Колумбу вопреки
Новости
19.01.2018, 18:09
Казахстан совместно с Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой прорабатывает вопросы реализации проекта строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали, которая соединит через нашу страну Поднебесную с Европой. Осуществление данного проекта позволит объединить высокоскоростные транспортные системы двух континентов и существенно сократить время поездки между крупнейшими агломерациями Евразийского пространства.
Скорость как ключ к успеху
Экономические реалии в современных рыночных условиях таковы, что быстрота и надежность поставки товаров от производителя к потребителю становится одним из главных составляющих успеха. Из трех видов транспортировки грузов – воздушной, морской, наземной – конечно же, наиболее предпочтительнее выглядит воздушный транспорт, когда расстояния в тысячи километров преодолеваются за считанные часы. Однако этот вид услуг обходится заказчику, как известно, очень дорого, да и объемы доставок в этом случае очень ограничены.
Еще со времен Христофора Колумба и вплоть до наших дней считается, что морской вид транспорта – самый доступный и экономически выгодный способ доставки товаров. Сегодня абсолютное большинство контейнерных грузов из Америки в Европу, из Европы в Африку и Австралию и обратно, идут морем. Но сей факт, обусловлен, в первую очередь, географическим положением торгующих стран и лишь затем уже экономической выгодой. А доля воздушных континентальных перевозок в этих направлениях настолько мизерна, что порой даже не учитывается при составлении статистических данных.
Но когда дело касается внутриконтинентальных перевозок, то тут уже вполне резонно возникает вопрос: а всегда ли оправдано использование морского транспорта, когда есть возможность использования наземного (а в нашем случае речь, конечно же, идет о железнодорожном) транспорта?
И первое, что приходит на ум в качестве примера – доставка грузов из Китая в Европу. Это направление напоминает сегодня весеннюю реку в период половодья из-за стремительно увеличивающего объема выпускаемых товаров на территории второй экономики мира. Однако по сей день львиная доля грузоперевозок, следующих из Поднебесной в Европу, идет все тем же морским путем, скорость которого в пять раз ниже, чем по железной дороге.
Старые проекты на новый лад
Китай давно оценил и понял, что при глобализации экономики скорость грузоперевозок играет не меньшую (а с каждым годом более значимую) роль, чем их стоимость. Поэтому он выдвинул миру новую торговую концепцию, которая зиждется на возрождении Великого Шелкового пути, связывавшего много веков назад эту страну с континентальной Европой. Конечно, в несколько модернизированном и осовремененном виде, но неизменной по своей сути: основной упор делается на наземный транспорт.
Сегодня КНР обозначил несколько направлений возрождения Шелкового пути – как морское, так и сухопутное. И в наземной части уже сумел осуществить несколько проектов. Так, например, по одному из маршрутов Нового Шелкового пути Китай начал поставлять товары в Европу через Казахстан, Азербайджан, Грузию и Турцию. Однако в силу разных причин, в том числе прохождение множества таможенных границ и использование паромной связи (между Казахстаном и Азербайджаном), данный вариант проигрывает другому варианту – через Дальний Восток по Транссибирской магистрали. Но и этот проект не без изъянов, и самый главный его недостаток – большая протяженность, так как внутри КНР уже несколько лет акцент делается на перемещение производственных мощностей в западную часть страны. Но это уже из другой оперы…
Достаточно посмотреть на карту, и становится понятным, что самый оптимальный и кратчайший путь доставки грузов из Китая в Европу – через Казахстан. Здесь сопутствующую роль играет не только географически выгодная позиция нашей страны, но и наличие уже сформировавшихся и действующих экономических территорий, как, например,Евразийский экономический союз с упрощенным пересечением таможенных границ. То есть, выйдя за пределы Китая, железнодорожный состав, направляющийся в Европу, только дважды пересекает таможенную границу – заходя в Казахстан на территорию ЕАЭС и выходя из нее уже вБеларуси.
Вперед, в будущее!
По поручению Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева казахстанскими специалистами совместно с их коллегами из России и Китая, прорабатываются вопросыпо реализации проекта строительства высокоскоростной грузопассажирской железнодорожной магистрали, котораясоединит Китай и Европу.
