Транспортно-логистическая отрасль – драйвер развития бизнеса и экономики


Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»
Несмотря на активное развитие автомобильного и воздушного транспорта, железнодорожный рынок остается неотъемлемой частью мировой транспортной и логистической отрасли. Для экономики Казахстана именно железнодорожная сфера представляет собой одну из основных и системообразующих. По данным аналитиков, чтобы в полной мере реализовать потенциал железнодорожного сектора республики, необходимо выстраивать более тесное взаимодействие между государством и представителями бизнеса.
Сфере железных дорог удаётся уверенно удерживать свои позиции по всему миру за счет таких преимуществ, как высокая грузоподъемность, экологичность и экономичность, особенно если речь идет о транспортировке на дальние расстояния. Этот тезис подтверждается активным развитием железнодорожной отрасли в крупнейших странах.
США возглавили рейтинг стран с наиболее развитой железнодорожной сетью (почти 300 тысяч километров). В то же время Китай - мировой лидер по уровню электрификации стальных магистралей, на втором месте находится Россия.

Хотя на данный момент Казахстан не входит в первую десятку рейтинга, республика проводит масштабную работу над собственной железнодорожной сетью, а также над новыми международными проектами.
Во всем мире железная дорога – это национальное достояние и главный стратегический актив страны. В нашей стране к 2020 году износ магистральной железнодорожной сети достиг 57%, был просрочен капитальный ремонт более трех тысяч километров железных дорог. Было разобрано более 600 километров путей. Сейчас все ресурсы компании направлены на восстановление, модернизацию и строительство железных дорог. Для решения данного вопроса Главой государства дано поручение по строительству и модернизации пяти тысяч километров дорог, ремонту 11 тысяч километров существующих путей. Для этого разработана специальная программа по развитию магистральной железнодорожной сети до 2029 года.

Уникальное расположение Казахстана в центре Евразии предоставляет возможность обеспечить транспортные потоки между мировыми экономическими центрами. При комплексной и своевременной реализации этого потенциала транзит может стать существенным источником дохода и сыграть важную роль в развитии экономики нашей страны.
По оценке экспертов, объем транзитных перевозок через Казахстан может достичь 100 миллионов тонн, а доходы от перевозок - превысить шесть миллиардов долларов в год. Создаваемый сейчас актив станет достоянием страны, который долгие годы будет служить будущим поколениям.
Конечно, реализация проектов такого уровня невозможна без поддержки руководства страны. Это направление находится на постоянном контроле Главы государства и правительства.
Железные дороги как основа роста логистики и бизнеса
В ближайшие пять лет Казахстан планирует кардинально обновить железнодорожную инфраструктуру и вывести транспортно-логистический сектор в драйверы экономического роста.
В то время, как государство создает условия для развития и роста компаний внутри страны, предприятия увеличивают темпы производств, расширяют линейку производимой продукции и повышают уровень ее локализации. Активное развитие отечественных промышленных площадок способствует появлению собственных качественных продуктов, которые не только закрывают потребности казахстанских заказчиков, но и помогают реализовать экспортный потенциал страны на мировой арене.
Сейчас основными игроками на рынке железнодорожного машиностроения Казахстана выступают пять компаний. Среди них - Railways Systems KZ - кластер полного цикла производства. Суммарно производственные мощности всех предприятий, выпускающих грузовые вагоны, составляют 12 тысяч единиц продукции в год. Этого объема достаточно для своевременного обновления вагонного парка. По планам КТЖ, только в 2025 году должно быть закуплено более 1 200 грузовых вагонов.

При этом производства не стоят на месте: предприятия расширяют номенклатуру под запросы заказчиков, осваивают производство новых видов вагонов, предназначенных для перевозки различных грузов. Так, RWS KZ анонсировал планы по выпуску полувагонов с увеличенным объемом кузова, вагонов-автомобилевозов, крытых вагонов и цистерн для перевозки нефтепродуктов. Ранее цистерны в Казахстане не производились, и RWS KZ представил первый в своем роде вагон в 2025 году. Аналогичные планы реализует группа TEXOL, которая занимается организацией производства цистерн на «АВСЗ» в Атырау. Кроме того, обе компании планируют производить котел цистерны – ключевой элемент в ее конструкции.
Роботы, цифровизация и умные фабрики
Современные производственные площадки все больше ориентируются на принципы Industry 4.0, сводят к минимуму ручной труд и человеческий фактор. Эта концепция, связанная с автоматизацией и цифровизацией производства, включает внедрение передовых технологий (таких, как интернет вещей, искусственный интеллект, большие данные и другое) и помогает строить так называемые умные фабрики.
В последние годы и железнодорожные производители в Казахстане активно взялись за обновление производственных мощностей и строительство новых площадок. Так, в прошлом году «Семипалатинский машиностроительный завод» объявил о выходе на рынок производства грузовых вагонов и выпустил первые образцы полувагонов.
В RWS KZ идёт модернизация производства подвижного состава и строится новый цех с роботизированным оборудованием для производства фитинговых платформ. Помимо этого, оптимизируются процессы сварки, окраски, сборки и испытаний.

Кроме того, в ближайшем будущем в Казахстане появятся новые сталелитейные заводы: проекты уже начали RWS KZ в Экибастузе и TEXOL в Атырау. Использование стали казахстанского производства позволяет повысить уровень локализации другой железнодорожной продукции, а также потенциально использоваться машиностроительными игроками из других индустрий.
Кадры для индустриально ориентированной экономики
Растущая важность производственных площадок для экономики страны требует все большего количества рабочих кадров. Потребность рынка до 2030 года, по данным МТСЗН РК, составляет 410 тысяч рабочих специалистов, среди которых сварщики – 18 тысяч, строители-монтажники, связанные с ними рабочие – 9,2 тысячи, слесари промышленного оборудования – 8,2 тысячи.
Государство оперативно реагирует на потребности страны для устойчивого развития и роста благосостояния граждан. Президент РК объявил 2025 год Годом рабочих профессий. Одной из приоритетных задач государства и бизнеса стало привлечение квалифицированных специалистов, а также создание большего количества учебных мест и формирование привлекательной и комфортной среды для выпускников технических, инженерных и рабочих специальностей.

Большая работа в этом плане проводится в КТЖ, и ориентируясь на опыт национального перевозчика, образовательные возможности для своих сотрудников организуют и частные машиностроительные компании. Например, RWS KZ создал учебный центр в Экибастузе, где сотрудники могут пройти переподготовку и повысить знания.
Железнодорожная сфера была и остается ключевым звеном транспортной инфраструктуры Казахстана. В настоящее время перед ней открывается окно уникальных возможностей для трансформации. Совместная работа государства и бизнеса в вопросах финансирования, наращивания производственных мощностей, цифровизации, международного сотрудничества и кадровой обеспеченности способны вывести рынок железных дорог Казахстана на новый уровень.