Найм на работу: взгляд казахстанских экспертов со стороны

Новости
17.08.2023, 21:58
Александр Жабчук
Асель Шайхынова

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

Стратегическая сессия «Меры по искоренению коррупционных рисков при найме на работу» состоялась в АО «НК «ҚТЖ» с участием председателя правления компании Нурланом Сауранбаевым. 

Участниками мероприятия стали приглашенные эксперты в области рекрутинга и руководители департаментов национальной компании. Модератором выступила директор департамента управления человеческими ресурсами АО «НК «ҚТЖ» Сауле Истлеева.

Модератор отметила, что основная цель – силами команды и внешних консультантов-экспертов разработать стратегическое решение для крупнейшей Национальной компании Центральной Азии по исключению коррупционных рисков при поиске и подборе персонала. 

Среди приглашенных экспертов:

  • директор ЧУ «SamrukBusinessAcademy» Шолпан Джумагазиева;
  • генеральный директор рекрутинговой компании ТОО «Зерилов и Партнеры» Рустам Зерилов;
  • директор департамента обучения и развития корпорации «Казахмыс» Людмила Василега;
  • руководитель офиса по городе Астане компания ANCORДияра Омарова.

Так, во время стратегической сессии АО «НК «ҚТЖ», посвященной обмену опытом в вопросах по искоренению коррупционных рисков при приеме на работу, озвучено, что ҚТЖ обеспечивает экономическую взаимосвязь с 17 областями Республики Казахстан и тремя городами республиканского значения и через 16 стыковых пунктов – с пятью соседними странами: Китаем, Россией, Узбекистаном, Кыргызстаном и Туркменистаном. Группа компаний ҚТЖ является крупнейшим собственником локомотивов, грузовых и пассажирских вагонов в стране.

– Учитывая масштабы и специфическую деятельность ҚТЖ, в компании трудятся более 110 тысяч человек, в том числе узкие специалисты массовых профессий: монтер пути, машинист локомотива, помощник машиниста, осмотрщик-ремонтник вагонов, проводник пассажирского вагона. Это профильные «фронтовые» специальности, которые влияют как на бизнес-результаты компании, так и на безопасность движения поездов, – рассказала Сауле Истлеева.

Несмотря на проводимые меры в рамках минимизации коррупционных рисков, случаются факты получения руководителями линейных подразделений денежного вознаграждения за трудоустройство и за переобучение, переводы с должности помощника машиниста на машиниста, что в свою очередь напрямую влияет на производственную безопасность.

В этой связи с этим в компании решили посмотреть на текущую модель приема на работу сторонним взглядом и пригласили экспертов в области поиска и подбора для выработки подходов по искоренению коррупционных рисков, декомпозиции действующей системы поиска и подбора персонала в ҚТЖ и повышения ответственности работников региональных и линейных подразделений, чтобы каждый работник понимал и знал, какое влияние он имеет на репутацию компании.

Программа стратегической сессии включила в себя обсуждение текущей ситуации, постановку вопросов и групповое обсуждение. 

– Это непростой вопрос. Ведь в структуру ҚТЖ входят порядка 20 филиалов и дочерних организаций, территориально расположенных во всех регионах РК, а также на территории РФ. Производственный персонал – 103,5 тысячи человек (94%), административно-управленческий персонал – 6,5 тысячи человек (6%). В среднем в год объем закрываемых вакансий с учетом текучести (7,66%) составляет более восьми тысяч вакансий, – отметила Сауле Истлеева.

Также озвучено, что в компании процесс поиска и подбора (рекрутинга) с апреля 2019 года был централизован в корпоративном центре ҚТЖ. Публикация всех вакансий на сайтах: rabota.nur.kz, qsamruk.kz, по корпоративной почте и другим каналам связи, анализ резюме кандидатов на соответствие квалификационным требованиям, оценка кандидатов, проверка кандидатов на предмет совершения коррупционных преступлений проводились рекрутерами корпоративного центра. Собеседование конкурсной комиссии с кандидатами проводилось на местах. Тогда при централизованном найме средний срок закрытия вакансий составлял 30 рабочих дней. 

В 2022 году была внедрена корпоративная ИТ-система рекрутинга job.railways.kz. В целях оперативного укомплектования штата производственного персонала (категория «рабочие» и «служащие») рекрутинг стал частично децентрализованным  – поиск и подбор осуществляется на местах. В общем, объем вакансий производственного персонала составляет 70% от всех вакансий. А средний срок закрытия вакансий по производственному персоналу – 19 рабочих дней. При этом ежегодно принимаются более 800 помощников машинистов и переводятся более 70 машинистов локомотивного хозяйства.   

Учитывая столь масштабные проводимые работы по найму персонала, были всесторонне обсуждены вопросы по принятию «нестандартных» мер по искоренению коррупции при найме персонала в текущей модели рекрутинга. Также экспертами рассмотрена разработка новой модели управления процессом поиска и подбора (системы, процессы, ресурсы, дорожная карта проекта). Помимо этого, участники предложили меры по повышению бренда работодателя на линейном уровне в процессах отбора (коммуникационную стратегию).

Новости
16.05.2025
Эксперты обсудили вопросы обновления Договора о Едином транзитном тарифе
Новости
16.05.2025
Министры транспорта Китая и стран ЦА обсудили цифровизацию перевозок и ИБР в Астане
Новости
16.05.2025
KTZ Express и порт Ляньюньган обсудили строительство контейнерного хаба в порту Актау
Регионы
16.05.2025
Отчетно-выборная конференция профсоюзной организации прошла на станции Оскемен-1
Регионы
16.05.2025
Конкурс «Лучший по профессии» прошел в Илецком отделении ГП
Новости / Архив
16.05.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №37 от 16 мая 2025 года
Новости
15.05.2025
Порт Курык и SPG Циндао подписали меморандум на транспортном форуме Казахстан — Китай
Новости
15.05.2025
Казахстан и КНР: мосты, реки, хабы — на повестке транспортного форума в Астане
Новости
15.05.2025
KTZ Express ведёт переговоры по сотрудничеству с портом Чабахар
Регионы
15.05.2025
Весенний осмотр завершился в Оскеменском регионе
Регионы
15.05.2025
Более 2 млн тонн грузов отправлено в апреле со станций Костанайского региона
Пассажирские перевозки
15.05.2025
Более 9,5 тысячи пассажиров воспользовались услугами «Поезд+поезд» и «Вагон+вагон»
Новости
15.05.2025
Железнодорожники совершенствуют действия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Новости
14.05.2025
Неделя на финансирование: правительство ускоряет торгово-транзитные проекты
Регионы
14.05.2025
Уральские железнодорожники провели конкурс по технике безопасности
Новости
14.05.2025
Более 20 км железнодорожного полотна отремонтировало Теміржол жөндеу
Безопасность
14.05.2025
Железнодорожники напомнили правила безопасного поведения на путях 21 тысячи граждан
Новости
14.05.2025
Казахстан и Шэньси обсудили развитие маршрута Китай – Европа
Регионы
13.05.2025
Цветы, знаки, воспоминания: уральские железнодорожники провели памятные акции ко Дню Победы
Новости
13.05.2025
Имена фронтовиков — на бумажных крыльях: акцию памяти провели в Кокшетау