С акцентом на оптимизацию маршрутов
Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»
Казахстан приступил к реализации следующей пятилетки государственной программы инфраструктурного развития «Нұрлы жол».
По итогам прошлой пятилетки в сфере железнодорожной инфраструктуры на сегодняшний день практически завершено формирование оптимальной железнодорожной сети с акцентом на оптимизацию маршрутов внутриреспубликанских перевозок путем создания прямых сообщений между регионами, а также на повышение привлекательности казахстанских маршрутов для транзитных грузоотправителей.
Развитие и внедрение новых технологий организации контейнерных перевозок по основным международным коридорам позволило ҚТЖ довести среднюю скорость движения контейнерных поездов до 1108 километров в сутки.
Вместе с тем, растущие потребности в перевозке грузов и ожидания грузоотправителей диктуют необходимость в дальнейшем повышении скорости обработки и доставки грузов в транзитном направлении до 1150 километров в сутки, что предусмотрено в рамках второй программы «Нұрлы жол».
Кроме того, по госпрограмме до 2025 года планируется снизить износ магистральной железнодорожной сети до 49% и локомотивов до 58%.
– Всем известно о нехватке пассажирских вагонов, поэтому планируется их закупка в количестве 600 единиц. В текущем году будут приобретены 50 вагонов, – отметил министр индустрии и инфраструктурного развития РК Бейбут Атамкулов.
В целом госпрограмма показала свой мультипликативный эффект – приобретенные 1489 фитинговых платформ направлены на транзитные перевозки и позволили увеличить объем контейнерных перевозок на 23% (с 537 тысяч ДФЭ в 2018 году до 664 тысяч в нынешнем) и доходов от транзитных перевозок на 20%. 310 полувагонов позволили обеспечить перевозку более 2 миллионов тонн угля в период отопительного сезона. Порядка 580 полувагонов курсируют во внутриреспубликанском сообщении.
В рамках бюджетной ставки вознаграждения в прошлом году просубсидирована 2441 единица вагонов (62 пассажирских и 2379 грузовых). По программе бюджетного лизинга в минувшем году приобретено 77 пассажирских вагонов, которые позволили обновить поезда сообщением Алматы – Мангистау на 100%, а также частично составы сообщением Нур-Султан – Сарыагаш, Нур-Султан – Атырау и Алматы – Атырау.
С прошлого года активно ведется разработка концепции проекта Закона РК «О железнодорожном транспорте», которая направлена на реформирование железнодорожной отрасли с учетом ориентации перевозок на конкурентный рынок и определения роли, прав и обязанностей каждого участника перевозочного процесса. Продолжается работа по внесению изменений в стандарты обслуживания пассажиров в поездах и вокзалах.
Таким образом, госпрограмма «Нұрлы жол», которая за пять лет реализации наглядно продемонстрировала свою успешность и важность для экономики, сегодня нашла продолжение на 2020-2025 годы.