Конуренция –локомотив развития
Новости
26.01.2018, 14:47
Первостепенной задачей государственной политики является развитие конкуренции. Полноценная конкурентная среда постепенно формируется и в сфере пассажирских железнодорожных перевозок, но главное при этом – сохранить высокое качество обслуживания пассажиров.
Перевозки – в рынок
Простые обыватели привыкли связывать железную дорогу исключительно с национальным перевозчиком, и все шишки (за грязь в вагонах, хамоватых проводников и отсутствие билетов), как правило, летят на ҚТЖ. Однако еще с 2005 года в Казахстане началась практика субсидирования пассажирских перевозок и появились частные компании, доказывающие свое право на перевозку пассажиров по социально-значимым сообщениям на конкурсной основе. И, несмотря на в целом позитивное развитие ситуации, их услуги не всегда соответствовали необходимым требованиям. В первые годы нового тысячелетия на железной дороге республики насчитывалось пять постоянных перевозчиков – АО «Пассажирские перевозки», АО «Пригородные перевозки» и еще три частные компании. К 2009 году частники набрались кое-какого опыта, начали привлекать инвестиции и развивать инфраструктуру. Но, как известно, железнодорожные перевозки во всем мире являются убыточными, кроме таких плотно населенных стран, как Япония, Корея или Китай. И потому государство, тоже вставшее к тому времени на ноги, взяло на себя обязательство по обеспечению этих перевозок. – С 2005 по 2016 годы субсидировались убытки частных перевозчиков, соответственно, они не старались их сокращать. Договора с ними заключались только на один год, и у них не было стимула развиваться, обновлять парк, внедрять свои услуги, потому что они не знали, выиграют ли конкурс на следующий год, – говорит руководитель управления железнодорожного транспорта Комитета транспорта Министерства по инвестициям и развитию РК Нурбек Кабижан. – В 2016 году мы внесли значительные поправки в законодательство, был разработан новый механизм субсидирования, длительность заключения договоров увеличилась до 20 лет. При этом нами были поставлены требования: каждые 10 лет обновлять составы, развивать какие-то свои услуги. Субсидировать решено было не убытки, а расходы, точнее, пять их видов, которые регулируются государством. Это пользование магистральной железнодорожной сетью, локомотивная тяга, аренда вагонов, их техническое обслуживание и ремонт. Все, что перевозчик сумеет сэкономить, он может пустить на дальнейшее развитие. Соответственно, теперь он заинтересован в повышении своей эффективности, увеличении доходов, в том числе за счет иной деятельности – рекламы, продажи продукции внутри поездов. Забегая вперед, стоит отметить, что по итогам 2017 года все перевозчики выполнили свои обязательства по доходной части.Вагоны новые нужны
В 2016 же году по всем межобластным и межрайонным сообщениям министерство и акиматы провели большой конкурс, в результате которого определились 9 перевозчиков: две вышеназванные «дочки» ҚТЖ и 7 частников. По балльной системе учитывались все нюансы, вплоть до наличия в вагонах кондиционеров, подъемников и других необходимых технических приспособлений. На сегодняшний день частными железнодорожными компаниями осуществляется порядка 20% всех пассажирских перевозок в стране. 90% перевозок имеют альтернативу, то есть пассажир может выбрать более комфортабельный поезд, пусть даже за большие деньги. ТОО «Пассажирская компания «Туран-Экспресс» обслуживает сообщение Алматы – Петропавловск, ТОО «Марал-Нур» – Кызылорда – Жезказган и Жезказган – Астана, ТОО «ARLAN-TRANS-ASTANA» – Кызылорда – Петропавловск, ТОО «Nomadas» – Кызылорда – Кокшетау, ТОО «Турксиб Астана» – Алматы – Костанай, Костанай – Караганда и Костанай – Аркалык, ТОО «САРЫ-АРКА КОМПАНИ» – Уральск – Астана, ТОО «Арай Транс KZ» – Караганда – Семей. По итогам заключения договоров впервые в истории частных перевозок было привлечено порядка 10 миллиардов тенге на приобретение вагонов. В итоге в течение прошлого года парк частных перевозчиков