Комплаенс-служба в КТЖ: что такое и для чего нужна?

Интервью
14.06.2019, 10:47
Асель Шайхынова

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

С января текущего года в АО «НК «ҚТЖ» функционирует новое структурное подразделение – Комплаенс-служба. О том, почему данное подразделение необходимо в организационной структуре компании, в своем интервью рассказала руководитель Комплаенс-службы Ирина КАПАНОВА.

– Ирина Васильевна, расскажите, пожалуйста, что такое «комплаенс»? Для многих это пока еще непонятный термин... Известно, что вы являетесь дипломированным специалистом в области комплаенса. Разъясните, что это за институт в целом, каково его предназначение, что меняется с его введением в деятельность компании?

– Прежде всего необходимо отметить, что в 2017 году в целях внедрения лучшей международной практики, а также в рамках Программы трансформации АО «Самрук-Қазына» утвердило Референсную модель по функции комплаенс в портфельных компаниях фонда.

Одним из основных элементов комплаенс является «тон сверху», то есть приверженность руководства «культуре комплаенс» на личном примере.

Комплаенс-программа должна быть полностью поддержана советом директоров и правлением, став неотъемлемой частью корпоративной культуры компании. Комплаенс (в переводе с английского языка означает «соответствие») – это признанная международная система, которая призвана обеспечивать осуществление деятельности компании в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан, международных стандартов и внутренних документов компании.

Цель внедрения системы комплаенс в компании – это формирование приверженности ее должностных лиц и работников высоким стандартам поведения, ведение открытого и честного бизнеса, укрепление деловой репутации и повышение доверия к компании.

В целом функция комплаенс необходима для недопущения применения санкций со стороны регулирующих органов за несоблюдение регуляторных требований, предотвращение материального и нематериального ущерба посредством минимизации комплаенс-рисков, удовлетворения требований бизнес-партнеров и иностранных регулирующих органов.

– А для исполнения каких конкретно целей такая служба поя вилась в компании? Над решением каких задач работаете вы?

– Необходимо отметить, что функция комплаенс является централизованной по группе компаний и предполагает построение процесса управления комплаенс-рисками на консолидированной основе, а также внедрение в компании и дочерних организациях локальных актов по вопросам комплаенс.

В соответствии с положением о Комплаенс-службе, утвержденным в установленном порядке советом директоров компании, нашими основными задачами является обеспечение соблюдения работниками компании и ее дочерних организаций требований законодательства Республики Казахстан, международных стандартов, соглашений, договоров и локальных актов компании по вопросам противодействия коррупции. Еще одна задача службы – предупреждение и минимизация комплаенс-рисков и связанных с ними убытков компании из-за несоблюдения требований нормативно-правовых актов Республики Казахстан, локальных актов, обязательств перед заинтересованными сторонами. Также мы отвечаем за обеспечение прозрачности деятельности компании и укрепление доверия. Помимо того, служба оказывает содействие исполнительному органу в управлении комплаенс-рисками. Объем работы, как видите, внушительный. При этом отмечаем, что Комплаенс-служба непосредственно подчиняется совету директоров и отчитывается перед ним о своей работе.

– Какие меры принимаются в АО «НК «ҚТЖ» в целях соблюдения антикоррупционного законодательства?

– В рамках выполнения требований Закона Республики Казахстан «О противодействии коррупции» Комплаенс-службой проведена значительная работа. Во-первых, мы разработали и утвердили Политику противодействия коррупции. Данная политика предусматривает требования антикоррупционного законодательства и обязательства по его соблюдению, а также комплекс мер по предупреждению и противодействию коррупции. Важно, что политика доведена до сведения всех должностных лиц и работников компании. В ней четко прописаны такие принципы, как нулевая терпимость к любым проявлениям коррупции, принцип неотвратимости наказания и другие не менее важные моменты. Должностные лица и работники должны понимать, что наказание за нарушение законодательства неизбежно. Политика размещена на корпоративном веб-сайте компании во вкладке «Противодействие коррупции». В настоящее время дочерние организации компании разрабатывают и утверждают аналогичные политики с учетом специфики их деятельности. Кроме того, служба проводит оценку рисков по бизнес-процессам, подверженным коррупционным проявлениям. К таковым относятся закупки, управление персоналом и иные бизнес-процессы и деловые операции. Также нами разработаны тестовые вопросы на знание Закона «О противодействии коррупции», декларация о наличии/отсутствии конфликта интересов и направлена информация в области противодействия коррупции для формирования адаптационного материала для вновь принятых работников в компанию. Эти документы переданы блоку управления человеческими ресурсами для дальнейшего их применения в процессе управления персоналом.

