
Машинист электропоезда Иван Смоляк предотвратил сход поезда
Регионы
15.09.2025
Железнодорожники и полиция усилили профилактику травматизма на путях в Павлодаре
Новости
15.09.2025
Систему Express International для международных пассажирских перевозок представили в Санкт-Петербурге
Спорт
15.09.2025
Машинист Асылхан Какимов завоевал золото на международном турнире в Бишкеке
Регионы
15.09.2025
Костанайские железнодорожники более 18 миллионов тонн грузов