пополнили 52 вагона. Большую помощь в этом оказал Банк развития Казахстана в лице АО «БРК-лизинг», предоставив кредитные средства на совместную покупку ТОО «ARLAN-TRANS-ASTANA» и ТОО «Турксиб Астана» 45 вагонов. У ТОО «САРЫ-АРКА КОМПАНИ» все составы и так были новые, 2014 года выпуска. Поезд сообщением Уральск – Астана этого перевозчика, к примеру, вызывает наименьшее количество жалоб и по всем характеристикам соответствует правилам организации перевозок. В 2018 году планируется закупить еще 100 вагонов: 81 ҚТЖ купит у ТОО «Тұлпар-Тальго», 19 приобретут частники в России и Узбекистане. Нацперевозчик в прошлом году уже заменил на 40 вагонов «Тальго» старые поезда № 376 сообщением Астана – Лениногорск и № 31/32 Алматы – Павлодар. – Износ вагонов до 2012 года в Казахстане был порядка 70-75%. За пять лет мы снизили этот показатель до 45%. До 2020 года планируем снизить еще на 5%, – заверил наш собеседник. По мере открытия новых маршрутов будут проведены дополнительные конкурсы, как раз в феврале ожидается таковой по случаю открытия сообщения Астана – Семей. Если перевозчик добросовестно выполняет свои обязательства, то работать по своим маршрутам он может все 20 лет. Если же нет, то Комитет транспорта имеет право расторгнуть договор и объявить новый конкурс. Больше становится фирменных поездов. Этот статус присваивается комиссионно по принятым стандартам. Вагоны в них должны быть не старше 5 лет, обязательно наличие вагона-ресторана и вагона, приспособленного для лиц с ограниченными возможностями. В туалетах должны быть туалетная бумага и жидкое мыло, пассажирам предоставляется чай, сахар и средства гигиены.Жалоб становится меньше
Ввиду больших объемов жалобы на национального перевозчика также поступают гораздо чаще. Однако суммы штрафов за 2017 год, когда из 25 миллионов тенге 10 наложены как раз-таки на частников, демонстрируют пока еще не окрепший рынок пассажирских перевозок. – Кроме обновления подвижного состава, в плане развития есть создание электронной системы приема жалоб. Подписаны договора с АО «Транстелеком», где создается единая система получения обращений граждан. В режиме реального времени мы будем мониторить, на какой поезд поступает наибольшее количество жалоб, проводить проверки, составлять рейтинги и налагать соответствующие штрафные санкции, – рассказывает Нурбек Кабижан. Система транспортного контроля, конечно, существовала всегда. Инспекции есть в каждом регионе стране, Алматы и Астане. Инспектор в ходе следования поезда выявляет безбилетных пассажиров, составляет акт и передает в Комитет транспорта. Административный штраф в этом случае налагается на проводника, кроме этого наказывается и сам перевозчик за то, что не обеспечил соответствующий контроль. И если проводник может отделаться 10-15 тысячами тенге, то сумма штрафа юридического лица доходит до 10 миллионов, и этот факт значительно влияет на сознательность перевозчиков. Так, помимо контроля со стороны государства, развивается внутренний аудит. Собственные ревизионные службы подчиняются непосредственно руководителю перевозчика, ежедневно проводят ревизию вагонов и выявляют нарушения прежде, чем их обнаружит инспектор транспортного контроля и наложит миллионный штраф. – В течение последних десяти лет налицо огромная разница в деятельности национального перевозчика. Если раньше мы получали по 10-20 жалоб на ҚТЖ ежедневно, то сейчас в месяц две-три. Наладили контакт по обращениям: в каждом вагоне указаны номера телефонов, куда можно обратиться с претензией, – пояснил Нурбек Кабижан. Большинство жалоб, по словам руководителя управления, поступает на действия проводников. Так получилось, что экономика давно стала рыночной, а сознание людей осталось на прежнем уровне. Работники пассажирского железнодорожного транспорта, а это порядка 20 тысяч человек, до сих считают, что должны обслуживать состав, а не пассажиров. А ведь вагоновожатый играет огромную роль, в его силах вовремя успокоить пассажира, принять на месте меры с тем, чтобы не