– В АО «НК «ҚТЖ» функционирует «горячая линия». Расскажите, пожалуйста, в чем ее суть.

– Система конфиденциального информирования является одним из важных инструментов борьбы с коррупцией и мошенничеством. Комплаенс-службой разработана и утверждена Политика конфиденциального информирования, которая предусматривает внедрение эффективной системы конфиденциального информирования как механизма откровенного диалога, где поощряются честность и открытость, профессионализм и стремление защищать права и законные интересы компании. Политика, а также баннеры по функционированию «горячей линии» размещены на корпоративных веб-сайтах компании и ее дочерних организаций. Необходимо отметить, что с данной политикой ознакомлены все должностные лица и работники компании. В настоящее время дочерние организации компании также разрабатывают и утверждают аналогичные политики с учетом специфики их деятельности. Вместе с тем служба фиксирует все поступающие сообщения по «горячей линии», а также обеспечивает их рассмотрение и предоставление обратной связи заявителям. Отчет о работе «горячей линии» на ежемесячной основе предоставляется АО «Самрук-Қазына», а также на ежеквартальной основе совету директоров компании.

– С какими государственными органами ведется работа по противодействию коррупции в компании?

– В первую очередь мы взаимодействуем с Агентством по делам государственной службы и противодействию коррупции. Также служба проводит работу в области противодействия коррупции с департаментом государственных доходов по городу Нур-Султану, Министерством индустрии и инфраструктурного развития, Министерством национальной экономики, Генеральной прокуратурой и другими ведомствами. Данное сотрудничество основывается на принципе взаимности в целях информирования о случаях совершения нарушений, имеющих признаки коррупции, содействия при проведении расследований нарушений, имеющих признаки коррупции и другие. Необходимо отметить, что работники службы принимают активное участие в различного рода круглых столах и мероприятиях, связанных с вопросами по антикоррупционного законодательству. К примеру, мы недавно приняли участие в работе диалоговой площадки, организованной департаментом АДГСиПК по городу Нур-Султану с участием заместителя акима города, представителей Академии государственного управления при Президенте РК и проектного офиса Protecting Business and Investments. Были обсуждены вопросы превенции коррупции при взаимодействии бизнес-структур с государственными органами, правовой защиты предпринимателей и снижения административных барьеров.

– Благодарю вас за интересную беседу! 

Новости / Архив
22.11.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №99 от 22 ноября 2024 года
Регионы
21.11.2024
Директор специализированного мостового отряда Канат Карбозов стал обладателем «Самұрық-Қазына» акционерлік қоғамының құрметті қызметкері»
Регионы
21.11.2024
Экскурсию для подростков провели на железнодорожных предприятиях станции Илецк
Регионы
21.11.2024
Условный пожар потушили на станции Кушмурун
Новости
21.11.2024
Дноуглубительные работы досрочно завершили в порту Курык
Новости
21.11.2024
Новые инновационные технологии диагностики пути внедряют на железной дороге в Казахстане
Новости
21.11.2024
КТЖ расширит терминальную сеть в Европе
Грузовые перевозки
20.11.2024
Более 307 тыс. тонн зерна погрузили в ноябре в Акмолинском отделении ГП
Новости
20.11.2024
KAZAKH GRAIN & LOGISTIC FORUM 2024 пройдет в Астане
Новости
20.11.2024
Казахстан планирует развивать транспортно-транзитные коридоры в формате СНГ +
Регионы
20.11.2024
О мерах безопасности вблизи железной дороги продолжают напоминать учащимся школ и колледжей в Уральске
Интервью
20.11.2024
Об обеспечении безопасности на железной дороге рассказали ревизоры в ВКО
Новости
20.11.2024
Главы транспортных ведомств Казахстана и России обсудили сотрудничество в Москве
Новости
19.11.2024
Акмолинские железнодорожники стали победителями республиканского IT-семинара
Новости
19.11.2024
Интеллектуальную игру провели в Акмолинском отделении ГП
Новости
19.11.2024
Вопросы развития транспортно-логистической отрасли обсудили в правительстве Казахстана
Новости
19.11.2024
Развитие транспортно-логистического комплекса в современных экономических условиях обсудили на круглом столе ЕЭК и КСТП
Новости
19.11.2024
Создание торгово-распределительного центра обсудили Казахстан и Узбекистан в порту Актау
Спорт
19.11.2024
Железнодорожник стал чемпионом Казахстана по пауэрлифтингу
Инфраструктура / Цифра недели
19.11.2024
Около 570 км железной дороги капитально отремонтировано в Казахстане