Транзитный коридор, востребованный временем

Интервью
29.11.2016, 12:17
За 25 лет независимости Казахстана Уральское отделение грузовых перевозок закрепило за собой статус надежного транзитного коридора и обеспечило устойчивую транспортную интеграцию Казахстана  и России по двум Межгосударственным стыковым пунктам с Приволжской и Южно-Уральской железными дорогами ОАО «РЖД». Это потребовало серьезного развития внутренней инфраструктуры и трансформации подходов к организации работы. Усилия, приложенные в последнее десятилетие, по мнению директора Уральского отделения грузовых перевозок Дархана Куланбаева, позволили не только обеспечить безаварийный пропуск поездов, но и увеличить местную погрузку. – Дархан Уйкасович, в чем сегодня специфика работы Уральского отделения грузовых перевозок? – Уральское отделение грузовых перевозок обособлено с двух сторон Саратовской и Оренбургской областями Российской Федерации. Имеет внешние стыки с Южно-Уральской и Приволжской железными дорогами, а также  внутренний – с Актобинским отделением. В оперативном подчинении находится Илецкий железнодорожный участок, расположенный на территории Оренбургской области РФ, в границах которого работа ведется с соблюдением как казахстанского, так и российского законодательств. Задачи перед коллективом стоят конкретные – организация перевозочного процесса и выполнение количественных и качественных показателей при безусловном обеспечении безопасности движения поездов. В текущем году мы наблюдаем более чем двукратное увеличение количества проследовавших по нашему участку контейнерных поездов – 450 до 1005. Внедренная в целях оптимизации процесса перевозок модель «рейсового» движения грузовых поездов позволила в этом году добиться повышения участковой скорости. Это за счет использования в оперативных условиях рациональных схем пропуска поездопотоков. Что привело к снижению простоя вагонов на технических станциях за счет согласованного подвода поездов к узлам и к  повышению среднесуточного пробега локомотивов, а также экономии топливно-энергетических ресурсов. Для увеличения среднего веса были сформированы 1020 длинносоставных поездов, в составе которых в итоге дополнительно перевезено 12 540 вагонов и высвобождено в среднем 0,9 локомотива за сутки. Условная экономия превысила 233 миллиона тенге. Среднесуточная погрузка составляет более 6 тысяч тонн. – Какие достижения в развитии инфраструктуры достигнуты за годы Независимости? – С точки зрения обеспечения безопасности принципиально важным стало открытие новых постов электрической централизации. На станции Илецк замена поста ЭЦ была продиктована необходимостью усиления защиты оборудования от возгорания. На станции Ростошский меры были приняты в связи с увеличением грузовой работы: владелец нефтеразливного терминала ТОО «Жаик мунай» существенно увеличил погрузку на экспорт сырой нефти и газоконденсата (свыше 30 тысяч тонн в месяц) и параллельно ТОО «Белес-Агро», владеющее хлебоприемным пунктом, продолжило выгрузку зерна и отрубей. Вместе с этой работой на станции Ростошский проведена модернизация  устройства СЦБ на систему типа УЭЦ-М и удлинение приемо-отправочного пути до полезной длины в 70 условных вагонов. Штат сотрудников пополнился приемосдатчиками груза и багажа, а также товарными кассирами. В новом здании поста электрической централизации существенно улучшены условия труда дежурных по станции. Для обогрева больше нет необходимости топить печь, оборудовано газовое отопление, в помещениях есть место для работы персонала грузового хозяйства. Важным событием в жизни региона также стал запуск новой волоконно-оптической линии связи в рамках реализации Транспортной стратегии Республики Казахстан. Трансграничная линия связи протянулась через всю страну, включая Илецкий и Уральский участки, до станции Озинки Приволжской железной дороги и позволила железнодорожникам получать телекоммуникационные услуги высокого качества. На высокоскоростной цифровой формат постепенно переводятся системы оперативно-технологической связи, автоматизации, информатизации и управления безопасностью движения поездов. Для организации каналов связи и подключения к магистральной линии подразделений осуществляется ответвление волокон от магистрального кабеля, которые