Данный проект по своим масштабам претендует стать одним из крупнейших в мире в сфере железнодорожного транспорта. Судите сами: протяженность коридора, проходящего по территории шести стран, составит более 9 тысячкилометров, в том числе по территории Казахстана – 1736.Магистраль позволит объединить высокоскоростные транспортные системы Европы и Китая и существенно сократить время поездки между крупнейшими агломерациями Евразийского континента.И это важно не только для пассажирских перевозок, но и, в не меньшей степени (если не в большей) – для грузовых сообщений.
По мнению специалистов, такой проект принципиально изменит структуру трансконтинентальных перевозок: прогнозный объем пассажирских перевозок может достичь 58 миллионов человек в год, в том числе по территории Казахстана – около 7 миллионов, а объем отправленных грузов по маршруту может превысить 12 миллионов тоннпри росте среднегодового темпа в 3,3%. И самое главное, существенно, а по сравнению с морским видом перевозок просто многократно уменьшатся сроки доставки груза – до трех суток! И именно этот фактор, как считают железнодорожники, станет основным генератором доходов от реализации проекта: срок доставки менее чем за 3 дня позволит конкурировать с авиационными перевозками.
В настоящее время совместно с ОАО «РЖД» проведена предварительная технико-экономическая оценка проекта высокоскоростной магистрали. Проработан маршрут, который пролегает через крупные районы экономической активности трех стран: Москва – Казань – Петропавловск – Астана – Караганда – Алматы – Урумчи – Пекин. При этом планируется, что вокзалы высокоскоростных магистралей будут интегрированы с системами городского транспорта, что значительно увеличит транспортную мобильность населения.
Вместе с тем, признают авторы проекта, создание, по сути, нового вида грузового транспорта создает ряд сложностей, требующих подробной проработки в части технологии транспортировки, терминальных операций и соответствующей инфраструктуры.В связи с этим в рамках 19-го заседания Межправительственной комиссии по сотрудничеству между Республикой Казахстан и Российской Федерацией в ноябре прошлого года принято решение по созданию рабочей группы с участием заинтересованных стран.Заседание же трехсторонней рабочей группы с участием Китайской стороны запланировано на первый квартал текущего года.В рамках этой рабочей группы планируется подготовка технико-экономического обоснования и многостороннего соглашения по совместной реализации проекта.
Проект, по словам казахстанских специалистов, может стать ключевым элементом сопряжения деятельности Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути и позволит усилить роль Казахстана в глобальной торговле.
Аяжан Окасова, Астана
Новости
26.11.2024
Более 155 мостов построят во время строительства новых железных дорог в Казахстане
Новости
26.11.2024
Олжас Бектенов дал ряд поручений Минтранспорта и КТЖ
Новости
26.11.2024
До 2027 года КТЖ построит 9 терминалов
Новости
26.11.2024
Развитие железнодорожной отрасли и транзитного потенциала рассмотрели в правительстве Казахстана
Новости
26.11.2024
Объемы контейнерных перевозок за три года выросли на 30%
Грузовые перевозки
26.11.2024
Минтранс: объем грузоперевозок вырос на 3,5% в Казахстане
Новости
26.11.2024
Более 1600 договоров с отечественными производителями заключило КТЖ в 2024 году
Инфраструктура
26.11.2024
Ремонтные работы железных дорог завершили на 96% в Казахстане
Грузовые перевозки
26.11.2024
Годовой план по сдаче грузов через Достык – Алашанькоу выполнили досрочно
Пассажирские перевозки
26.11.2024
Нацперевозчик напомнил правила использования стоп-крана в пассажирских вагонах
Новости
26.11.2024
Развитие ТМТМ обсудили в Стамбуле
Инфраструктура
26.11.2024
Инфраструктуру железных дорог продолжают улучшать в Павлодарском отделении магистральной сети
Новости / Архив
26.11.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №100 от 26 ноября 2024 года
Новости
25.11.2024
Неизвестные похитили болты скрепления пути на перегоне Көкпекті – Нұра
Новости
25.11.2024
Около 3 тысяч раз пришлось применить экстренное торможение машинистам КТЖ в 2024 году
Регионы
25.11.2024
Тянь-шаньские ели посадили сотрудники Алматинского отделения ГП
Новости
25.11.2024
Обучение по повышению компетенций провели для работников узла Кокшетау
Регионы
25.11.2024
С выходом бродячего скота на железнодорожные пути продолжают бороться в Костанайском регионе
Спорт
25.11.2024
Команда КТЖ заняла первое место на ІХ спартакиаде «Самрук-Қазына»
Регионы
25.11.2024
Итоги работы за 10 месяцев подвели в Алматинском отделении ГП