Беседа поколений

Новости
15.07.2016, 17:05

ZHA_4758

В филиале АО «Локомотив»–«Астанинское эксплуатационное локомотивное депо» в  рамках объявленного в АО «Локомотив» Года машиниста состоялась профориентационная акция для студентов технического  колледжа по теме «Моя профессия – мое будущее».

В новеньком техническом классе собрались ветераны, отдавшие всю свою сознательную жизнь профессии машиниста, а также работающие машинисты и студенты третьего курса технического колледжа Астаны, обучающиеся по специальности «Машинист». Представители старшего поколения машинистов рассказали о том, как они попали в эту профессию – кто-то случайно, кто-то с целью продолжить семейную династию, и как полюбили ее всей душой. Вспомнили, каким было депо в их время. Дали свои бесценные советы из серии «Как стать профессионалом». Среднее поколение, которое по сей день трудится в локомотивном эксплуатационном депо города Астаны, поведало о сегодняшних буднях машинистов. Молодому поколению оставалось впитывать поток эксклюзивной информации. Ведь такого в книжках точно не прочитаешь. Среди обладателей, казалось бы, сугубо мужской профессии, оказалась и одна женщина. Людмила Красноштанова всю жизнь проработала на железной дороге. Сейчас на заслуженном отдыхе. Возглавляет Совет ветеранов локомотивного эксплуатационного депо. – Я та самая единственная женщина, которая работала помощником машиниста, – начала свой рассказ Людмила Павловна. – Окончила Пензинский техникум железнодорожного транспорта. Вообще-то выбирала специальность «Водоснабжение». Но для поступления не хватило нескольких баллов. Тогда директор техникума предложил специальность «Электровозное хозяйство», так как туда был недобор. Со мной на эту специальность поступили еще девять девочек. Удивительно, что все девочки выучились, а вот многие мальчишки отсеялись. Потом по распределению я с подружкой приехала в Казахстан. Начали работать помощниками машиниста на грузовых электровозах. Наравне с мальчишками выезжали в дублерские поездки, сдавали экзамены по тормозам, на знание схем, поднятие пантографа. Сначала мы не сдали экзамен. К нам относились со всей строгостью. Никаких поблажек как девочкам не было. Подготовившись, со второго раза все-таки сдали. Теперь нужно было к машинисту подкрепиться. Но не каждый хотел брать девчонку в помощники. «А вдруг что-то случится в дороге? Что я буду с девчонкой делать?», говорили они. Молодые соглашались. Работу я выполняла такую же, как и ребята-машинисты. И «юбку» вытирала, и по рельсам бегала. Людмила Павловна вспомнила один интересный случай из своей практики. Ехали в сторону Атбасара, в вагонахвезли живность. Дежурный по станции что-то прокричал по рации. Людмила Красноштанова уговорила машиниста остановиться и осмотреть поезд. Внимательно оглядев каждый вагон, она обнаружила свинью на автосцепке. Напуганное животное вот-вот могло попасть под поезд. Поднять самостоятельно хрюшку хрупкая девушка не смогла. Позвала машиниста. Вместе они затащили животное обратно в загон. Помощницей машиниста Красноштанова проработала год. Потом была расшифровщицей скоростемерных лент. В общем, она отработала в родном депо 42 года. –Ваша профессия – ваше будущее, – резюмировала свое выступление Людмила Павловна. – Депо для меня стало родным домом. Здесь я выросла, получила квартиру, встретила мужа. Я на пенсии уже восемь лет. Но без депо жить не могу. Ветеран-железнодорожник Григорий Середенко признался, что всегда волнуется перед встречей с молодым поколением. –Мы сами, когда пришли на железную дорогу, были такого же возраста, –вспоминает Григорий Николаевич. – Я в 16 лет пришел на железную дорогу. Мое детство прошло на станции. Когда я впервые увидел тепловозы, влюбился в них. Дал себе слово, что стану машинистом. Свое слово Середенко сдержал. Окончил железнодорожное училище, затем техникум. Работал машинистом-инструктором, машинистом тепловоза, заведующим локомотивными бригадами, заместителем начальника депо по эксплуатации. –Машинист – настоящая мужская профессия, – сказал Григорий Середенко. – У нас инструкции очень строгие. Работа очень серьезная. Она не терпит ни разгильдяйства, ни лени. Мы выходим на работу в любую погоду: и в мороз, и в метель, и в стужу.В выходные и праздники. Поэтому, ребята, хорошенько подумайте, прежде чем идти в машинисты. Следующим выступил Почетный железнодорожник Казахстана Рашид Мукатов. Он поведал ребятам, что пришел в локомотивное депо сразу после окончания железнодорожного техникума и работал здесь до самой пенсии. Рашид Мухаммедьянович– один из первых машинистов в СНГ, которыевышли на пенсию в 63 года. Он водил паровозы,тепловозы, электровозы, пассажирские поезда, электропоезда. Хотя сам он признается, что в молодости и не мечтал стоять у «штурвала» железной махины. Его больше привлекали настоящий штурвал корабля и бескрайнее море. –С другом Сашей Селезневым мы упорноготовились поступать в морское училище, – рассказывает ветеран труда. –Пришло время сдавать документы. Саша сдал и поступил. А я не могу найти документы. Оказывается, отец спрятал. Он не хотел, чтобы я мотался по всему свету. Когда вернул документы, было уже поздно. Успел сдать только в железнодорожный техникум. Но профессию свою Рашид Мукатов полюбил. Видимо, гены дали о себе знать. Ведь дед, отец и старший брат были железнодорожниками. Железнодорожник  рассказал молодежи о том, как важно соблюдать на железной дороге все правила и инструкции, которые в большинстве своем буквально «написаны кровью». – Работа машиниста очень сложная, требует бдительности, профессионализма и, в первую очередь, знания «трех богатырей»: правил технической эксплуатации, инструкции по сигнализации и связи и эксплуатации тормозов подвижного состава, – сказал он.  