Главный вопрос – отгрузка урожая

Новости
03.11.2017, 13:55
31 октября текущего года в Костанае под председательством акима области Архимеда Мухамбетова и с участием руководителя АО «НК «Қазақстан темір жолы» Каната Алпысбаева состоялось совещание по вопросам обеспечения отгрузки и перевозки зерна нового урожая, а также продуктов его переработки. В совещании приняли участие руководители структурных подразделений и дочерних организаций АО «НК «ҚТЖ», областных управлений, территориальной инспекции Минсельхоза, НПП «Атамекен», зернотрейдерных компаний, элеваторов, мельничных комплексов. Руководитель АО «НК «ҚТЖ» отметил актуальность обсуждаемой повестки дня для крупного зерносеющего региона, сельхозтоваропроизводители которого заинтересованы в бесперебойной транспортировке нового урожая. Так, урожай зерна костанайские фермеры собрали богатый, а вот вагонов для отправки зерна на внутренние рынки и на экспорт им недостаточно. По привычке, сельхозтоваропроизводители винят в этом железную дорогу. Однако на самом деле ситуация гораздо сложнее и далеко не так однобока, как хотелось бы показать грузоотправителям. По итогам уборочной кампании 2017 года, урожай по Костанайской области составил более 5 миллионов тонн зерна. Предварительный прогноз по погрузке зерна был на уровне прошлого года. За два месяца перевозки зерна нового урожая в сентябре-октябре было погружено 7577 вагонов – 515,2 тысячи тонн. За этот же период было отгружено 3655 вагонов – 235,7 тысячи тонн муки. Основная погрузка зерна с Костанайского отделения грузоперевозок производится в страны Средней Азии: Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, Иран, Афганистан. Сюда импортируется до 60% зерна Костанайского региона. Однако грузоотправители Костанайской области не были готовы к перевозке, не были заключены договора с собственниками вагонов, не предоставлены прогнозные объемы. В итоге все это вылилось в острый дефицит вагонов, вину за который грузоотправители пытаются переложить на ҚТЖ. По прогнозу погрузки зерна и продуктов перемола до конца 2017 года, погрузка зерна составит порядка 10143 вагонов. В том числе по РК – 3260, на экспорт – 6883. Погрузка муки составит 6408 вагонов, в том числе по РК – 2625, на экспорт – 3783 вагона. На сегодняшний день при общем обороте зерновозов в среднем 16 суток (по РК – 10, на экспорт – 22,1 суток) необходимый потребный парк по Костанайскому региону для перевозки зерна до конца 2017 года составляет 3029 зерновозов при ежесуточной заявке 166 вагонов в среднем в сутки. При общем обороте крытых вагонов по Казахстану – 10 суток, на экспорт – 16. Для перевозки продуктов перемола до конца 2017 года потребный парк составляет 1422 вагона при ежесуточной заявке в среднем 105 вагонов. Учитывая прогнозные данные, по Костанайскому региону необходимо обеспечить вывоз зерна 2,5 миллиона тонн и 500 тысяч тонн продуктов перемола. В связи с чем АО «НК «ҚТЖ» проведен ряд мероприятий в Костанайской области для удовлетворения потребностей регионов. Однако здесь костанайские железнодорожники столкнулись с рядом проблемных вопросов, которые ведут к уменьшению объемов перевозок, увеличению оборота вагонов, непроизводительному простою вагонов на станционных, подъездных путях. В частности, имеет место скопление вагонов из-за занятости фронта погрузки ввиду несоблюдения очередности погрузки вагонов грузоотправителей. Отсутствие круглосуточной работы на элеваторах и, как следствие, простой порожних вагонов на станционных путях. Грузоотправители несвоевременно подают планы и заявки на погрузку вагонов. Несоответствие качества зерна при покупке у элеватора и при оформлении паспорта качества, соответственно, вагоны выгружаются, и зерно проходит дополнительную обработку. Заявленные планы на погрузку зерна не соответствуют имеющимся объемам продукции. Вагоны после погрузки простаивают из-за долгого оформления перевозочных документов, в частности, по получению фитосанитарных и карантинных сертификатов. Создаются затруднения при оформлении перевозки зерна на экспорт. Для их решения был создан оперативный штаб при акимате области с участниками перевозочного процесса для еженедельного мониторинга перевозки урожая 2017 года, а также создана рабочая группа ГП совместно с грузоотправителями зерна и продуктов перемола для своевременного выявления узких мест. – Мы неоднократно обращались к грузоотправителям, встречались с ними, говорили: давайте обсуждать, – сказал на совещании директор филиала  АО «КТЖ  – Грузовые перевозки» – «Костанайское отделение ГП» Сагиндык Жумабаев. – Штаб работает. Но еще много моментов требуют решения. И сегодня мы надеемся в ходе обсуждения достичь конкретных договоренностей, выработать действенный механизм по устранению сложившихся недоработок и принять консолидированную концепцию для дальнейшей слаженной работы. Такие крупные грузоотправители как ТОО «Асалия» регулярно жалуются на нехватку вагонов, обвиняя в этом ҚТЖ, однако как тут же на совещании выяснилось, 90% вагонов эта компания берет у посредников-экспедиторов, которые и не справляются со взятыми на себя обязательствами. Впрочем, некоторые грузоотправители более трезво смотрят на вещи. – Нам всем надо проделать работу над ошибками, – сказал генеральный директор АО «Костанайский мелькомбинат» Александр Микетка. – Мы видим, что  у ҚТЖ есть интерес решить вопрос, и мы пришли сюда, чтобы узнать как избежать дефицита вагонов. – На Костанайское отделение грузовых перевозок будет подано нужное количество крытых вагонов, а наши партнеры должны взять на себя ответственность по погрузке и выгрузке в установленное время, – сказал Канат Алпысбаев.        Так, по итогам обсуждения принято решение по осуществлению еженедельного мониторинга по поставке вагонов, принятию безотлагательных мер по нивелированию ситуации, своевременной выгрузке грузов, привлечению на рынок вагонов не только АО «Қазтеміртранс» и АО «Астық Транс», но и других собственников. В свою очередь, аким Костанайской области Архимед Мухамбетов поблагодарил руководство ҚТЖ за помощь в решении этого важного и актуального вопроса.

