Разделяй и транспортируй
Новости
22.11.2017, 12:27
Обеспечение ритмичных перевозок – одна из актуальных задач железнодорожников. И успешное ее решение зависит от объединения усилий всех участников транспортного рынка, отправителей и получателей грузов.
Частникам нужно пополнять свой парк
Дефицит подвижного состава в период сезонных перевозок складывается не первый год и давно требует от участников грузовых перевозок переосмысления ситуации и выработки совместных решений, основанных на взаимовыгодном сотрудничестве. С наступлением холодов казахстанцы спешат запастись углем, создавая искусственный ажиотаж, а после уборки урожая зерно как можно быстрее хотят отправить на экспорт. И не секрет, что как только возникают перебои с доставкой грузов, в первую очередь все копья летят на казахстанские железные дороги.
Так, на недавнем заседании Правительства председатель наблюдательного совета ERG Альдияр Казтаев вновь поднял эту проблему.
– Средняя обеспеченность вагонами со стороны «КТЖ Express» составляет 85%, а по экспортным направлениям – не больше 60%. Мы терпим огромные убытки, при таких ценах поставки становятся нерентабельными, – отметил он, попросив разработать совместный план действий по обеспечению предприятий Казахстана вагонами по приемлемым ценам. – Из 6 тысяч парка, которого нам не хватает, мы (ТОО «ТрансКом» – Прим. ред.) купили 2600 вагонов, 1300 придут уже к концу этого года, но, к сожалению, НДС, который мы платим при импорте, не идет в зачет в рамках поддержки отечественных товаропроизводителей.
То есть частники готовы пополнять собственный парк вагонов, что, в общем-то, и требуется, им только нужно немного помочь.
На совещании в Минэнерго по обеспечению перевозок твердого топлива, созванное в самую «горячую» пору, президент АО «КТЖ – Грузовые перевозки» Оралхан Кулаков заявил: проблем с внутренними грузоперевозками нет, вопросы возникают при организации экспорта.
– Рост экспорта, который мы сегодня наблюдаем, должен сопровождаться увеличением парка подвижного состава частными операторами, в том числе АО «Қазтеміртранс», которое обеспечивает 40% всех перевозок. ҚТЖ тоже рассматривает приобретение парка, но в приоритете будут внутренние перевозки, – подчеркнул он.
Сегодня в Казахстане насчитывается 50 тысяч наиболее востребованных полувагонов, из них почти 30 тысяч принадлежат Қазтеміртрансу. Для обеспечения перевозки угля в регионы Казахстана этого достаточно. Однако все угольные разрезы рассматривают развитие своего экспорта. И для полного покрытия этих потребностей необходимо привлечь еще не менее 10 тысяч полувагонов. Арендовать российский парк становится все сложнее: если в конце 2016 года аренда составляла 750 рублей в сутки, то сейчас перевалила уже за 2 тысячи.
– Для защиты экспортного потенциала, чтобы наши экспортеры могли спокойно выйти на российские порты и дальше, надо иметь свой парк, увеличивать его, – еще раз констатировал Оралхан Кулаков.
Уголь доставили всем
В этом году транспортная проблема приоритетно решалась совместно с добычиками и производителями. Главный вопрос: как правильно использовать имеющийся парк. А именно – наладить должный оборот. Если ранее оборот подвижного состава занимал больше 30 суток, то сегодня принимаются меры, чтобы сократить его до 15 дней, а то и до 10 – в случае инновационного внедрения подвижного состава.
А оборот в свою очередь может сказаться и на понижении цены. Сегодня ҚТЖ старается удержать ее в размере 8,5 тысячи тенге в сутки на территории РК и 10,5 – при экспорте. В России это 12,5 тысячи тенге в сутки. Так что новость о том, что еще пять казахстанских компаний в этом году получили лицензии и доступ к магистралям, не может не радовать.
Руководитель Управления железнодорожного транспорта Комитета транспорта МИР РК Нурбек Кабижан на том же совещании в Минэнерго подтвердил: в этом году обеспечение перевозок коммунально-бытового угля ведется равномерно, никаких проблемных вопросов нет, общий объем исполнения плана – 98%. Невыполнение планов в основном происходит по вине грузоотправителей (отказы или неприбытие собственных вагонов). В этом году уголь равномерно перевозился и в летнее время: если с 1 мая по 31 августа 2016 года было перевезено 17,3 млн тонн твердого топлива, то в этом году – уже 20,6, что выше на 19%.