Машинист-инструктор по обучению Астанинского депо Петр Кириленко рассказал студентам о сегодняшней жизни эксплуатационного локомотивного депо. – Мы постоянно совершенствуемся, обучаемся. В нашем депо ежедневно ведутся технические занятия. Чтобы здесь работать  нужно быть дисциплинированным, культурным, грамотным,а самое главное – с крепким здоровьем. Машинист может предотвратить ошибку диспетчера, дежурного по станции, энергетика, связиста, любого другого специалиста. А вот ошибку машиниста никто не может исправить. Никогда не нужно бояться сказать: я не знаю. Потому что очень большая ответственность лежит на наших плечах. Машинист везет сотни пассажиров и тысячи тонн груза. Когда я сам приступил к пассажирской перевозке, директор депо сказал: «Представь себе, что ты везешь маму. И у тебя задача – не просто маму довезти. А довезти так, чтобы ей не стыдно было сказать: «Это мой сын нас привез!». Петр Кириленко рассказал ребятам, что он сам многому научился у своих старших товарищей. И до сих пор, обратившись к ним в любое время, всегда получает поддержку. – Мы, в свою очередь, всегда рады помочь вам. Наши двери открыты для вас. Обращайтесь по любым вопросам. В добрый путь! Машинист электровоза РинатМузиповповедал ребятам о том, как одним из первых в Казахстане обкатывал новые локомотивы серии KZ. Его поезд впервые следовал со скоростью 200 километров в час. Затем заметил, что сейчас почти все оборудование обновлено, везде стоит новая техника. Ринат Музипов даже пошутил: –Если раньше мы ездили на локомотивах, то сейчас ездим на двух компьютерах на колесах. Машинист тепловоза Жанабай Базарбаев,продолжив слова своего коллеги о том, что сейчас век новых технологий и компьютеров, посоветовал студентам постоянно заниматься самосовершенствованием. Ребята с интересом слушали старших товарищей. И если в официальной обстановке в кабинете не решались задать интересующие вопросы, то после общего фото на фоне учебного здания депо окружили ветеранов и работающих машинистов и засыпали их вопросами. Один из студентов, Дима Ковальчук, проявивший особенный интерес к технической части профессии, рассказал, что его бабушка и дедушка были железнодорожниками. А теперь он мечтает связать с ней всю свою жизнь. – Мне понравилось, с какой любовью ветераны рассказывали о профессии машиниста. Прошли года, а тот запал в них до сих пор остался. Значит, не зря я выбрал эту профессию, –уверен студент, а возможно, будущий машинист и продолжатель семейной династии. Его однокурсник АлмасКартоев тоже мечтает посвятить свою жизнь железной дороге. Но сначала его ждет служба в армии. – Очень полезная встреча, познавательная. Много интересного почерпали мы, воочию увидели новые локомотивы, работать на них приятно, интересно, – говорит он. Аналогичная акция для студентов и школьников проходит во всех регионах Казахстана. В ее рамках организовываются экскурсии в локомотивные депо, знакомство с локомотивами новой серии, встречи с машинистами – профессионалами своего дела и ветеранами депо. АйгеримБАКЫШЕВА Фото Александра ЖАБЧУКА
Новости
23.07.2024
Повышение эффективности казахстанских морских портов обсудили в Актау
Регионы
23.07.2024
Внутренние тренеры КТЖ провели выездное обучение в Уральске
Регионы
23.07.2024
Итоги работы за второй квартал по предупреждению несчастных случаев подвели в Акмолинском отделении ГП
Регионы
23.07.2024
Летние путевые работы продолжают вести в Карагандинском регионе
Новости
23.07.2024
Первый контейнерный поезд пройдет через Казахстан из Ирана в Китай по коридору «Север-Юг»
Новости
23.07.2024
Правила железнодорожных перевозок изменят в Казахстане
Новости / Архив
23.07.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №60 от 23 июля 2024 года
Грузовые перевозки
22.07.2024
АО "Кедентранссервис" заключило договор с Hamburger Hafen аnd Logistik AG
Грузовые перевозки
22.07.2024
Более тысячи тонн керамической плитки отправили в Казахстан по МТК «Север-Юг»
Новости
22.07.2024
Глава KAZLOGISTICS посетил порты Актау и Курык
Грузовые перевозки
22.07.2024
Условия нахождения и использования транспортных средств международной перевозки установили на таможенной территории ЕАЭС
Новости
22.07.2024
Казахстан прорабатывает экспорт пшеницы через Бейнеуский терминал в Афганистан и Пакистан
Новости
22.07.2024
Строительство новой железнодорожной магистрали обсуждают Казахстан, Туркменистан и Афганистан
Новости
22.07.2024
Пропускную способность восточного направления транспортного коридора «Север-Юг» через Казахстан увеличат до 10 млн тонн в год
Пассажирские перевозки
22.07.2024
Оформленный в честь 125-летия Каныша Сатпаева поезд отправился со станции Нұрлы жол в Жезказган
Новости
19.07.2024
Самрук-Қазына: Около 330 млрд тенге недополучило КТЖ из-за субсидирования грузоперевозок
Новости
19.07.2024
Казахстан намерен продолжить активное участие в развитии Восточной ветки Север-Юг - Карабаев
Новости
19.07.2024
Общий трудовой стаж династии железнодорожников из Алматы достиг 820 лет
Новости
19.07.2024
Цифровые тенге направили на строительство участка железной дороги «Достык-Мойынты»
Новости
19.07.2024
Новые маневровые тепловозы прибыли в эксплуатационное локомотивное депо Жана-Есиль