подключаются к специальным модулям на раздельных пунктах. К глобальной сети Интернет подключаются семьи железнодорожников на отдаленных раздельных пунктах, таких как Гугня, Родники и Алгабас. На станциях Семиглавый Мар, Шипово, Переметная, Ростошский, Жилаево, Пойма и Чингирлау железнодорожная связь со спутниковой переведена на волоконно-оптическую. По станции Уральск-2 помимо железнодорожников к глобальной сети Интернет подключены абоненты из числа местных жителей. В перспективе подключение ожидает и станцию Амангельды. В целях безаварийной работы станции Семиглавый Мар и Казахстан оснащены анеморумбометрами, а Уральск, Жилаево и Казахстан  – многофункциональными цифровыми регистраторами переговоров. Цифровая оперативно-технологическая связь КС-2000 МС по станции Уральск модернизирована с оборудованием в распорядительной станции компьютеризированных рабочих мест. Для обеспечения безопасности движения поездов железнодорожные переезды на перегоне Уральск – Жилаево переведены в разряд охраняемых. Мостовая оповестительная сигнализация внедрена на мостах в границах перегонов Пойма – Жилаево и Чингирлау – Уютный. В 2013 году в Уральский регион впервые прибыли тепловозы отечественного производства серии ТЭ33А «Эволюшн». Локомотивные бригады успешно прошли обкатку. В данный момент локомотивы используются для движения пассажирских поездов. Начиная с 2012 года, на десяти станциях приборы обнаружения аварийно-нагретых букс типа «ДИСК-Б» и «ПОНАБ» заменены на системы автоматического контроля технического состояния подвижного состава КТСМ-0,2. Новое оборудование меньше подвержено влиянию внешней среды, что исключает ложные срабатывания на нагрев шкивов привода подвагонных генераторов пассажирских вагонов. Установка КТСМ позволила исключить остановки поездов, в составе которых следуют вагоны постройки КНР и восполнить потери участковой скорости. КТСМ установлена на станциях Шипово, Переметная, Жайык, Алгабас, Казахстан, Амангельды, Чингирлау и других. Для  защиты мостов совместно с КТСМ установлены 14 комплектов устройств контроля схода подвижного состава. – Имеются ли успехи во внедрении автоматизированных систем? – Мы добились хороших результатов во внедрении автоматизированных систем  и сегодня, помимо прочих, используем программу «Система ведения и анализа графика исполненного движения ГИД Урал». Восемь грузовых станций успешно подключены к программе «Автоматизированное рабочее место агента по грузовой и коммерческой работе» и корпоративной сети АО «НК «ҚТЖ». Станция Уральск работает с автоматизированной системой управления грузовой станцией АСУ ГС. Что касается Илецкого железнодорожного участка, на станции Илецк-1 внедрены автоматизированные системы управления грузовой станцией, станцией передачи вагонов, автоматизированные рабочие места оператора пункта коммерческого осмотра поездов и вагонов, а также агента по грузовой и коммерческой работе. На станции Акбулак автоматизированы рабочие места агента по грузовой работе и оператора пункта коммерческого осмотра. В Уральской дистанции пути внедрена Программа расшифровки ленты  для дефектоскопистов. В целях усовершенствования процесса обучения работников технические кабинеты оснащены современными средствами обучения: автоматизированной программой «Безопасность техпроцессов выполнения работ составителями при маневрах», а также  мультимедийными  программами по оказанию первой неотложной помощи пострадавшим при несчастных случаях. Один из важных критериев оценки работы железнодорожного транспорта сервис   был улучшен в последние годы? – Уровень сервиса улучшен, как в отношении пассажиров, так и грузоотправителей. По программе Казакстан темiр жолы «100 вокзалов» на восьми раздельных пунктах Уральского отделения грузовых перевозок построены производственные помещения с пунктами обслуживания пассажиров. На станции Семиглавый Мар открыт самый крупный из них, поскольку станция замыкает Уральский участок на подходе к России и используется для пограничного досмотра и длительной стоянки пассажирских поездов. Новый вокзал оборудован внутренним и внешним освещением, элетроотоплением, парадным и служебным входами. Внутри вокзала имеется зал ожидания, билетная касса, служебные помещения. Вместе с вокзалом на станции капитально отремонтирован