Запуск вторых путей Достык – Мойынты: Новый импульс экономике и железнодорожной отрасли Казахстана

Новости
14.10.2025, 14:07
Асель Шайхынова

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

После запуска вторых путей на стратегическом участке Достык – Мойынты Казахстан сделал уверенный шаг в сторону укрепления своего транзитного потенциала и экономической устойчивости. Новые пути, построенные АО «НК «Қазақстан темір жолы», открыли дополнительные возможности для роста грузопотока, снятия инфраструктурных ограничений и повышения конкурентоспособности отечественной железнодорожной отрасли. Сегодня это не просто железнодорожный путь – это артерия, связывающая Восток и Запад, дающая импульс промышленности, бизнесу и региональному развитию.

За последние десять лет объем перевозок из Китая увеличился в 4,5 раза – с 7,5 миллиона до рекордных 32 миллионов тонн в прошлом году. Контейнерный транзит также демонстрирует устойчивый рост: за десятилетие направление Китай – Европа – Китай выросло в 12 раз, а Транскаспийский маршрут (ТМТМ) – в 21 раз. С вводом вторых путей на участке Достык – Мойынты перевозки из КНР могут достичь 35 миллионов тонн уже в 2025 году, включая экспорт руды, металлов и продовольствия, а также транзитные грузы по маршрутам Восток – Запад и Восток – Центральная Азия. А интеграция проекта с портами Каспия и коридором ТМТМ укрепит позиции Казахстана как ключевого Евразийского транспортно-логистического хаба.

Если вспомнить историю, то в 1959 году со стороны СССР путь был доведен до погранпункта Дружба (Достык). Связки с КНР тогда не было. А в сентябре 1990 года китайская сторона довела линию до Алашанькоу, и с 1991 года пошли первые грузовые поезда – до 10 вагонов в сутки. На сегодня, когда уже дан старт движению поездов по вторым путям мегапроекта Достык – Мойынты, ожидается рост пропускной способности с 12 до 60 пар поездов, совместно с КНР согласованы суточные «нитки».

Работы на линии ведутся поэтапно и с начала года движение открыто на участках: Мойынты – Балхаш, 29 января 2025 года, Бесколь – Достык, 13 марта 2025 года, Актогай – Саяк, 19 июня 2025 года, Балхаш – Саяк, 17 августа 2025 года, Саяк – Актогай, 30 сентября 2025 года. Первоначально срок реализации проекта составлял пять лет, однако работы завершены досрочно – за три года. Полное же завершение строительства ожидается к 31 декабря 2025 года. Сейчас железнодорожники стабилизируют пути в соответствии с нормативной технологией, которая достигается после пропуска 100 тысяч тонн грузов. Также на линии ведутся отделочные и технологические работы в соответствии с утвержденным графиком и проектной документацией.

Но уже сейчас с уверенностью можно сказать, что запуск движения по всей линии Достык – Мойынты стал важным этапом модернизации железнодорожной инфраструктуры Казахстана и повышения эффективности международных транспортно-логистических маршрутов.

Немаловажно, что в рамках строительства вторых путей был построен и введен в эксплуатацию современный пост электрической централизации (ЭЦ) на станции Достык. Пост расположился в новом трехэтажном здании и предназначен для централизованного управления стрелками и светофорами, что обеспечивает безопасное, точное и автоматизированное регулирование движения поездов.

Он позволяет диспетчерам и дежурным по станции оперативно управлять маршрутами, контролировать состояние устройств сигнализации, а также предотвращать возможные неисправности. Внедрение системы электрической централизации существенно повышает уровень безопасности, снижает влияние человеческого фактора и увеличивает пропускную способность станции.

Пост оснащен современным оборудованием, отвечающим требованиям цифровизации железнодорожной инфраструктуры и направленным на дальнейшее повышение эффективности управления движением поездов.

«Ввод в эксплуатацию нового поста ЭЦ позволил: повысить пропускную способность станции Достык; сократить время на формирование и пропуск поездов; улучшить координацию с китайской стороной (станция Алашанькоу); обеспечить соответствие современным требованиям безопасности и цифровизации железнодорожной инфраструктуры», – рассказал заместитель директора филиала АО «НК «ҚТЖ» – «Дирекция по реализации крупных проектов» Александр Ким.