Аслан КУДАБАЕВ, Костанай

Новости
15.09.2025
КТЖ и РЖД определили приоритетные направления стратегического сотрудничества
Грузовые перевозки
15.09.2025
Почти 24 млн тонн угля перевезли к отопительному сезону в Казахстане
Регионы
15.09.2025
Месячник по предупреждению несчастных случаев на железной дороге проходит в Уральске
Регионы
15.09.2025
Машинист электропоезда Иван Смоляк предотвратил сход поезда
Регионы
15.09.2025
Железнодорожники и полиция усилили профилактику травматизма на путях в Павлодаре
Новости
15.09.2025
Систему Express International для международных пассажирских перевозок представили в Санкт-Петербурге
Спорт
15.09.2025
Машинист Асылхан Какимов завоевал золото на международном турнире в Бишкеке
Регионы
15.09.2025
Костанайские железнодорожники более 18 миллионов тонн грузов
Пассажирские перевозки
12.09.2025
Поддержка отечественного производства, долгосрочные контракты и внедрение ИИ: что изменилось в системе закупок КТЖ в 2025 году
Регионы
12.09.2025
Месячник «Автосцепному устройству локомотивов – надежную работу!» проходит в ТЧЭ-22
Новости
12.09.2025
Журналистов ознакомили с производством подвижного состава на предприятиях Трансмашхолдинга (ФОТО)
Регионы
12.09.2025
Грузооборот по станции Алтынколь вырос на 18%
Новости
12.09.2025
Более 1 400 работников КТЖ отмечены государственными и отраслевыми наградами
Новости / Архив
12.09.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №74 от 12 сентября 2025 года
Пассажирские перевозки
11.09.2025
Более 70 тысяч пассажиров воспользовались спутниковым интернетом в поездах
Новости
11.09.2025
Более 63 тысяч нарушителей наказаны на объектах транспорта
Новости
11.09.2025
ТЭ26 заменит сразу четыре серии тепловозов
Новости
11.09.2025
Транспортная полиция определила задачи на предстоящий период
КТЖ в лицах
11.09.2025
Дежурная Лариса Коломынцева посвятила станции Жайык более 40 лет
Грузовые перевозки
11.09.2025
Перевозку зерна обсудили в КТЖ