Колумбу вопреки
                        
                                                    Новости
                                                                            
			
                                    19.01.2018, 18:09
                    
                                            
                        Казахстан совместно с Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой прорабатывает вопросы реализации проекта строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали, которая соединит через нашу страну Поднебесную с Европой. Осуществление данного проекта позволит объединить высокоскоростные транспортные системы двух континентов и существенно сократить время поездки между крупнейшими агломерациями Евразийского пространства.
Скорость как ключ к успеху
Экономические реалии в современных рыночных условиях таковы, что быстрота и надежность поставки товаров от производителя к потребителю становится одним из главных составляющих успеха. Из трех видов транспортировки грузов – воздушной, морской, наземной – конечно же, наиболее предпочтительнее выглядит воздушный транспорт, когда расстояния в тысячи километров преодолеваются за считанные часы. Однако этот вид услуг обходится заказчику, как известно, очень дорого, да и объемы доставок в этом случае очень ограничены.
Еще со времен Христофора Колумба и вплоть до наших дней считается, что морской вид транспорта – самый доступный и экономически выгодный способ доставки товаров.  Сегодня абсолютное большинство контейнерных грузов из Америки в Европу, из Европы в Африку и Австралию и обратно, идут морем. Но сей факт, обусловлен, в первую очередь, географическим положением торгующих стран и лишь затем уже экономической выгодой. А доля воздушных континентальных перевозок в этих направлениях настолько мизерна, что порой даже не учитывается при составлении статистических данных.
Но когда дело касается внутриконтинентальных перевозок, то тут уже вполне резонно возникает вопрос: а всегда ли оправдано использование морского транспорта, когда есть возможность использования наземного (а в нашем случае речь, конечно же, идет о железнодорожном) транспорта?
И первое, что приходит на ум в качестве примера – доставка грузов из Китая в Европу. Это направление напоминает сегодня весеннюю реку в период половодья из-за стремительно увеличивающего объема выпускаемых товаров на территории второй экономики мира. Однако по сей день львиная доля грузоперевозок, следующих из Поднебесной в Европу, идет все тем же морским путем, скорость которого в пять раз ниже, чем по железной дороге. 
Старые проекты на новый лад
Китай давно оценил и понял, что при глобализации экономики скорость грузоперевозок играет не меньшую (а с каждым годом более значимую) роль, чем их стоимость. Поэтому он выдвинул миру новую торговую концепцию, которая зиждется на возрождении Великого Шелкового пути, связывавшего много веков назад эту страну с континентальной Европой. Конечно, в несколько модернизированном и осовремененном виде, но неизменной по своей сути: основной упор делается на наземный транспорт.          
Сегодня КНР обозначил несколько направлений возрождения Шелкового пути –  как морское, так и сухопутное. И в наземной части уже сумел осуществить несколько проектов.  Так, например, по одному из маршрутов Нового Шелкового пути Китай начал поставлять товары в Европу через Казахстан, Азербайджан, Грузию и Турцию. Однако в силу разных причин, в том числе прохождение множества таможенных границ и использование паромной связи (между Казахстаном и Азербайджаном), данный вариант проигрывает другому варианту – через Дальний Восток по Транссибирской магистрали. Но и этот проект не без изъянов, и самый главный его недостаток – большая протяженность, так как внутри КНР уже несколько лет акцент делается на перемещение производственных мощностей в западную часть страны. Но это уже из другой оперы…
Достаточно посмотреть на карту, и становится понятным, что самый оптимальный и кратчайший путь доставки грузов из Китая в Европу – через Казахстан. Здесь сопутствующую роль играет не только географически выгодная позиция нашей страны, но и наличие уже сформировавшихся и действующих экономических территорий, как, например,Евразийский экономический союз с упрощенным пересечением таможенных границ. То есть, выйдя за пределы Китая, железнодорожный состав, направляющийся в Европу, только дважды пересекает таможенную границу – заходя в Казахстан на территорию ЕАЭС и выходя из нее уже вБеларуси.   
Вперед, в будущее!
По поручению Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева казахстанскими специалистами совместно с их коллегами из России и Китая,  прорабатываются вопросыпо реализации проекта строительства высокоскоростной грузопассажирской железнодорожной магистрали, котораясоединит Китай и Европу.
Данный проект по своим масштабам претендует стать одним из крупнейших в мире в сфере железнодорожного транспорта. Судите сами: протяженность коридора, проходящего по территории шести стран, составит более 9 тысячкилометров, в том числе по территории Казахстана – 1736.Магистраль позволит объединить высокоскоростные транспортные системы Европы и Китая и существенно сократить время поездки между крупнейшими агломерациями Евразийского континента.И это важно не только для пассажирских перевозок, но и, в не меньшей степени (если не в большей) – для грузовых сообщений.
По мнению специалистов, такой проект принципиально изменит структуру трансконтинентальных перевозок: прогнозный объем  пассажирских перевозок может достичь 58 миллионов  человек в год, в том числе по территории Казахстана – около 7 миллионов, а объем отправленных грузов по маршруту может превысить  12 миллионов тоннпри росте среднегодового темпа в 3,3%. И самое главное, существенно, а по сравнению с морским видом перевозок просто многократно уменьшатся сроки доставки груза – до трех суток! И именно этот фактор, как считают железнодорожники, станет основным генератором доходов от реализации проекта: срок доставки менее чем за 3 дня позволит конкурировать с авиационными перевозками.
В настоящее время совместно с ОАО «РЖД» проведена предварительная технико-экономическая оценка проекта высокоскоростной магистрали. Проработан маршрут, который пролегает через крупные районы экономической активности трех стран: Москва – Казань – Петропавловск – Астана – Караганда – Алматы – Урумчи – Пекин. При этом планируется, что вокзалы высокоскоростных магистралей будут интегрированы с системами городского транспорта, что значительно увеличит транспортную мобильность населения.
Вместе с тем, признают авторы проекта, создание, по сути, нового вида грузового транспорта создает ряд сложностей, требующих подробной проработки в части технологии транспортировки, терминальных операций и соответствующей инфраструктуры.В связи с этим в рамках 19-го заседания Межправительственной комиссии  по сотрудничеству между Республикой Казахстан и Российской Федерацией в ноябре прошлого года принято решение по созданию рабочей группы с участием заинтересованных стран.Заседание же трехсторонней рабочей группы с участием Китайской стороны запланировано на первый квартал текущего года.В рамках этой рабочей группы планируется подготовка технико-экономического обоснования и многостороннего соглашения по совместной реализации проекта.
Проект, по словам казахстанских специалистов, может стать ключевым элементом сопряжения деятельности Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути и позволит усилить роль Казахстана в глобальной торговле.
                        Аяжан Окасова, Астана
 Новости  
            04.11.2025
        Казахстан и Китай договорились о размещении сменных работников приграничных станций на территории друг друга
    