допустить появления очередной жалобы. Ежегодно проводится обучение проводников этике обслуживания. А в связи с проведением выставки «ЭКСПО» они даже прошли курсы начального английского! На втором месте по количеству – жалобы на состояние вагонов: в них холодно или слишком жарко, они старые, туалеты грязные, а постель несвежая. – Раньше у нас были огромные проблемы, потому что мы не могли контролировать состояние вагонов. С 2014 года в Правила перевозки пассажиров внесены нормы экипировки вагонов. Теперь инспектор транспортного контроля в пути следования может проверять поезда на соответствие правилам перевозки, и перевозчикам легче их соблюдать, чем платить огромные штрафы. Количество жалоб по этим вопросам резко уменьшилось, – не без гордости говорит представитель МИР РК. Решается и еще один проблемный вопрос – наличие билетов. Все мы знаем, как сложно уехать куда-нибудь в летний период отпусков или на праздники. Однако ажиотажа не было бы, уверен Нурбек Кабижан, если бы пассажиры покупали билеты на поезд заранее, чтобы перевозчик при необходимости мог добавить еще два-три вагона, чего он не в состоянии сделать в последний момент. В 2018 году планируется внедрить динамическое ценообразование, когда заблаговременно купленный билет будет дешевле на 25%. Это международная передовая практика с 1 марта в пилотном режиме будет запущена на трех направлениях: Астана – Сарыагаш, Алматы – Астана и Астана – Кокшетау. В общем, уровень обслуживания в поездах растет. Да, не все так гладко, ведь перевозчики только приспосабливаются работать в рыночных условиях. И частные в этом смысле куда перспективнее государственных: они знают, как зарабатывать иной деятельностью, как общаться с пассажирами, на чем сэкономить. В течение ближайших 10 лет, считает специалист, рынок железнодорожных пассажирских перевозок в Казахстане встанет наравне с авиаперевозками. И частники в этом сегменте рынка играют роль локомотива, который тянет вперед, повышая качество и эффективность. А это несомненный плюс и для пассажиров, жаждущих комфорта, и для государства, считающего субсидии, и для перевозчика, ратующего о своем развитии.Асель Кильмакова
Новости
26.11.2024
Более 155 мостов построят во время строительства новых железных дорог в Казахстане
Новости
26.11.2024
Олжас Бектенов дал ряд поручений Минтранспорта и КТЖ
Новости
26.11.2024
До 2027 года КТЖ построит 9 терминалов
Новости
26.11.2024
Развитие железнодорожной отрасли и транзитного потенциала рассмотрели в правительстве Казахстана
Новости
26.11.2024
Объемы контейнерных перевозок за три года выросли на 30%
Грузовые перевозки
26.11.2024
Минтранс: объем грузоперевозок вырос на 3,5% в Казахстане
Новости
26.11.2024
Более 1600 договоров с отечественными производителями заключило КТЖ в 2024 году
Инфраструктура
26.11.2024
Ремонтные работы железных дорог завершили на 96% в Казахстане
Грузовые перевозки
26.11.2024
Годовой план по сдаче грузов через Достык – Алашанькоу выполнили досрочно
Пассажирские перевозки
26.11.2024
Нацперевозчик напомнил правила использования стоп-крана в пассажирских вагонах
Новости
26.11.2024
Развитие ТМТМ обсудили в Стамбуле
Инфраструктура
26.11.2024
Инфраструктуру железных дорог продолжают улучшать в Павлодарском отделении магистральной сети
Новости / Архив
26.11.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №100 от 26 ноября 2024 года
Новости
25.11.2024
Неизвестные похитили болты скрепления пути на перегоне Көкпекті – Нұра
Новости
25.11.2024
Около 3 тысяч раз пришлось применить экстренное торможение машинистам КТЖ в 2024 году
Регионы
25.11.2024
Тянь-шаньские ели посадили сотрудники Алматинского отделения ГП
Новости
25.11.2024
Обучение по повышению компетенций провели для работников узла Кокшетау
Регионы
25.11.2024
С выходом бродячего скота на железнодорожные пути продолжают бороться в Костанайском регионе
Спорт
25.11.2024
Команда КТЖ заняла первое место на ІХ спартакиаде «Самрук-Қазына»
Регионы
25.11.2024
Итоги работы за 10 месяцев подвели в Алматинском отделении ГП