Найм на работу: взгляд казахстанских экспертов со стороны

Новости
17.08.2023, 21:58
Александр Жабчук
Асель Шайхынова

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

Стратегическая сессия «Меры по искоренению коррупционных рисков при найме на работу» состоялась в АО «НК «ҚТЖ» с участием председателя правления компании Нурланом Сауранбаевым. 

Участниками мероприятия стали приглашенные эксперты в области рекрутинга и руководители департаментов национальной компании. Модератором выступила директор департамента управления человеческими ресурсами АО «НК «ҚТЖ» Сауле Истлеева.

Модератор отметила, что основная цель – силами команды и внешних консультантов-экспертов разработать стратегическое решение для крупнейшей Национальной компании Центральной Азии по исключению коррупционных рисков при поиске и подборе персонала. 

Среди приглашенных экспертов:

  • директор ЧУ «SamrukBusinessAcademy» Шолпан Джумагазиева;
  • генеральный директор рекрутинговой компании ТОО «Зерилов и Партнеры» Рустам Зерилов;
  • директор департамента обучения и развития корпорации «Казахмыс» Людмила Василега;
  • руководитель офиса по городе Астане компания ANCORДияра Омарова.

Так, во время стратегической сессии АО «НК «ҚТЖ», посвященной обмену опытом в вопросах по искоренению коррупционных рисков при приеме на работу, озвучено, что ҚТЖ обеспечивает экономическую взаимосвязь с 17 областями Республики Казахстан и тремя городами республиканского значения и через 16 стыковых пунктов – с пятью соседними странами: Китаем, Россией, Узбекистаном, Кыргызстаном и Туркменистаном. Группа компаний ҚТЖ является крупнейшим собственником локомотивов, грузовых и пассажирских вагонов в стране.

– Учитывая масштабы и специфическую деятельность ҚТЖ, в компании трудятся более 110 тысяч человек, в том числе узкие специалисты массовых профессий: монтер пути, машинист локомотива, помощник машиниста, осмотрщик-ремонтник вагонов, проводник пассажирского вагона. Это профильные «фронтовые» специальности, которые влияют как на бизнес-результаты компании, так и на безопасность движения поездов, – рассказала Сауле Истлеева.

Несмотря на проводимые меры в рамках минимизации коррупционных рисков, случаются факты получения руководителями линейных подразделений денежного вознаграждения за трудоустройство и за переобучение, переводы с должности помощника машиниста на машиниста, что в свою очередь напрямую влияет на производственную безопасность.

В этой связи с этим в компании решили посмотреть на текущую модель приема на работу сторонним взглядом и пригласили экспертов в области поиска и подбора для выработки подходов по искоренению коррупционных рисков, декомпозиции действующей системы поиска и подбора персонала в ҚТЖ и повышения ответственности работников региональных и линейных подразделений, чтобы каждый работник понимал и знал, какое влияние он имеет на репутацию компании.

Программа стратегической сессии включила в себя обсуждение текущей ситуации, постановку вопросов и групповое обсуждение. 

– Это непростой вопрос. Ведь в структуру ҚТЖ входят порядка 20 филиалов и дочерних организаций, территориально расположенных во всех регионах РК, а также на территории РФ. Производственный персонал – 103,5 тысячи человек (94%), административно-управленческий персонал – 6,5 тысячи человек (6%). В среднем в год объем закрываемых вакансий с учетом текучести (7,66%) составляет более восьми тысяч вакансий, – отметила Сауле Истлеева.

Также озвучено, что в компании процесс поиска и подбора (рекрутинга) с апреля 2019 года был централизован в корпоративном центре ҚТЖ. Публикация всех вакансий на сайтах: rabota.nur.kz, qsamruk.kz, по корпоративной почте и другим каналам связи, анализ резюме кандидатов на соответствие квалификационным требованиям, оценка кандидатов, проверка кандидатов на предмет совершения коррупционных преступлений проводились рекрутерами корпоративного центра. Собеседование конкурсной комиссии с кандидатами проводилось на местах. Тогда при централизованном найме средний срок закрытия вакансий составлял 30 рабочих дней. 

В 2022 году была внедрена корпоративная ИТ-система рекрутинга job.railways.kz. В целях оперативного укомплектования штата производственного персонала (категория «рабочие» и «служащие») рекрутинг стал частично децентрализованным  – поиск и подбор осуществляется на местах. В общем, объем вакансий производственного персонала составляет 70% от всех вакансий. А средний срок закрытия вакансий по производственному персоналу – 19 рабочих дней. При этом ежегодно принимаются более 800 помощников машинистов и переводятся более 70 машинистов локомотивного хозяйства.   

Учитывая столь масштабные проводимые работы по найму персонала, были всесторонне обсуждены вопросы по принятию «нестандартных» мер по искоренению коррупции при найме персонала в текущей модели рекрутинга. Также экспертами рассмотрена разработка новой модели управления процессом поиска и подбора (системы, процессы, ресурсы, дорожная карта проекта). Помимо этого, участники предложили меры по повышению бренда работодателя на линейном уровне в процессах отбора (коммуникационную стратегию).

Новости
03.07.2024
Си Цзиньпин: «Поставлена новая цель – удвоить товарооборот в кратчайшие сроки»
В мире
03.07.2024
Китайский мост-тоннель установил 10 мировых рекордов
Новости
03.07.2024
Касым-Жомарт Токаев и Си Цзиньпин подписали ряд документов
Новости
03.07.2024
Главы Казахстана и Китая приняли участие в церемонии отправки железнодорожных контейнеров по ТМТМ
Регионы
03.07.2024
Поезд «Саламатты Қазақстан» прибыл в Западно-Казахстанскую область
Новости
03.07.2024
Токаев о Китае: «У нас есть все возможности для того, чтобы увеличить взаимный товарооборот»
Новости
03.07.2024
Итоги акции «Марафон зеленых дел» подвели в КТЖ
Новости
03.07.2024
Роль ШОС, сотрудничество Китая и Казахстана, «Один пояс, один путь»: посол КНР в РК дал большое интервью
Грузовые перевозки
03.07.2024
Посол КНР: Объем торговли между Казахстаном и Китаем достиг 17,6 млрд долларов
Грузовые перевозки
03.07.2024
За полгода перевозки в направлении КНР увеличились на 12,5%
Новости
02.07.2024
Более 40 документов подписали в рамках Казахстанско-Китайского делового совета
Инфраструктура
02.07.2024
Грузовые вагоны произвели в Атырау
Новости
02.07.2024
Успехи инициативы «Один пояс, один путь» отметил председатель правления «Самрук-Қазына» на Казахстанско-Китайском Деловом Совете
Грузовые перевозки
02.07.2024
Около пяти тысяч грузовых поездов прошло через Казахстан в Китай - посол КНР
Новости
02.07.2024
Марат Карабаев встретился с министром транспорта КНР в Астане
Грузовые перевозки
02.07.2024
Объем грузоперевозок по железной дороге между Казахстаном и Китаем продолжает показывать рост
Новости
02.07.2024
Первые маневровые локомотивы в рамках соглашения КТЖ и CRRC досрочно поступили на станцию Алтынколь
Грузовые перевозки
02.07.2024
Автоматизированное ведение графика исполненного движения поездов стало доступно на нескольких участках в Казахстане
Регионы
02.07.2024
Профилактические работы ведут в Алматинской дистанции электроснабжения
Грузовые перевозки
02.07.2024
Телемеханическую систему контроля бодрствования машиниста внедрили в КТЖ