Закуп и распределение угля для населения в регионах относится к компетенции местных исполнительных органов, так как необходимо заблаговременное планирование потребного парка полувагонов, чтобы гарантировать 100% обеспечения перевозок. В нынешнем году содействие акиматов ВКО и СКО, перераспределение бюджетных средств с 4-го на 2-3 кварталы для своевременного накопления запасов угля, повлияло на снижение показателя неравномерности перевозок в весенне-летний период. По инициативе ҚТЖ ТОО «Богатырь Комир» согласовало с энергосистемами смещение поставок угля на лето.
– В нынешних условиях востребован сбалансированный подход к сотрудничеству между грузоотправителями, операторами, местными исполнительными органами и ҚТЖ с учетом взаимных интересов и акцентом на долгосрочные прогнозируемые взаимоотношения, – подчеркнул Оралхан Кулаков во время совещания с грузоотправителями, экспедиторами и представителями энергетического сектора.
Одним из эффективных решений может стать заключение долгосрочных контрактов по аренде и оперированию подвижного состава грузоотправителями. В разработке планов на 2018 год им предложено предоставить данные по потребностям в количестве вагонов, чтобы впредь добиться планового завоза и отрегулировать скачки во внутренних перевозках. Заключены прямые долгосрочные договора с указанием фиксированных цен. Подписаны договора с рядом крупных градообразующих предприятий республики, с той же ERG, где предусмотрено закрепление за определенным грузоотправителем массива вагонов для пользования только по его заявкам. Также создан электронный торговый аукцион по представлению подвижного состава, что в разы повышает прозрачность и эффективность использования парка.
На сегодняшний день суточные запасы твердого топлива на электростанциях страны находятся на уровне и выше технических норм, АО «НК «ҚТЖ» планы по основным эксплуатационным показателям – обороту рабочего вагона, пробегу, проценту порожнего пробега к груженому, выгрузки вагонов – выполняет выше 100%. Перевозки угля растут по всем направлениям. По крупным грузоотправителям, таким как ТОО «Каражыра ЛДТ», ТОО «Богатырь Комир», погрузка угольного сырья выполнена свыше 100% к плану, при общей тенденции наращивания объемов.
Только в результате скоординированной работы между ҚТЖ и грузоотправителями при содействии Министерства по инвестициям и развитию, Министерства энергетики, АО «Самрук-Энерго» и акиматов областей удалось улучшить показатели перевозок в 2017 году по отношению к 2016-му. Однако перевозочная деятельность все-таки должна быть рыночной, считают железнодорожники.
– Покупать полувагоны никто не торопится, но все говорят, что их не хватает. К примеру, российские частные парки не хотят сдавать их в аренду на один год, они предлагают подписать контракт сразу на пять лет, – рассказал Оралхан Кулаков. – Для выхода из положения необходимо разделить 29690 полувагонов ҚТТ правильно. Разделить, и чтобы все смотрели за своими массивами номеров и работали с ними, следили за своими погрузками угля.
Не хватает – будем строить!
Еще одним стратегическим продуктом, требующим перевозки, является зерно. Здесь ситуация схожая. На совещании по вопросам обеспечения отгрузки и перевозки нового урожая 31 октября в Костанае руководитель АО «НК «ҚТЖ» Канат Алпысбаев заявил:
– В настоящее время дефицита вагонов-зерновозов нет. Другое дело – их эффективное использование и должный оборот. Важной частью организованного вывоза зерна является слаженная работа всех участников перевозочного процесса.
Сложности возникают, как правило, вследствие сверхнормативных простоев вагонов на путях из-за отсутствия круглосуточной работы элеваторов, несвоевременной подачи грузоотправителями планов на погрузку, оформления перевозочных документов. Анализ работы в сентябре показал, что в среднем простой одного зерновоза под погрузкой составляет порядка 3,2 суток.
Негативно сказывается и вмешательство в перевозочный процесс недобросовестных экспедиторских компаний, которые создают нездоровый ажиотаж и не выполняют обязательства по предоставлению транспортных услуг. Вот вам и искусственный дефицит вагонов.
По мнению главы ҚТЖ, необходимо выстроить единую цепочку доставки груза до конечного потребителя, обеспечив прозрачность перевозочного процесса. Например, для улучшения ситуации с доставкой зерна мукомолам Южно-Казахстанской области крупный оператор АО «Астык Транс», в ведении которого более 6 тысяч вагонов-зерновозов из имеющихся в стране 10 тысяч, заключил Меморандум о сотрудничестве по гарантированному обеспечению перевозок социально значимых грузов. Теперь компания будет перевозить зерно в соответствии с условиями договоров с участниками зернового рынка.