перрон. Учитывая объемы пассажиропотока, залы ожидания новых вокзалов на станциях Пойма и Амангельды рассчитаны на 50 мест, на станциях Жайык, Алгабас, Деркул и Ростошский – на 10. В нескольких зданиях с пунктами обслуживания пассажиров разместились работники стальной магистрали: начальники станций, товарные кассиры, станционные дежурные, электромеханики СЦБ. До этого момента наши работники и пассажиры были вынуждены находиться в постройках позапрошлого века. Технология продажи электронного проездного билета внедрена на вокзале станции Уральск в два этапа, установлены специальные терминалы. Услугой покупки электронного билета через Интернет уже воспользовались тысячи западноказахстанцев. На всех грузовых станциях в данный момент прием заявок от  грузоотправителей формы ГУ-12 производится в электронном формате посредством использования АСУ ДКР. Это позволило повысить конкурентоспособность структуры железнодорожного транспорта на рынке транспортных услуг и облегчило процедуру отправки/получения грузов для клиентов. Три года назад в Уральске был запущен поезд № 58/57 сообщением Уральск – Астана – Уральск, заменивший четыре прицепных вагона. Время в пути составляет около 40 часов. В основной состав поезда вошли пять купейных, четыре плацкартных, один СВ-вагон, вагон-ресторан и багажный вагон. Проблема дефицита билетов в столичном направлении для западноказахстанских жителей была решена. Теперь мы ожидаем запуск скоростного пассажирского поезда «Тұлпар-Тальго» сообщением до Астаны и Алматы, что сделает путешествие уральских пассажиров более комфортным и быстрым. Время в пути сократится в среднем на 15 часов до Астаны и 25 часов до Алматы. Национальная компания «Казакстан темiр жолы» всегда была социально-ориентированным предприятием, поэтому многие вопросы за годы независимости были решены с большой пользой для населения. В частности, только в Уральском отделении грузовых перевозок в рамках реализации отраслевой программы «Мөлдір бұлақ», нацеленной на улучшение сопутствующей инфраструктуры, доступ к чистой воде получили тысячи жителей поселков, расположенных вдоль стальной магистрали. На 11 раздельных пунктах Уральского отделения грузовых перевозок были отремонтированы 50 объектов водоснабжения. Изношенность водной инфраструктуры снизилась с 80% до 26%. Несколько семей на отдаленных разъездах получили прямой доступ к централизованному водоснабжению, о котором в сельской местности, понятное дело, и мечтать не могли.

Юлия НИКИТИНА, Уральск

Новости
26.04.2024
Для столичных студентов организовали экскурсии на объекты КТЖ
Грузовые перевозки
26.04.2024
Казахстан, Россия и Китай создают новый транспортный хаб
Регионы
26.04.2024
Железнодорожники провели профилактические беседы со старшеклассниками в ЗКО
Новости
26.04.2024
Разъяснительную беседу с женами машинистов провели в Кокшетау
Новости
26.04.2024
КТЖ готовится отметить Всемирный день охраны труда
Регионы
26.04.2024
Выход скота на железнодорожные пути стал причиной 20 экстренных торможений в Павлодарской области
Регионы
26.04.2024
Весенний комиссионный осмотр стартовал в ВКО
Новости / Архив
26.04.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №36 от 26 апреля 2024 года
Новости
25.04.2024
Казахстан готов принять участие в строительстве трансафганских железных дорог
КТЖ в лицах
25.04.2024
Начальник лаборатории на станции Достык поделился секретом успеха
В мире
25.04.2024
Поезд с вагоном-спа запустили в России
Регионы
25.04.2024
Машинист-инструктор Алматинского локомотивного депо рассказал, как выучил казахский язык
Регионы
25.04.2024
Ряд мероприятий ко Дню охраны труда провели в ТОО «ВЖДО» в Костанайской области
Новости
25.04.2024
Локомотивосборочные заводы поставят более 140 электровозов и тепловозов в 2024 году
Новости
25.04.2024
Локомотивы КТЖ готовят к летним перевозкам
Регионы
25.04.2024
Материальную помощь направили локомотивщики из Кокшетау в Атбасар
Регионы
24.04.2024
Работу по повышению безопасности движения поездов ведут в Алматинской области
Регионы
24.04.2024
Коллективный договор обсудили в Балхашском вагонном депо
Пассажирские перевозки
24.04.2024
КТЖ рекомендует пассажирам планировать свои поездки заранее
Новости
24.04.2024
Вопросы цифровизации железнодорожной отрасли обсудили в Минтрансе