Профсоюз предлагает вернуть понятие «горячая сетка» для железнодорожников
Собственный корреспондент по ВКО, г. Усть-Каменогорск
Важные вопросы предстоящего референдума в Казахстане, актуальные проблемы работников железнодорожной отрасли обсудили на встрече представители предприятий Защитинского узла, члены профсоюза ОО «Казпрофтранс», руководство и специалисты территориального объединения профсоюзов (ТОП) «Профсоюзный центр ВКО», передает Rail-news.kz.
Заместитель председателя ТОП Кайрат Куандыков рассказал, что 2022 год обозначен Годом социального партнерства и в начале июля с железнодорожниками планируют провести республиканскую встречу в рамках акции «Как живешь, первичка?». При этом предполагается, что в онлайн-режиме на ней будут присутствовать представители руководства Федерации профсоюзов, депутаты Мажилиса Парламента. Но уже сейчас профсоюзу есть что обсудить с железнодорожниками. Одна из важных тем – предстоящий референдум, который станет важнейшим шагом в истории страны, ведущим к демократизации, от суперпрезидентской к парламентской республике.
Специалист по правовым вопросам и медиации ТОП Батырбек Нурпеисов подробно рассказал о предстоящих поправках в Конституцию РК, изменениях в бюджетной, политической сферах, которые вынесут на референдум, и призвал каждого принять в нем участие, проголосовать «за» или «против».
Представитель Центрального совета ОО «Казпрофтранс» Айгуль Жайлаубаева рассказала о работе профсоюзных организаций железной дороги в текущем году.
– Все мероприятия в АО «НК «ҚТЖ» и ее дочерних организациях проводятся с участием профсоюза. Об этом свидетельствует наш Коллективный договор, который мы заключили с работодателем. Профсоюз от лица работников также участвует в этих переговорах, – отметила она. – С 2020 года у нас действует Коллективный договор, и социальный пакет на железной дороге по сравнению с некоторыми другими предприятиями является довольно весомым, – отметила она.
В Защитинском регионе работают шесть первичных профсоюзных организаций общей численностью более двух тысяч человек. В прошлом году профсоюз принял активное участие в работе по повышению зарплаты работников. С начала этого года произошло очередное увеличение оплаты труда. На данный момент в АО «НК «ҚТЖ» продолжают рассматривать вопросы о дальнейшем повышении уровня зарплаты.
Айгуль Жайлаубаева напомнила также о происходящей с 2016 года в АО «НК «ҚТЖ» трансформации бизнеса, в связи с чем в компании приняли правила о раннем выходе на пенсию.
– Под эти правила попадают работники, которым остается не более пяти лет до пенсионного возраста, – объяснила она. – В первую очередь рассматривают тех работников, должности которых попадают под оптимизацию. Все, у кого была возможность раннего выхода на пенсию, ею воспользовались.
В начале этого года Центральный совет ОО «Казпрофтранс», первичные профсоюзные организации железнодорожной отрасли Защитинского региона вышли с предложением в Правительство РК об уменьшении пенсионного возраста и возвращении для всего Казахстана такого понятия, как «горячая сетка» – «Список №1». Дело в том, что в советское время на железной дороге по «горячей сетке» работали, например, машинисты тепловозов, составители поездов, монтеры пути, словом, все те, у кого вредные, тяжелые и опасные условия труда.
– Мы просим снизить пенсионный возраст для женщин до 58 лет, а мужчинам – до 60 лет хотя бы для профессий, которые относятся к этой «горячей сетке» – «Список №1», – сообщила Айгуль Жайлаубаева.
Сложным вопросом для работников предприятий железной дороги в Восточном Казахстане остаются ежемесячные экологическое выплаты и предоставление дополнительных дней к трудовому отпуску, что предусмотрено Законом РК «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне». Помимо этого, в 2020 году было заключено областное трехстороннее соглашение Восточно-Казахстанской области, которое также предусматривает эти социальные льготы для всех работников. Его подписали профсоюз, Ассоциация работодателей, акимат ВКО. Согласно Трудовому кодексу, такие соглашения обязательны для исполнения.
Также Кайрат Куандыков и Батырбек Нурпеисов разъяснили нормы законодательства относительно аспектов выполнения коллективных договоров, соблюдения прав работников, ответили на вопросы, интересовавшие железнодорожников.