Возвращаясь к путям решения периодически возникающей напряженности, стоит отметить постоянную работу по ремонту и сокращению количества нерабочих грузовых вагонов. За 9 месяцев 2017 года отремонтировано более 10,5 тысячи полувагонов АО «Қазтеміртранс», что на 4,8 тысячи больше показателя аналогичного периода прошлого года. При этом деповской ремонт прошли порядка 8,8 тысячи полувагонов, капитальный – 1,7. Если в апреле нерабочий парк полувагонов составлял почти 6 тысяч единиц, то на конец сентября – 2,6.
В целом потребность операторов в новом подвижном составе составляет более 21 тысяч вагонов. Учитывая большой процент выбытия, необходимо восполнить парк зерновозами и универсальными платформами. При этом производственные мощности ТОО «КВК» и АО «ЗИКСТО» составляют более 5 тысяч грузовых вагонов, что позволяет вагоностроительным предприятиям самостоятельно обеспечить имеющиеся потребности.
В то же время за последние 5 лет из 22 тысяч единиц подвижного состава, поставленного для нужд операторов, только 4,5 тысячи произведено в Казахстане, или 20% от общего количества. Отечественные производители переживают отсутствие заказов, недостаточность оборотных средств, дефицит научных и инженерных кадров, отсутствие навыков использования высоких технологий и конструирования, разработки технической документации, и вследствие этого высокую зависимость от иностранных поставщиков комплектующих.
Все это свидетельствует о необходимости реализации Программы развития грузового вагоностроения, которая повысит производство отечественных грузовых вагонов до 6 тысяч в год, создаст более 1,5 тысячи рабочих мест, увеличив производительность труда в 1,9 раза.
Напомним, общий парк грузовых вагонов в Казахстане составляет более 130 тысяч, в том числе 54 тысячи вагонов принадлежит АО «Қазтеміртранс». До 2022 года ожидается списание 23 тысяч вагонов с истекшим сроком службы.
В пользу развития отечественного вагоностроения выступает и значительное подорожание российских полувагонов: если год назад они стоили 25-29 тысяч долларов, то сегодня, по словам руководителя АО «КТЖ – Грузовые перевозки», уже 40 тысяч.
Проект программы разработан в сентябре, совместно с МИР РК принято решение о проработке комплекса мер по ключевым вопросам машиностроения с установлением возможности выделения финансовых средств из республиканского бюджета, оказания господдержки, в том числе преференций заводам-изготовителям. Возможно, этот шаг станет решающим в деле должного обеспечения отраслей страны подвижным составом, и перебоев с поставками угля, зерна, металлов и других ценных грузов впредь удастся избегать.
Асель Кильмакова
Новости
26.11.2024
Объемы контейнерных перевозок за три года выросли на 30%
Грузовые перевозки
26.11.2024
Минтранс: объем грузоперевозок вырос на 3,5% в Казахстане
Новости
26.11.2024
Более 1600 договоров с отечественными производителями заключило КТЖ в 2024 году
Инфраструктура
26.11.2024
Ремонтные работы железных дорог завершили на 96% в Казахстане
Грузовые перевозки
26.11.2024
Годовой план по сдаче грузов через Достык – Алашанькоу выполнили досрочно
Пассажирские перевозки
26.11.2024
Нацперевозчик напомнил правила использования стоп-крана в пассажирских вагонах
Новости
26.11.2024
Развитие ТМТМ обсудили в Стамбуле
Инфраструктура
26.11.2024
Инфраструктуру железных дорог продолжают улучшать в Павлодарском отделении магистральной сети
Новости / Архив
26.11.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №100 от 26 ноября 2024 года
Новости
25.11.2024
Неизвестные похитили болты скрепления пути на перегоне Көкпекті – Нұра
Новости
25.11.2024
Около 3 тысяч раз пришлось применить экстренное торможение машинистам КТЖ в 2024 году
Регионы
25.11.2024
Тянь-шаньские ели посадили сотрудники Алматинского отделения ГП
Новости
25.11.2024
Обучение по повышению компетенций провели для работников узла Кокшетау
Регионы
25.11.2024
С выходом бродячего скота на железнодорожные пути продолжают бороться в Костанайском регионе
Спорт
25.11.2024
Команда КТЖ заняла первое место на ІХ спартакиаде «Самрук-Қазына»
Регионы
25.11.2024
Итоги работы за 10 месяцев подвели в Алматинском отделении ГП
Новости
25.11.2024
Первый контейнерный поезд отправили по обратному маршруту ТМТМ - из Баку в Сиань
Новости
25.11.2024
Новое служебное помещение для сигналистов предгорочного парка построили на станции Астана
Новости
22.11.2024
КТЖ выявило хищение дизельного топлива на 16 млн тенге в депо Бесколь
Пассажирские перевозки
22.11.2024
Нацперевозчик объявил о скидках на железнодорожные билеты