Таким образом, важный стратегический объект стал новым интеллектуальным центром управления всем движением на направлении. Это не просто пост, а высокотехнологичная система, обеспечивающая координацию поездной и маневровой работы в круглосуточном режиме.

На третьем этаже поста размещен дежурный аппарат, оснащенный современным микропроцессорным оборудованием. Здесь сосредоточены ключевые рабочие места: маневрового диспетчера, дежурного по станции, операторов станционного поста централизации, диспетчеров. Слаженная работа этого коллектива в тесной координации с коллегами из Китайских железных дорог позволяет оперативно планировать и обеспечивать движение поездов, контролировать их прием и отправку, а также гарантировать безопасность и эффективность перевозок в одном из важнейших транспортных узлов страны.  Всю эту сложную работу на станции Достык плечом к плечу ведут как опытные ветераны железнодорожной отрасли, так и амбициозная молодежь – настоящая смена поколений, объединенная общей целью. Их ежедневный труд играет ключевую роль в обеспечении бесперебойного движения поездов, росте грузопотока и укреплении транзитного потенциала страны. Это люди, на которых держится экономика и логистика Казахстана, и вклад каждого из них неоценим для устойчивого развития транспортной системы и всего государства.

При этом Мойынты – Достык – лишь один из элементов новой транспортной карты. Параллельно модернизируется участок Алтынколь – Жетыген: здесь пропускная способность увеличится с 15 до 30 пар поездов. О планах дальнейшего расширения недавно упоминал и Глава Государства. В Послании было анонсировано строительство новой линии Кызылжар – Мойынты. Она создаст дополнительное соединение и усилит возможности железнодорожной сети.

Таким образом, Казахстан получает возможность обеспечить весь свой экспортный и транзитный потенциал, а также закрепить за собой статус важнейшего транспортного узла в Евразии. Эти проекты объединены в масштабную программу формирования транспортного коридора, который связывает регионы страны между собой и интегрирует Казахстан в международные маршруты. Весь грузопоток, который будет проходить по этим линиям, найдет выход на экспортные и транзитные маршруты.

Новости / Архив
19.12.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №106 от 19 декабря 2025 года
Новости
18.12.2025
Проектно-конструкторское бюро инфраструктуры открылось в КТЖ
Регионы
18.12.2025
Уральские железнодорожники отметили День Независимости в отраслевом музее
Регионы
18.12.2025
Круглый стол ко Дню Независимости прошел в Павлодарском отделении магистральной сети
Новости
18.12.2025
День Независимости отметили в Астанинском эксплуатационном депо
Регионы
18.12.2025
Строительство современного перрона на Сарыбеле выходит на финишную прямую
КТЖ в лицах
18.12.2025
Общественная работа и профессионализм: путь Кенеса Дюсекеева на железной дороге
Регионы
18.12.2025
На Кумистауской дистанции пути усилили очистку инфраструктуры от снега
Регионы
18.12.2025
Карагандинские железнодорожники разработали план работы в зимний период
Новости
18.12.2025
KTZ Air Cargo: новый горизонт казахстанской логистики
Новости
18.12.2025
Интермодальные перевозки и цифровизацию обсудили на конференции в Актау
Новости
17.12.2025
Представители России, Армении, Монголии и Кыргызстана впервые приняли участие в форуме молодежи ҚТЖ
Новости
17.12.2025
Более 250 молодых специалистов приняли участие в XIV форуме молодежи ҚТЖ
Новости
17.12.2025
Молодёжь ҚТЖ научили действовать в условиях перемен
Новости
17.12.2025
Командное взаимодействие отработали участники форума молодежи ҚТЖ
Новости
17.12.2025
Более 10 детей получили подарки на «Елке детских желаний»
Новости
17.12.2025
Спокойствие внутри – безопасность снаружи: молодые железнодорожники освоили техники управления стрессом
Новости
17.12.2025
Как ставить цели и расставлять приоритеты: тренинг для молодых специалистов прошел в ҚТЖ
Новости
17.12.2025
Тренинг по ораторскому мастерству провели для молодых сотрудников ҚТЖ
Новости
17.12.2025
Чемпионат кейсов по развитию молодежной политики прошёл в ҚТЖ