Комплаенс-служба в КТЖ: что такое и для чего нужна?

Интервью
14.06.2019, 10:47
Асель Шайхынова

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

С января текущего года в АО «НК «ҚТЖ» функционирует новое структурное подразделение – Комплаенс-служба. О том, почему данное подразделение необходимо в организационной структуре компании, в своем интервью рассказала руководитель Комплаенс-службы Ирина КАПАНОВА.

– Ирина Васильевна, расскажите, пожалуйста, что такое «комплаенс»? Для многих это пока еще непонятный термин... Известно, что вы являетесь дипломированным специалистом в области комплаенса. Разъясните, что это за институт в целом, каково его предназначение, что меняется с его введением в деятельность компании?

– Прежде всего необходимо отметить, что в 2017 году в целях внедрения лучшей международной практики, а также в рамках Программы трансформации АО «Самрук-Қазына» утвердило Референсную модель по функции комплаенс в портфельных компаниях фонда.

Одним из основных элементов комплаенс является «тон сверху», то есть приверженность руководства «культуре комплаенс» на личном примере.

Комплаенс-программа должна быть полностью поддержана советом директоров и правлением, став неотъемлемой частью корпоративной культуры компании. Комплаенс (в переводе с английского языка означает «соответствие») – это признанная международная система, которая призвана обеспечивать осуществление деятельности компании в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан, международных стандартов и внутренних документов компании.

Цель внедрения системы комплаенс в компании – это формирование приверженности ее должностных лиц и работников высоким стандартам поведения, ведение открытого и честного бизнеса, укрепление деловой репутации и повышение доверия к компании.

В целом функция комплаенс необходима для недопущения применения санкций со стороны регулирующих органов за несоблюдение регуляторных требований, предотвращение материального и нематериального ущерба посредством минимизации комплаенс-рисков, удовлетворения требований бизнес-партнеров и иностранных регулирующих органов.

– А для исполнения каких конкретно целей такая служба поя вилась в компании? Над решением каких задач работаете вы?

– Необходимо отметить, что функция комплаенс является централизованной по группе компаний и предполагает построение процесса управления комплаенс-рисками на консолидированной основе, а также внедрение в компании и дочерних организациях локальных актов по вопросам комплаенс.

В соответствии с положением о Комплаенс-службе, утвержденным в установленном порядке советом директоров компании, нашими основными задачами является обеспечение соблюдения работниками компании и ее дочерних организаций требований законодательства Республики Казахстан, международных стандартов, соглашений, договоров и локальных актов компании по вопросам противодействия коррупции. Еще одна задача службы – предупреждение и минимизация комплаенс-рисков и связанных с ними убытков компании из-за несоблюдения требований нормативно-правовых актов Республики Казахстан, локальных актов, обязательств перед заинтересованными сторонами. Также мы отвечаем за обеспечение прозрачности деятельности компании и укрепление доверия. Помимо того, служба оказывает содействие исполнительному органу в управлении комплаенс-рисками. Объем работы, как видите, внушительный. При этом отмечаем, что Комплаенс-служба непосредственно подчиняется совету директоров и отчитывается перед ним о своей работе.

– Какие меры принимаются в АО «НК «ҚТЖ» в целях соблюдения антикоррупционного законодательства?

– В рамках выполнения требований Закона Республики Казахстан «О противодействии коррупции» Комплаенс-службой проведена значительная работа. Во-первых, мы разработали и утвердили Политику противодействия коррупции. Данная политика предусматривает требования антикоррупционного законодательства и обязательства по его соблюдению, а также комплекс мер по предупреждению и противодействию коррупции. Важно, что политика доведена до сведения всех должностных лиц и работников компании. В ней четко прописаны такие принципы, как нулевая терпимость к любым проявлениям коррупции, принцип неотвратимости наказания и другие не менее важные моменты. Должностные лица и работники должны понимать, что наказание за нарушение законодательства неизбежно. Политика размещена на корпоративном веб-сайте компании во вкладке «Противодействие коррупции». В настоящее время дочерние организации компании разрабатывают и утверждают аналогичные политики с учетом специфики их деятельности. Кроме того, служба проводит оценку рисков по бизнес-процессам, подверженным коррупционным проявлениям. К таковым относятся закупки, управление персоналом и иные бизнес-процессы и деловые операции. Также нами разработаны тестовые вопросы на знание Закона «О противодействии коррупции», декларация о наличии/отсутствии конфликта интересов и направлена информация в области противодействия коррупции для формирования адаптационного материала для вновь принятых работников в компанию. Эти документы переданы блоку управления человеческими ресурсами для дальнейшего их применения в процессе управления персоналом.