        
         Новости  
            04.11.2025
        Зерновой союз: ограничения погрузки КТЖ — вынужденная мера и направлены на нормализацию перевозок
    
        
         Новости  
            04.11.2025
        Корпоративные омбудсмены «Самрук-Қазына» посетили ряд машиностроительных предприятий в Астане
    
        
         Регионы  
            04.11.2025
        Карагандинский филиал ВЖДО подвёл итоги работы за девять месяцев
    
        
         Новости  
            04.11.2025
        Alstom приняла участие в Казахстанском глобальном инвестиционном круглом столе
    
        
         Регионы  
            04.11.2025
        Месячник по усилению безопасности перевозочного процесса и сохранности перевозимых грузов проходит в КТЖ
    
        
         Новости  
            04.11.2025
        XII Молодежный форум транспортников Kazlogistics прошел в Алматы
    
        
         Новости  /   Архив  
            04.11.2025
        Газета  Қазақстан теміржолшысы, №92 от  04  ноября 2025 года
    
        
         Грузовые перевозки  
            03.11.2025
        Экспорт казахстанского зерна в Китай смещается в пользу комбикормов
    
        
         Регионы  
            03.11.2025
        Около 150 карагандинских железнодорожников получили медали за вклад в строительство линии «Достык – Мойынты»
    
        
         Регионы  
            03.11.2025
        Костанайские железнодорожники отметили День Республики
    
        
         Регионы  
            03.11.2025
        Уральские железнодорожники получили награды ко Дню Республики и юбилею профсоюзов
    
        
         Регионы  
            03.11.2025
        Лучшие сотрудники Алматинского отделения ГП награждены ко Дню Республики
    
        
         Грузовые перевозки  /   Цифра недели  
            03.11.2025
        Более 1,5 млн тонн зерна перевезено железнодорожным транспортом в октябре
    
        
         Новости  
            31.10.2025
        Более 500 железнодорожников написали «Ұлттық диктант»
    
        
         Новости  
            31.10.2025
        Работники РЦУП-3 награждены медалями «Достык – Мойынты»
    
        
         Новости  
            31.10.2025
        Железнодорожникам вручили награды за вклад в строительство второй линии Достык – Мойынты
    
        
         Регионы  
            31.10.2025
        Илецкие железнодорожники прошли практическое занятие на станции Чашкан
    
        
         Новости  
            31.10.2025
        Алтынколь наращивает транзит: рост грузооборота превысил 19 %
    
        
         Новости  
            31.10.2025
        Wabtec провела технический семинар для специалистов локомотивного хозяйства