– В АО «НК «ҚТЖ» функционирует «горячая линия». Расскажите, пожалуйста, в чем ее суть.

– Система конфиденциального информирования является одним из важных инструментов борьбы с коррупцией и мошенничеством. Комплаенс-службой разработана и утверждена Политика конфиденциального информирования, которая предусматривает внедрение эффективной системы конфиденциального информирования как механизма откровенного диалога, где поощряются честность и открытость, профессионализм и стремление защищать права и законные интересы компании. Политика, а также баннеры по функционированию «горячей линии» размещены на корпоративных веб-сайтах компании и ее дочерних организаций. Необходимо отметить, что с данной политикой ознакомлены все должностные лица и работники компании. В настоящее время дочерние организации компании также разрабатывают и утверждают аналогичные политики с учетом специфики их деятельности. Вместе с тем служба фиксирует все поступающие сообщения по «горячей линии», а также обеспечивает их рассмотрение и предоставление обратной связи заявителям. Отчет о работе «горячей линии» на ежемесячной основе предоставляется АО «Самрук-Қазына», а также на ежеквартальной основе совету директоров компании.

– С какими государственными органами ведется работа по противодействию коррупции в компании?

– В первую очередь мы взаимодействуем с Агентством по делам государственной службы и противодействию коррупции. Также служба проводит работу в области противодействия коррупции с департаментом государственных доходов по городу Нур-Султану, Министерством индустрии и инфраструктурного развития, Министерством национальной экономики, Генеральной прокуратурой и другими ведомствами. Данное сотрудничество основывается на принципе взаимности в целях информирования о случаях совершения нарушений, имеющих признаки коррупции, содействия при проведении расследований нарушений, имеющих признаки коррупции и другие. Необходимо отметить, что работники службы принимают активное участие в различного рода круглых столах и мероприятиях, связанных с вопросами по антикоррупционного законодательству. К примеру, мы недавно приняли участие в работе диалоговой площадки, организованной департаментом АДГСиПК по городу Нур-Султану с участием заместителя акима города, представителей Академии государственного управления при Президенте РК и проектного офиса Protecting Business and Investments. Были обсуждены вопросы превенции коррупции при взаимодействии бизнес-структур с государственными органами, правовой защиты предпринимателей и снижения административных барьеров.

– Благодарю вас за интересную беседу! 

Новости
15.10.2025
Фотовыставка «Закон и Порядок» представлена на столичном вокзале «Нұрлы Жол»
Новости
15.10.2025
Казахстан увеличит экспорт агропродукции в Китай
Новости
15.10.2025
КТЖ запускает «Институт наставничества» для молодых специалистов
Регионы
15.10.2025
Воспитанники детского сада побывали на экскурсии на станции Илецк
Регионы
15.10.2025
Журналисты посетили производственные площадки Railways Systems KZ
Регионы
15.10.2025
Урок безопасности на железной дороге провели для школьников в поселке Желаево
Регионы
15.10.2025
Итоги работы подвели в Матайском эксплуатационном вагонном депо
Новости
15.10.2025
Новые энергообъекты введены в эксплуатацию на участке Достык – Мойынты
Регионы
15.10.2025
Осенний комиссионный осмотр прошел в Костанайском регионе
Пассажирские перевозки
15.10.2025
Комплексную подготовку к зиме проходят пассажирские поезда КТЖ
Регионы
14.10.2025
Демонтажные и земляные работы завершились на вокзале станции Оскемен-1
Новости
14.10.2025
Запуск вторых путей Достык – Мойынты: Новый импульс экономике и железнодорожной отрасли Казахстана
Новости
14.10.2025
Қазтеміртранс перевыполнил план ремонта вагонов и снизил долю нерабочего парка
Новости
14.10.2025
Объём грузоперевозок в Казахстане вырос на 9,1%
Новости
14.10.2025
Изображения лучших железнодорожников появились на LED-экране здания КТЖ
Интервью
14.10.2025
Порты Казахстана на Каспии: Новый этап развития и перспективы Казахстана
Новости / Архив
14.10.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №84-85 от 14 октября 2025 года
Новости
13.10.2025
Преподавателям отраслевых вузов рассказали о цифровизации в КТЖ
КТЖ в лицах
13.10.2025
Почетный железнодорожник Людмила Закина: лидер, наставник, человек с большой буквы
Регионы
13.10.2025
Железнодорожники приняли участие в фотоконкурсе к 120-летию профсоюза